Суббота, 15.11.2025, 23:56Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №09(182)2019

Почему не нужно делать из детей малолетних гениев

Пока мы с моей 4-летней дочкой Витой лепим пластилиновых зайчиков, ставим сценки из сказок и изучаем времена года в парке, тысячи других детей её возраста мучительно стараются выводить красивые буквы неподготовленной рукой, правильно складывать цифры и читать по слогам под строгим надзором родителей. Будут ли эти дети умнее моей дочери? Возможно. Будут ли они счастливее? Не уверена. 
Ещё 10–15 лет назад все говорили о детях-индиго и маленьких гениях. Но сегодня мы не видим их огромного количества среди именитых художников, известных политиков и молодых бизнесменов. Что пошло не так в той «блестящей» теории раннего развития? 
К сожалению, и сегодня этот глобальный мировой эксперимент над детьми продолжает существовать и развиваться. И любые попытки учёных и нейропсихологов донести до масс вред такого подхода утопают в общем хоре творческих новаторов, которые придумывают всё новые техники раннего развития. А популярные детские передачи легко находят своих героев — детей 4–5 лет, которые знают все произведения известных композиторов и наизусть читают «Евгения Онегина». Родители радостно аплодируют детям без детства, восхищаются их талантами, но не задают себе главного вопроса: «Нужны ли на самом деле такие знания 5-летнему ребёнку?» Не весёлые игры во дворе, не развитие навыков общения, не истинное знакомство с собой и своими эмоциями, а именно эти строки великого романа, которые далеко не каждый взрослый может процитировать даже в небольшой его части? 

Стресс — главный
демотиватор
и регрессор развития 
Чтобы приблизительно понять чувства ребёнка, вынужденного в свои 3–4 года выполнять непосильные задачи, представьте себе взрослого человека с математическим складом ума, которому пришлось бы сочинять стихи — красивые, со смыслом, под невероятным давлением, в строго поставленные сроки, без права на ошибку. Уровень стресса зашкаливает. В таком же вынужденно скованном состоянии находятся и дети, от которых требуют невозможного. Безусловно, ребёнок может выучить цифры и буквы даже в два года, но это машинальное запоминание никак не говорит об его уровне интеллекта. 
Заставляя детей развиваться ускоренными темпами, родители отбирают у них ресурсы, необходимые для развития эмоциональной и физической сфер, и передают им навыки, к которым ребёнок не готов ни физически, ни психологически, ни эмоционально. Находясь под непрерывным давлением, испытывая страх перед наказанием или порицанием, ребёнок впадает в сильнейший стресс, депрессию и апатию. А это оказывает негативное влияние на биохимические процессы мозга, включая развитие познавательных процессов, что неизбежно приводит к обратному эффекту — регрессу интеллектуального развития. 

Естественное
развитие мозга 
Мозг ребёнка развивается по своему собственному плану и различия в развитии между детьми одного возраста могут достигать 3–4 лет, говорят нейрофизиологи. При естественном развитии и отсутствии отклонений к 9-летнему возрасту лобная зона головного мозга ребёнка во многом сформирована и ребёнок уже готов к полноценной обработке информации. 
Кроме того, исследования показывают, что ключ к будущим успехам в учёбе — это своевременное эмоциональное развитие. А именно умение выражать словами свои эмоции, желания и потребности, управление своим эмоциональным состоянием, понимание эмоций и мнений других людей, умение делиться своим мнением, строить отношения как с мальчиками, так и с девочками, и при необходимости обращаться к взрослым за помощью. Другими словами, это навыки, научиться которым помогут не прописи и чтение поэм, а такие простые вещи, как активное общение, игры со сверстниками, творческие занятия, подготовка проектов и обсуждения с родителями эмоциональных открытий, встреченных за день. 

Пять техник, чтобы
запустить процесс
эмоционального
развития 
Важно помнить, что усидчивость, умение контролировать свою волю и способность к самоорганизации также приходят к девяти годам. Поэтому занятия с маленькими детьми лучше делать короткими и в игровой форме. 
1. Если вы хотите познакомить ребёнка с новой темой или просто желаете что-то с ним обсудить, начните разговор с вопросов: «Что ты об этом уже знаешь?», «Что бы ты хотел об этом узнать?». 
Например, на вопрос: «Что ты знаешь о Древнем мире?», возможно, ребёнок ответит, что тогда люди думали, что Земля плоская и держится на трёх слонах, которые в свою очередь стояли на черепахе. Затем спросите его: «А что бы ты ещё о нём хотел узнать?». Вот тогда и прояснится его настоящий интерес: «А Аргонавты правда были?» Мы переходим от педагогике знаний к педагоги смыслов. Ребёнку очень важно понимать смысл, для чего ему нужна та или иная информация. 
2. Мир начинается с эмоций. Рассказывайте ребёнку о том, что вы чувствуете, и спрашивайте о его чувствах. Поводом для такого разговора может стать любая ситуация. Для общения с детьми дошкольного возраста можно использовать формулу: «Я чувствую..., потому что ты...». Например, «Я расстроена, потому что ты не собрал свои игрушки, как мы договаривались». 
3. Одна из самых интересных и познавательных практик — семь видов контента. Предложите ребёнку изучить интересную тему с семи сторон. Например, в процессе изучения подводного мира каждый день недели уделяйте одному из занятий — чтение литературы о морских обитателях, просмотр интересных познавательных фильмов, рисование и лепка рыб, создание большого плаката с рыбами, семейный поход в океанариум и даже покупка настоящей золотой рыбки в домашний аквариум. 
4. Игра «Мир роботов». Наблюдая за работой людей в магазине, поликлинике или школе, спросите у ребёнка: «А если это действие будет выполнять робот, как тогда изменится эта профессия? Как изменится этот магазин, школа или поликлиника?». 
5. Игра «Соедини три слова». Возьмите наугад три любых слова и предложите ребёнку составить ситуацию, которую все эти три слова могут описать в одном предложении. Например, «гусь», «куст», «машина». Получится: «Когда проехала машина, гусь спрятался за куст». Эта отличная игра на развитие вариативного мышления украсит вашу прогулку в парке или посиделки дома в холодное зимнее время. 
Счастье и здоровье ребёнка — это главные ценности для каждого родителя. Но в погоне за гениальностью мы легко можем отобрать у них и здоровье, и ощущение счастья, заменяя их стрессом и нервозностью. 
Вчера моя 4-летняя Вита сама открыла любимую книжку и пересказала знакомый текст. Это она так читает. В ответ на вопрос хочет ли она выучить буквы, чтобы прочитать следующую книжку про любимых героев, я услышала уверенное «Да». 
Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей
https://www.forbes.ru

Категория: №09(182)2019 | Добавил: winch (15.08.2025)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2025