Вторник, 23.04.2024, 19:22Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(055)2009

Другая школа. Проект системы образования для Родовых поселений

Здравствуйте! Мне 46 лет, физик, математик, живу в Санкт-Петербурге, профессионально занимаюсь разработкой систем опережающего образования с 1985 года. В 80–90-е гг. не только был близко знаком с большинством учителей-новаторов, но и активно участвовал в проектах, составляющих реальную альтернативу сложившейся системе образования.

Был директором двух школ (частной и государственной), возглавлял сектор экспертизы инновационных школ в областном комитете по образованию, руководил сетью частных образовательных лагерей, в соавторстве с братом издал учебное пособие «Россия во времени: древняя история сибирских и славянских народов» (изд. «Вече», 1997 г.), разработал ряд  образовательных проектов и концепций авторских школ в Западной Сибири.

Если предлагаемая концепция будет интересна организаторам и участникам Родовых поселений, с радостью включусь в её конкретную разработку (сейчас я обозначил только контур проекта) под реальные потребности участников и главное —  в практическую реализацию в одном из поселений, которое необходимо выбрать в качестве базового для этой программы.

Результатом реализации данного проекта станет: качественное усиление родовых поселений на основании расширения поля выбора направлений развития его участников; обеспечение надежной трансляции духовного и культурного содержания самого проекта «Звенящие кедры России»; построение образовательной концепции прорыва идеологии России: от тупиковой концепции Общества Потребления — к формированию Общества Созидания.

Считаю, что время локальных экспериментов прошло. Опыт отдельных поселений, включая безценный опыт М. П. Щетинина, должен выйти на новый этап осмысления и реализации — через построение собственной системы образования, эффективной, хорошо организованной, с ярким содержанием, обеспечивающим нашим детям любые возможности дальнейшего развития.

С уважением, Анатолий Сторожев.

 

Построение собственной системы образования — насущная задача многих родовых поселений. Строя общину, поселенцы сталкиваются с проблемой организации для своих детей качественного образования. Единение с природой, осознание своего предназначения, крепкие духовные основания — всё это подталкивает к непрерывному развитию, овладению Знаниями, органичному включению в этот нескончаемый процесс детей. Выстраивание своего образа жизни — это ядро Образования, понимаемого не как «ясли — детсад — школа — вуз», но, прежде всего, как включённость в сферу развития Духа, Мышления и Деятельности.

Современная Россия глубоко больна идеей построения Общества Потребления. Вырастить истинную модель развития России, эффективный образец Общества Творческого Созидания, Общества Мышления и Деятельности возможно в локальных сообществах духовно развитых людей. Такими сообществами выступают сегодня родовые поселения.

Система образования в России практически разрушена. Это показывают исследования международных институтов, это понимают политические лидеры, многочисленные эксперты. Министр образования и науки после проведения последнего ЕГЭ обвинил в низком качестве знаний учителей России. Но у нас нет других учителей. И пока нет другого министра. Пользоваться этой системой гораздо опаснее, чем покупать отравленные нитратами овощи на рынке.

Задача построения собственного эффективного образовательного комплекса для детей и взрослых может стать важнейшей из задач родового поселения. Придумывание и реализация для себя и своих детей качественного образования может выступить не только увлекательным совместным проектом, но и механизмом развития Родового поместья. Кроме того, само поселение станет более привлекательным для интересных, неравнодушных людей. Ведь многих в крупном городе удерживает подобие качественного образования детей, либо мечта о нём.

Любой настоящий образовательный проект — произведение штучное, не штампованное. Для его «производства» требуется знание ситуации, реальных потребностей участников. Более того, разработка проекта предполагает включённость в этот процесс самих будущих его участников. Краткая концепция предполагает описание самых общих особенностей образовательного проекта родового поселения.

От «школы зубрежки» к «Школе Мышления и Знания».

1) Ведущее содержание образования — совместное духовное развитие. Под образованием мы понимаем всю сферу развития мышления и деятельности. Главная задача образования — развитие человеческого сознания, индивидуального и коллективного.

2) Это не означает, что необходимо игнорировать государственный образовательный стандарт, основанный на информации (примитивных сведениях о мире и отработке простейших навыков). Более того, человек с развитым сознанием при наличии желания осваивает любые предметные программы в кратчайшие сроки. Наш практический опыт показал реальную возможность освоения «госстандарта» в объёме основной школы за 4 года вместо 11 — без перегрузок и в удовольствие. При этом высвобождалась масса времени на более полезные дела: на новые предметы, на укрепление здоровья, на Созидательный труд.

3) Учебную стратегию можно выстроить как поэтапное движение от Мышления к Знанию — в отличие от современного традиционного подхода, когда осуществляется движение от получения информации и примитивных сведений об «окружающем мире» (страшноватый термин!..) к отработке навыков по безсмысленной переработке этой информации. Наиболее благодатное время для развития Мышления и Творческих Способностей — с 6 до 11 лет. В этот период особенно опасно погружать учащегося в безумный процесс накачки информацией, чуждой ему. В этот же период времени ученик овладевает Учебной Деятельностью, особой общей способностью к обучению. В дальнейшем эта «обучаемость» позволит осваивать любой учебный предмет в разы быстрее, чем принято в обычной школе. На освоение очередной темы может уходить не учебная «четверть», а четверть часа.

4) Важнейшим принципом проекта может стать совместная деятельность детей разных возрастов и взрослых — за рамками собственно учебного процесса. Есть интересный опыт организации такой деятельности. Кроме того, высвободившееся от рутинной зубрежки время можно использовать на организацию разнообразных полезных подготовок, спланированных совместно.

5) Школа родового поселения не может быть устроена на основании безчеловечной классно-урочной системы, доставшейся нам в наследство от XVII века. Принцип организации учебного процесса может быть совершенно иным, с использованием самых современных технологий. Многое в части создания новых форм обучения сделал М. П. Щетинин. Один из возможных вариантов организации учебного процесса без классно-урочной системы нами был опробован в 90-х гг. и показал высокую эффективность (кроме того, был получен ответ на вопрос — как организовать качественное обучение в малокомплектной школе, когда не хватает квалифицированных специалистов). Характер образовательных задач, решаемых учащимся, зависит не от «паспортного» возраста, привязывающего ребёнка к определённому «классу» и месту за партой, а от уровня развития его Мышления, от его жизненной позиции.

6) Сетевая организация образования, использование дистанционных форм. Достижения одного поселения могут работать на усиления другого. Высоко эффективными могут оказаться периодические общие сборы участников в условиях совместных тематических образовательных лагерей.

7) Предметное наполнение проекта разрабатывается индивидуально. Надо ли изучать в совершенстве иностранные языки, философию, медицину, требуются ли какие-то специальные подготовки — каждое поселение (и даже каждый участник) сможет определиться с этими вопросами самостоятельно. Но ряд учебных предметов требует самого очевидного ремонта:

• Русский язык дополняется своим базисом — теорией происхождения. После революционных научных открытий, касающихся природы праязыка, игнорировать их в учебных программах невозможно. Многокорневая основа русского языка, активно открывающая нам сегодня тайны мироздания, является важнейшей образовательной практикой. Привычные слова, «переведённые» с русского на русский, приобретают новые смыслы. Сам русский язык предстаёт впервые открытой книгой, по которой мы учимся не только говорить, мыслить, но и жить.

• История не только переосмысливается с позиций новых знаний, из неё удаляется ложная информация. Добавляется важный раздел: «Древняя история славянских и сибирских народов». Главная задача — постановка исторического мышления.

• Литература требует коренной трансформации. Фактически этот предмет необходимо строить с нулевого цикла. Сегодняшний школьный предмет под тем же названием имеет научное определение: «Изучение мнений критиков по поводу литературных произведений». Государственные тесты по «литературе» не выдерживают критики. Настоящий учебный предмет «Литература» предваряется метапредметом «Осмысленное чтение», содержанием которого являются способы проникновения в тексты любой сложности и любой направленности — от газетных статей до философских трактатов. После «Осмысленного чтения» можно приступать к освоению художественных литературных произведений.

• Математика структурируется как практика постановки математического мышления — с одной стороны, и как учебный предмет — с другой. Математика как учебный предмет — важная и наиболее структурированная часть «Госстандарта» — это 27 «тем» учебного материала. Максимум времени, необходимого в среднем на тему — 1 месяц (повторимся — на самом деле часто хватает нескольких минут, но некоторые разделы достаточно ёмкие), т. е. всего на «госстандартную» математику требуется 27 месяцев.

• Биология, природоведение также требуют значительной переработки и переосмысления с учётом практического опыта поселенцев.

Данный проект — лишь краткое описание концепции. Более основательный текст занимает гораздо больше места. Считаю, что обсуждать более подробно возможные варианты сотрудничества имеет смысл после получения заинтересованных откликов. В частности, речь может идти о выращивании в одном из Родовых поселений базового образовательного комплекса, в котором могли бы сконцентрировать усилия авторы концепции.

Анатолий Сторожев, г. Санкт-­Петербург.
Anstor@ya.ru

 

Категория: №02(055)2009 | Добавил: winch (03.11.2016)
Просмотров: 811 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024