Четверг, 25.04.2024, 03:50Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(055)2009

Путешествие в заповедную страну

80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха

Эта знаменательная экспедиция до сих пор официально не признана географической наукой и остаётся малоизвестной для общественности. В энциклопедиях нет статей о ней.

 

«Блестящей экспедиции Николая Константиновича Рериха удалось связать в целое такие далёкие страны и регионы, как Сибирь и Тибет, Россия и Монголия. И этот великий крест, который он начертил на карте нашей страны и прилегающих к ней областей Центральной Азии, показывает, что народы эти, связанные вместе стройностью зональных ландшафтов и взаимными историческими коллизиями, имеют общую судьбу и общее будущее, которое будет открыто следующим поколениям».

Лев ГУМИЛЁВ.

В октябре 2008 года в Москве в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924-1928)». Организаторы — Международный Центр Рерихов, Международная Лига защиты культуры, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международный гуманитарный фонд «Знание» имени К. В. Фролова, Российская академия естественный наук, Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского, Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Конференция организована при поддержке Информационного центра ООН в Москве.

Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ-ХХ столетий. Она прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Эти районы давно привлекали внимание Рериха не только как художника, но и как учёного, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Вместе с Николаем Константиновичем в экспедиции участвовали его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий.

Результаты впечатляют: пройдено свыше 25 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. Проведены географические, исторические, археологические, этнографические исследования, найдены редчайшие манускрипты, собран богатейший лингвистический материал. По итогам путешествия Николай Рерих создал более 500 полотен; состоялось подписание Пакта Рериха в защиту памятников культуры.

Однако очень немногие знают о главной особенности этой экспедиции — она проводилась под руководством духовных Учителей Востока и имела цели, связанные с космической эволюцией человечества. И, несмотря на то, что спектр вопросов, поднятых на конференции, был необычайно широк, большинство докладчиков рассматривало многогранную проблематику Центрально-Азиатской экспедиции с точки зрения нового космического мышления, на основе методологии Учения Живой Этики, идеями которой насыщена вся творческая деятельность семьи Рерихов.

 

В

 ХХ веке, как известно, пространство знаний развивалось по двум направлениям: научное, действовавшее в сфере трёхмерного, «плотного» измерения, и — метанаучное, до сих пор не востребованное на должном уровне. «Современные учёные всё чаще апеллируют к метафизике, — отмечала в своём докладе «Земной маршрут космической эволюции» генеральный директор Музея им. Н. К. Рериха, академик РАЕН и РАКЦ Л. В. Шапошникова. Но ещё мало учёных, кто рассматривал бы исторические процессы с позиций метаистории, в тесной их связи с эволюционным процессом. Где главным инструментом измерения становится сам человек, где уникальны сами методы познания: интуиция, озарение, вещие сны, видения, свидетельства и т. д. Подобных ярких примеров в науке и искусстве накоплено немало: «Эврика!» Архимеда и маятник Фуко, «Мадонна» Рафаэля и «Реквием» Моцарта, «яблоко» Ньютона и таблица Менделеева, пророчества Ванги и Эдгара Кейси. Объяснить их эмпирическая наука не в силах, но вынуждена это признать.

Человечество и планета, — продолжала Л. В. Шаповалова, — части единого Космоса, где всё взаимосвязано. Космические процессы дают нам возможность контактировать с Личностями, стоящими на эволюционной лестнице намного выше нас по своему духовному развитию. Через них идёт помощь человеку, приходит метаисторическая информация, и мы в состоянии её принять.

Любое явление в Космосе имеет две стороны: земную и надземную, материальную и духовную, высшее ведёт низшее. Импульс Высшего идёт к нам эоны веков через метаисторию, через Время. Говоря о плотном, материальном мире, в котором есть прошлое, настоящее и будущее, надо признать, что в духовном мире этой дифференциации не существует, Время едино. Такое единство свойственно и метаисторическому процессу, поэтому он обладает пророческим характером. Поле метаистории несёт пророческую информацию, но чтобы её добыть, нужно иметь к тому способность.

Двигаясь по маршруту, изучая древние памятники, собирая различные коллекции, проводя научные исследования, Н. К. Рерих задаётся вопросом: почему шло массовое переселение народов? И приходит к выводу, что двигают эти массы космические энергии. Кочевые народы сильно способствовали импульсу Космического Магнита. «Космический магнит собирает народы, собирает Расы, <…> собирает явления всех притяжений», — говорится в Живой Этике; что общее у этих народов? — «Истоки»; как вычленить из прошлого то, что держит будущее? — «Из древних чудесных камней сложим ступени в грядущее».

