Председателю
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В. И. Матвиенко
О лесном и охотничьем хозяйстве России
Уважаемая Валентина Ивановна!
Природа России является главным источником независимости и благосостояния нашего государства. Однако в настоящее время наблюдается безсистемное государственное управление в сфере использования ресурсов животного и растительного мира. Одной из причин такого положения дел является отсутствие на государственном уровне объективной и достоверной информации о состоянии лесов и численности диких животных. Общественный резонанс вокруг лесного и охотничьего хозяйства возникает, потому что люди на местах «видят своими глазами» истинное состояние природных ресурсов и как они используются.
Значение лесного и охотничьего хозяйства для сохранения животного и растительного мира Российской Федерации существенно недооценено, а леса и охотничьи ресурсы неэффективно и истощительно используются. Например, доходы бюджетной системы от использования лесов, по данным Рослесхоза, в 2016 году составили 29,5 млрд руб., а средняя плата за 1 м3 древесины — всего 59,1 руб. При этом объём незаконной рубки, по официальным данным, составляет 1,8 млн м3 в год или 5,4 млрд руб., исходя из среднерыночной стоимости 3000 руб./м3, но фактически эти показатели многократно выше. Так, по данным дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), нелегальный объём заготовки леса в России оценивается в 40–50 млн м3, что в денежном эквиваленте составляет 120–150 млрд руб. Вырубка значительных площадей лесов, особенно в европейской части России, приводит к экологической катастрофе, например, к значительному обмелению рек Волжско-Камского и Северо-Двинского бассейнов. В итоге приходится спасать р. Волгу, закладывая на её оздоровление в национальный проект «Экология» 205,4 млрд руб.

Следует особо отметить, что Рослесхоз, затрачивая колоссальные бюджетные средства на закупку данных ДЗЗ у коммерческих организаций, получающих их от иностранных источников, практически прекратил сотрудничество в этой сфере с профильными институтами РАН, которые обладают объективными данными о состоянии лесов Российской Федерации.
Исследования Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) подтверждают катастрофическое положение дел в лесной отрасли (прилагаю). Проведённый ИКИ РАН анализ наглядно показывает, что, занимая по запасам лесных ресурсов ведущее место среди развитых лесопромышленных стран, Российская Федерация фактически не располагает объективной информацией об их состоянии. Данная ситуация тормозит инвестиции в лесоперерабатывающую отрасль, так как инвесторы не уверены в устойчивом поступлении сырья на свои производства. Соответственно лесопромышленники предпочитают развитие высокомаржинальной продажи леса за границу.
Внедрённая в 2015 году ЕГАИС ЛЕС не обеспечивает предотвращение незаконных рубок и воровства леса, так как использует документы, составленные только арендаторами лесных участков и открывающие дорогу дальнейшему обороту древесины. В системе не может быть учтён незаконно срубленный лес, а вот вывезен он по документам, заложенным в систему, может быть без осложнений. Кроме того, даже если при обороте леса выявлено несоответствие объёмов, указанных в документах, то ответственность за это минимальна либо отсутствует вовсе (нормативно закреплена возможность отклонения от указанных в документах объёмов к фактическим показателям на 8%). Аналогичная картина будет наблюдаться и с внедрением системы маркировки древесины.
Большинство экспертов «в один голос» говорят, что проблема в лесной отрасли России заключается в отсутствии объективной информации о лесе, что позволяет лесозаготовителям проводить махинации с данными, чтобы заготовить либо больше леса, либо лучшего породного состава, либо в рамках санитарных рубок под предлогом заготовки повреждённой вредителями древесины заготовить древесину самого лучшего качества. При этом при наличии у лесопользователя действующих документов на заготовку леса любые последующие действия по проверке легальности оборота уже заготовленной древесины нерезультативны. Нелегальная древесина «образуется» до всех систем контроля её легальности через подтасовку данных лесоустройства. К сожалению, органы государственной власти не хотят это признавать.
Таким образом, предлагаемые и предпринимаемые уполномоченными структурами меры по выводу лесного и охотничьего хозяйства из кризиса являются лишь «отвлечением на никчемный объект» либо борьбой со следствием проблемы, а не с её причиной.
Основная проблема, которая выявлена в результате анализа данных ДЗЗ, — это сокращение в России площади лесов в принципе. При этом указанные отрицательные изменения происходят не столько в результате усилившегося воздействия пожаров в совокупности с другими деструктивными факторами, а ещё и из-за масштабной деградации лесов в нашей стране, сопровождаемой ухудшением породной структуры ввиду снижения в их составе деревьев ценных хвойных пород (справку прилагаю).
Таким образом, предотвращение сплошных незаконных рубок, как и принятие любых других управленческих решений в сфере лесопользования, следует начинать с получения достоверной информации о состоянии лесов. Как отмечалось выше, проблема состоит не в том, что объективных данных нет, а в том, что они не используются по различным причинам, как коррупционным, так и политическим, поскольку обнародование информации об истинном состоянии лесов может привести к значительным общественным волнениям.
Аналогичные проблемы существуют и в сфере охотничьего хозяйства. Отсутствие достоверных данных о численности диких животных приводит к перепромыслу некоторых видов охотничьих ресурсов. Например, более 50% экспортируемых соболей добывается незаконно, при этом правоохранительные структуры не могут предъявить обоснованные претензии продавцам продукции браконьерского промысла. В связи с этим Санкт-Петербургский пушно-меховой аукцион продолжает процветать, торгуя браконьерской пушниной (ежегодные аукционные продажи за рубеж шкурок соболя в два раза превышают установленный государством лимит добычи этого вида). Это происходит по причине отсутствия ответственности за оборот незаконно добытых охотничьих животных, а соответствующий законопроект, внесённый в 2015 году, под давлением различных структур так и не был рассмотрен профильным комитетом, по сути, и до сих пор не инициируется повторно.
Учитывая изложенное, для вывода лесного и охотничьего хозяйства из системного кризиса, необходимо на федеральном уровне обеспечить внедрение и функционирование информационной системы лесоустройства на основе ДЗЗ, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации ежегодный сбор информации о состоянии лесов страны, а также непрерывный (с периодичностью от нескольких часов до месяца, в зависимости от целей) мониторинг происходящих в них процессов для оценки лесных ресурсов и их изменений, охраны от пожаров, защиты лесов, контроля лесопользования (в том числе, незаконных рубок) и организации эффективного лесовосстановления. По аналогии целесообразно провести территориальное охотустройство на федеральном уровне для всей страны.
Указанные изменения могут быть приняты только при поддержке высшего руководства страны и Вашей личной поддержке для преодоления лобби «преступного теневого сектора».
Приложение: аналитическая записка, презентация ИКИ РАН и справка на 24 л.
С уважением,
Георгий Сидоров,
биолог, геолог, член Русского Географического Общества, писатель, член Союза писателей России |