Четверг, 04.09.2025, 14:33Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(177)2019

Воспитание испытанием

Многие родители жалуются на то, сколько сил и энергии уходит у них на воспитание детей, а результат всё равно удручает. Я тоже сначала была «правильной» мамой, читала детям нотации и по их отсутствующим взглядам понимала, что они вовсе меня не слушают. