Сегодня перед учебно-воспитательным процессом родителей и дошкольных учреждений ставится цель — всестороннее развитие ребёнка как духовно богатой, эстетически воспитанной личности.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс развития творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика ребёнка на восприятие наиболее ярких свойств и качеств предметов и явлений.
Познавательная деятельность ребёнка осуществляется через восприятие (познание внешних свойств предметов: цвет, форма, величина и др.) и мышление (познание внутренних скрытых свойств, связей между предметами и явлениями: причинно-следственные, временные, количественные и другие). Отражение внешних и внутренних свойств в мозге создаёт чёткий объёмный образ предмета, который потом описывается с помощью слова. Между восприятием и мышлением существует тесная связь.
Сенсорное воспитание предусматривает обучение детей обследованию предметов с помощью органов чувств и формированию представлений о сенсорных эталонах. Сенсорное воспитание включает в себя широкий объём признаков и свойств предметов (величина, форма, вкус, запах, цвет, фактура, тяжесть, звучание предметов и окружающего мира, ориентирование в пространстве и во времени, развитие речевого и музыкального слуха и др.). При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (тактильной, обонятельной, слуховой, зрительной и др.), которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (холодный, тёплый, горячий, горький, сладкий, солёный, кислый, мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый, лёгкий, тяжёлый, справа-слева, сверху-снизу, далеко-близко).
Мышление относится к возрастной категории и подразделяется на группы по формам мышления:
• наглядно-действенное (или визуально-тактильно-игровое);
• наглядно-образное возникает со способностью мыслить не только на основе восприятия предметов, но и на основе образов и формируется из чувственного познания и на основе практической деятельности, при которой ребёнок учится с помощью образов сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, находить их и группировать;
— словесно-логическое (во второй половине дошкольного возраста), помогающее не только находить и называть предметы, но и понимать их назначение и устанавливать связи, существующие между предметами и явлениями.
Используя эти знания о развитии детей, следует учить их анализировать и сравнивать, сопоставлять и обобщать, классифицировать и находить связи между предметами и явлениями; побуждать к высказыванию собственных предположений, а также самостоятельно проводить собственную исследовательскую работу. Ребёнок — прирождённый исследователь, изобретатель и конструктор. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве.
Ребёнок, как правило, не сосредотачивается на одном или двух видах искусства, он любит все виды искусства: и сказку, и рисование, и музыку, и лепку, и театр, и танцы. У детей отчётливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи во всём. Чем старше ребёнок, тем он становится более эмоционален и восприимчив к художественным и музыкальным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы (ритму, рифме, цвету, мелодичности), более разнообразно реагирует на содержание произведения в целом, учится подражать взрослым в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируя новые интересы и навыки.
Эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребёнка с внешним миром и помогают решать вопрос целостного развития личности ребёнка. Эстетическое отношение к окружающему миру (при определяющем влиянии воспитания) формируется у ребёнка в связи с его общим психическим развитием, на которое обязательно оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и искусстве.
Художественно-эстетические чувства, как и моральные, не являются врождёнными и требуют специального обучения и воспитания, закладывая основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. Научить ребёнка чувствовать, понимать красоту жизни и творить по законам красоты, делая его благороднее, добрее, радостнее, чувствительнее и образованнее, — большая и трудная задача, которая требует отличной подготовки, а также длительной, терпеливой и творческой работы взрослых.
Качественное художественно-эстетическое развитие ребёнка является важным показателем готовности его к школе, так как развивает у ребёнка пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и память, которые являются основой интеллектуального развития.
Алёна Амелина,
руководитель Универсальной Родительской Академии (УРА); член «Ассоциации творческих
учителей России»;
учитель и эксперт по семейному и дополнительному образованию; автор образовательно-игровой интерактивной методики преподавания «Смотри, Играй,
Читай, Считай, Слушай и Запоминай»; автор, музыкант, звуковой и художественный оформитель серии пособий, игр и книг под общим названием «Пособие для будущих великих академиков» |