Многие понимают понятие «камни» буквально, вспоминая об осколке метеорита с Ориона, несущем космическую энергетику Высших Миров: Чинтамани индусов, Норбу Ринпоче тибетцев и монголов, Святой Грааль европейцев. Сказания о Чудо-Камне есть в легендах многих народов.

Рерихи владели этим Чудо-камнем — магнитом.

«Магнит превращает идею пространства в действие». Говоря упрощённо, идеи правят миром. Но нужны источники энергии. Участвуя в грандиозном метаисторическом процессе, Рерих посредством видений создаёт знаменитые серии полотен: «Святыни и твердыни», «Его страна», «Знамёна Востока», «Майтрейя». Так вот вторым таким источником стали картины на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции — они тоже энергетические магниты. Картины такого Мастера — это Свет, заключённый в гармоничном сочетании цвета, композиции и идеограмм (есть научные исследования, подтверждающие, что картины Рериха обладают лечебными свойствами). И, наконец, третье — сама Е. И. Рерих. В тяжелейших условиях путешествия Учитель работал над изменением, повышением её энергетики. Так состоялся небывалый космический эксперимент — как пример для человечества. На маршруте также была продиктована одна из книг Живой Этики — «Община», которая указывала путь будущего развития человечества и предупреждала Москву о недопустимости насилия. Перечисленные три источника энергетики сформировали пространственно-магнитную форму, которая перерабатывает идеи пространства в действие.

Действие — это в метаистории Импульс для дальнейшего развития тех стран, по которым прошли Рерихи. Результаты Центрально-Азиатской экспедиции стали тем источником, магнитом, уже формирующим идеи пространства в новое мировоззрение, новое космическое мышление и новую систему познания, где будут соединены эмпирическая наука и метанаука.

 

Б

ез учёта Законов Космоса анализ и научное осмысление наследия Рерихов невозможно, подчеркивал в своём докладе «Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция» профессор МГУЛ, доктор философских наук В. В. Фролов. Живая Этика была и остаётся самой мощной составляющей идущей сейчас в России духовной революции. В ней раскрыты основные Космические Законы: 1) двойственности; 2) энергообмена; 3) Космического Магнита; 4) иерархии; 5) синтеза и т. д. Именно такой подход даст представителям философской науки ключи и составит фундамент для широкого поля исследований экспедиции Рерихов.

 

О

дин из существенных результатов экспедиции — создание Института «Урусвати». Долина Кулу, где расположился институт, выбрана не случайно. Все её характеристики — геохимические, биосферные, ноосферные (а долина находится у подножия Гималаев, это перекрестье путей многих народов, это и Пандавы, и Махабхарата, и многочисленные памятники ушедших культур), — это, по мнению ещё одного докладчика, вице-президента Международной Лиги защиты культуры из Санкт-Петербурга М. Н. Чирятьева, материальные следствия магнитов, заложенных основателями древних духовных традиций.

Во время экспедиции Рерихи заходили во многие, закрытые для европейцев монастыри. Там ламы, монахи охотно делились с путешественниками знаниями: от рецептур медицинских препаратов до тайн внутренней энергетики человека, сознания и его взаимодействия с внешней средой. Так исследователи оказались на пороге совершенно необычных открытий.

Институт «Урусвати» планировался как воплощение идеи зарождения некоего нового города знаний. Его основатели считали, что нельзя каждой наукой заниматься обособленно, поскольку все они взаимосвязаны. В институте действовали два отдела: археология, прикладные науки и искусства, и — естественные науки и прикладные исследования. При каждом отделе работало несколько лабораторий. В биохимической лаборатории изучались свойства растений, создавались рецептуры новых лекарств. Физическая и фотометрическая лаборатории предназначались для регистрации и исследования энергий, исходящих от растений, животных и людей, работы назывались — «Опыты воздействия психической энергии на растения». В физической лаборатории исследовалась метеорная пыль, так как она способна оказывать целебное воздействие на биологические объекты, в том числе и на человека.

