Читаю в газете размышления людей о том, как и чему учить детей в поселениях… Ноосферная школа, Живая школа... и почти ничего — о внешкольных делах. Школа ремёсел, школа творчества, школа искусств — всё это, безусловно, очень важно.
Но скажите мне, в какой школе учат детей смелости, мужеству, зоркости, внимательности, находчивости? Разве это не те качества, которые должны иметь будущие защитники Родины? А такая школа существует уже более 100 лет. Советское правительство не позволяло нам её применять у себя, в своих общеобразовательных школах. Единственным бледным её проявлением была игра «Зарница» — и всё. Между тем существует огромный диапазон игр, дневных и ночных, позволяющих развивать навыки следопытов, разведчиков, лидеров малых групп и просто наблюдателей-аналитиков у нашей детворы.
Давно замечено, что дети в возрасте 8–10 лет сбиваются в группы, стаи, заводят друзей и начинают выяснять отношения… Если взрослые берут эти процессы под свой контроль, то дети растут и воспитываются в «стаях» без проблем. Безконтрольность иногда заканчивается плачевно. Это и травматизм, и драки, и несчастные случаи: ушли и не вернулись…
В конце XIX века генерал Баден-Пауэлл написал книгу «Разведчество для детей», и уже через три года русский царь приказал перевести её с английского на русский, напечатать и распространить. Боевой офицер, кадровый разведчик Баден-Пауэлл понял, что разведчиков надо готовить с детства. Когда он вышел на пенсию, провёл эксперимент с группой подростков: собрал их в отряд и целый месяц обучал на маленьком островке искусству разведки и жизни в полевом лагере, на природе. С той поры скаутинг распространился по всему миру. Наработан огромный опыт в развивающих и ролевых играх, обустройстве лагерей… Детей учат всё видеть и слышать вокруг себя, где бы они ни находились и, если что, мгновенно реагировать на ситуацию, приходить на помощь.
Пример первый. Зима, гололёд. К остановке подходит автобус, из него выходит человек, падает и скользит под колёса автобуса. В сумерках автобус медленно трогается… И два друга-скаута буквально выдернули человека из-под колёс, пока до остальных пассажиров дошло и они успели только закричать.
Пример второй. Лето. Двор между высотками в городе. Дети бегают по двору. Появляется собака, бежит за ребёнком. Парень-строитель, бывший скаут, отдыхавший на лавочке у подъезда, мгновенно срывается с места и просто летит за собакой, на бегу подхватывает кусок палки, лежащий на земле. Собака валит ребёнка и начинает его рвать зубами. Парень с размаху давит коленями задние ноги собаки и просовывает палку под собачий ошейник, делает палкой пол-оборота, закручивает ошейник. Собака отпускает ребёнка, ей уже не до этого. Зрители ещё только начали подходить, а парень уже передал собаку подбежавшему хозяину.
Вот это и есть результаты скаутского воспитания. В наше равнодушное к бедам людей время прививать детям самые лучшие человеческие качества просто необходимо.
Ночные игры и испытание «Одинокий олень» учат преодолевать страхи тёмной ночи и одиночества, отваге и выдержке… Испытание «Три орлиных пера» даёт возможность проявить волю, характер и сообразительность. Система палок и верёвок, собранная на деревьях на уровне выше роста взрослого человека, а также горизонтальные полосы на кронах деревьев с накрепко привязанными палатками позволяют создать деревню обезьян. Здесь тренируются безстрашие, сила и ловкость. В ненадёжных местах подвязаны прочные капроновые сети, страховочные лестницы и трапы…
На моей памяти случаи травматизма в лагерях скаутов не замечены. Мы с женой были руководителями скаут-клуба с 1994 по 2002 год. Это была наша жизнь и работа. Перестройка и смена руководства вынудили закрыть клуб, и наша школа, в которой наши дети были по-настоящему счастливы, превратилась в начальную. Потеря работы заставила поменять место жительства, надо было учить своих детей-студентов. Но скаутинг в районе жив, наш опыт пригодился в других отрядах.
О скаутинге написано немало статей в Интернете, но официально скаутинг стараются не замечать. Чиновникам не нужны развитые славянские дети. Но книги по скаутингу стараниями энтузиастов продолжают выходить, лучшей из них считаю «Жизнь в лесу» воронежского скаут-мастера Шишлянникова. Есть и отдельные книги-сборники по играм. Множество игр, сценариев пишут сами дети, большинство на основе сказок, легенд и русской истории.
На одном из крупных скаутских слётов (Джамбори, 8 тысяч детей) «Волга–2000» (Саратов) губернатор области сказал следующее: «…Мы берём на себя ответственность всемерно поддерживать скаутское движение как наиболее действенную и эффективную систему воспитания нашей молодёжи!»
И ещё. Мало кто знает, что все лидеры самых успешных западных фирм и корпораций прошли воспитание в скаутских организациях...
Сергей Однораленко. Воронежская область,
хутор Вакуловка. |