В методах работы и наборе исследуемых проблем «Урусвати» опередил время — это первый в мире институт, где на практике осуществился синтез науки и духовности, где наметились вехи, по которым будет развиваться наука будущего. С Институтом сотрудничали научные учреждения Индии, Америки и Европы (Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке), в общей сложности — 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди тех, кто так или иначе был связан с «Урусвати», — А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. де Бройль, Чандрасекара Рамана, С. И. Метельников, Н. И. Вавилов и др.

Надвигающаяся Вторая мировая война, дефицит финансирования заставили основателей Института «Урусвати» «заморозить» исследования. Результаты трудов — ценнейшие научные записи, готовые лекарственные составы, семена редчайших растений, уникальный биологический материал. Рерихи подарили возможность продолжения исследований нам, живущим в XXI веке.

И уже немало современных учёных в своих изысканиях широко используют философское наследие Рерихов: профессор Г. Н. Дульнев, «уловивший» природу информации; физики Г. И. Шипов и А. Е. Акимов, описавшие физический вакуум и торсионные поля; доктор медицинских наук И. Т. Ягодинский, предложивший единую концепцию генетики и ритмов биосферы; профессор С. В. Маевский, развивающий идеи космической медицины. А Международная академия наук экологии и безопасности человека и природы в Санкт-Петербурге объединила ведущих учёных и деятелей искусств, первых лиц государства и религиозных лидеров, сделав своим девизом слова Н. К. Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени в грядущее».

Продолжая тему «Урусвати» как прообраза научных учреждений будущего, доктор технических наук из Екатеринбурга В. П. Ануфриев рассказал на конференции об исследованиях Стоунхенджа, Ньюхенджа, Аркаима, где повышенный фон радиации — не опасен для человека. Существует гипотеза, что в подобных древних городах-обсерваториях также были заложены магниты. Ануфриев сообщил о своих уникальных разработках, основанных на открытии супругов Кирлиан, позволяющем даже ауру растений.

Но догматы старой научной парадигмы мешают всем светлым начинаниям, поэтому учёный предложил создать Институт Человека на базе Международного Центра Рерихов и Объединённого Научного Центра проблем космического мышления.

 

В

 творчестве Н. Рериха в период экспедиции важное место занимает и образ Христа. В путевом дневнике «Алтай — Гималаи» Николай Константинович записал: «Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий лик Будды Учителя, то ещё неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе».

Действительно, четыре широко известных Евангелия не отвечают на вопрос, где находился Иисус с 12–14 лет до 30-ти. Рерих находит ответ-доказательство, отмечала в своём выступлении кандидат искусствоведения из Уфы Н. В. Сергеева-Тютюгина. В Ладакском монастыре в г. Хеми хранится рукопись — манускрипт тибетского перевода с языка пали. Ламы разрешили Николаю Рериху с ним ознакомиться: «Так буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь проходившему и учившему… В Лэ, столице Ладака, ламы покажут пруд, где учил Иисус. Лэ — место замечательное, здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шёл через Лэ на север».

В 1924 г. Рерих пишет картину «Знаки Христа», и вся его серия «Учителя» ярко приоткрывает завесу земного пути тех, Кто неразрывно связан с сердцем Азии — Вечным Источником Знаний.

Сердце Азии… А почему не центр?.. На примере сердца — как энергетического центра человека, кандидат педагогических наук из Москвы А. А. Лебеденко провёл аналогию — микрокосм подобен макрокосму. И такие энергетические центры существуют и на нашей планете, и во Вселенной. Энергетика планетных сил проецируется на поверхность планеты в разных местах: энергетический центр сердца Земного шара связан с труднодоступной областью Гималаев, где, по преданию, расположена таинственная Страна Шамбала. Это особое, центральное место между четырёх океанов, где земной мир соприкасается с Высшим Состоянием Сознания. Не случайно всё творчество Н. К. Рериха после завершения экспедиции пронизано Священным понятием «Шамбала». Именно он ввёл это сокровенное слово в научный контекст Европы и Америки, и затем уже Елена Ивановна Рерих более полно раскрыла его в философии Живой Этики.

Необычные места в пространстве от Алтая до Гималаев Николай Рерих отождествляет с внутренним сердцем Азии, державой Света, твердыней пламенной, вратами в будущее для всего человечества. «Бьётся ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? От Брахмапутры до Иртыша, и от Жёлтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии — всюду грозные безпощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности застыл жестокий Такла-Макан, омертвив серединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Обглоданными скелетами распростёрлись изгрызенные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце?» — задаётся Николай Константинович вопросом. И отвечает: «Когда индийские йоги останавливают пульс, то сердце их всё же продолжает внутреннюю работу. Так же и с сердцем Азии». Потом добавляет: «Теперь всё может быть достигнуто только через Шамбалу». Шамбала выступает у него мифическим и одновременно реальным символом Сердца планеты. Многие гадают, посетили ли Рерихи Заповеданную Страну? Вот что пишет в своём дневнике участник экспедиции, доктор Рябинин: «Когда экспедиция подошла к долине реки Брамапутры, ночью пришёл Указ Учителя. На следующий день руководство караваном принял Юрий Николаевич, а Е. И. и Н. К. Рерихи вдвоём, налегке ушли в только им известном направлении, их путь лежал в Ш., где их уже ждали».

Современные научные данные подтверждают, что сердце человека гармонически сонастроено с сердцем планеты, которое, в свою очередь, вибрирует в соответствии с ритмами Солнца.

Параллели между графиками активности Солнца и основными этапами эволюционной деятельности семьи Рерихов провёл в своём докладе В. И. Сидоров из Иркутска. Ссылаясь на труды А. Л. Чижевского по гелиобиологии, докладчик назвал Рерихов субъектами эволюции, то есть теми, кто творит эволюцию. Оказывается, можно, изучая солнечную динамику, планировать на будущее историческую деятельность. По сути, речь идёт о зарождении футурологии — науки, прогнозирующей будущее.

 

П

о масштабу и сложности поставленных задач экспедиция Рерихов не имеет себе равных в истории. Но, как говорил педагог из Санкт-Петербурга Э. А. Томша, юное поколение формируется сегодня в условиях интенсивного визуального потока,  и привыкло к динамичной форме получения информации. Поэтому для знакомства с Центрально-Азиатской экспедицией педагоги решили обратиться к мультимедийным средствам — показ фильмов, рассказывающих о странах, по которых пролегал маршрут экспедиции, и дети таким образом как бы погружаются в путешествие. Попутно раскрываются сюжеты и идеи самого художника. Подростки прекрасно воспринимают основы астрономических знаний, подаваемых интересно в планетарии или оптическом театре, слушают рассказы о других путешествиях, особенно когда сами участвуют в походах, общаются с природой, знакомятся в ходе экскурсий с памятниками культуры. Такие формы работы вызывают неподдельный интерес, а главное — подводят юное поколение к поиску собственного мировоззрения, осмыслению своего будущего. «От младенчества нужно закладывать в юные сердца светлые основы прошлых достижений, но в устремлениях в Грядущее», — говорил Н. К. Рерих.

 

В

 рамках конференции работала выставка фотографий генерального директора Музея имени Н. К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая также прошла по маршруту этой экспедиции. Очевидно, проделать такой путь могут лишь единицы.

Представители рериховских обществ сегодня изучают отдельные участки маршрута экспедиции. Летом 2008 года Международная экспедиция прошла по Алтаю. В ней, как рассказывала один из руководителей эскпедиции И. Л. Мершина, участвовало около ста человек: учёные, художники, журналисты, общественные деятели, представители 25 городов из четырёх государств. Цель состояла не только в фотофиксации маршрутов, но и в привлечении внимания широкой общественности и СМИ к итогам и историческому значению экспедиции Рериха, к идее культурного единения. Путешественники встречались с сотрудниками музеев Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, обсуждали проблемы культуры, передали в дар музеям издания МЦР. Совершили восхождение на безымянную вершину (высота 3400 м, рядом с пиком В. М. Шукшина), где и прозвучало предложение назвать её пиком Международного Центра Рерихов (сейчас ведётся работа по официальному оформлению этой идеи). 27 июля первая группа взошла на пик с северной стороны, её участники закрепили там памятную табличку и оставили капсулу с землёй с мест кремации Н. К. и Е. И. Рерих. На другой день вторая группа поднялась на вершину с южной стороны, водрузила Знамя Мира и оставила капсулу с обращением в будущее и с землёй с места рождения Преподобного Сергия Радонежского.

Алтай для Рерихов был местом совершенно особым, сокровенным. Н. К. Рерих писал: «Алтай представляет собой не скрытую сокровищницу». Место это — и Звенигород, и Космический Магнит. И от того, как течёт жизнь на Алтае, зависят многие процессы, которые идут в Евразии и во всём мире. Сегодня, как отмечал профессор Алтайского государственного университета А. В. Иванов, над заповеданным местом нависла угроза прокладки газопровода (через долину Укок в Китай), это будет настоящим осквернением одной из величайших святынь Евразии. Ряд современных исследователей считает, что название Укок происходит от объединения слов ук и кок, что в переводе с алтайского звучит «Слово Неба». Суровая красота, труднодоступность и вместе с тем открытость Укока всем сторонам света издревле превращала его в место религиозного поклонения. Буддисты Китая и Монголии почитают эти земли святыми, ибо, по преданию, их некогда посетил и освятил сам великий Будда.

Территория долины покрыта безчисленным числом ледниковых озёр, болот, рек и ручьёв, стекающих с ледников. А снега Укока ослепительно чисты, воды рек имеют молочно-белый цвет, делая явью легендарные сказания о Беловодье. Богаты растительность и животный мир, недаром в 1998 году плоскогорье Укок получило статус «Зоны покоя» и вошло в Список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО.

Кроме того, в Бертекской котловине Укока обнаружены захоронения афанасьевской (3-2 тыс. лет до н. э.), гунно-сарматской (первые века н.э.) и древнетюркской культур. На весь мир прогремело открытие погребения «Укокской принцессы». Ещё раз подтвердился факт, что район Алтая в те далёкие времена соединялся торговыми и культурными связями со всеми главными центрами тогдашнего мира. Укок — это величайшая природная и культурная сокровищница народов Евразии, не открывшая и десятой доли своих богатств, а потому подлежащая особой заботе и охране.

Помимо прокладки газопровода, по словам А. В. Иванова, существует вторая глобальная угроза — строительство Алтайской ГЭС. Первоначальный проект 180-метровой плотины ещё в 1989 году отвергли две госэкспертизы — как экономически нецелесообразный и экологически опасный. Но правительство Республики Алтай до последнего момента скрывало от общественности реальные планы проектировщиков — построить гигантский каскад ГЭС, включая 180-метровую плотину. Сознательно умалчивается  высокой стоимости такой электроэнергии, о необходимости восстановления дорог, затоплении сёл и других объектов, о сворачивании туристско-рекреационного развития на Алтае. Последствия же строительства ГЭС катастрофичны: накопление в потенциальном водохранилище тяжёлых металлов, в частности ртути; изменение сейсмической активности (в регионе совсем недавно наблюдались землетрясения более 7 баллов); нанесение урона земельным ресурсам пойм рек Катуни и Оби.

Вот почему все участники конференции единогласно поставили подписи в защиту Алтая. Ещё в 1926 году, когда экспедиция проходила по Алтайскому маршруту, Николай Рерих записал в дневнике: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты? Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».

Предсказано, что последняя битва будет за Катунь — реку Матери Мира. А потом жизнь мирная… Отстоим? Да будет!

На конференции постоянно звучала мысль, что для сохранения природы надо сохранить культурные ценности  и прежде всего её нравственные основы. Центрально-Азиатская экспедиция показала, что именно накопления энергетики культуры прошлого являются основанием и причиной развития будущих цивилизаций. После экспедиции Рерих запишет: «На местах самых древних достижений растут новые цветы человеческих знаний. Даже с хладнокровной научной точки зрения мы уже привыкли говорить о токах, лучах и эманациях. Эти эманации культуры удобряют почву, и кто знает, вероятно, они обеспечат реальный подъём конструктивного духа».

В эпоху глобального мирового кризиса, природных катаклизмов, чудовищной бездуховности — возродить Россию может сильный национальный проект, который позволит стране и её народу подняться над всеми различиями между Востоком и Западом и объединить мир на основе энергии добра, гуманизма и справедливости. Ибо настолько мы сейчас живём в тесном мире, что по-другому человечеству просто не выжить.

Из уст учёных всё чаще звучит загадочная, пророческая фраза: «Время евразийствует». А духовный фундамент для евразийской, ноосферно-экологической цивилизации был заложен экспедицией Рерихов.

Владимир Пастухов, председатель межрегиональной общественной организации Черноземья «Мир через культуру», участник конференции. г. Белгород.
pasthw@mail.ru

Категория: №02(055)2009 | Добавил: winch (03.11.2016)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024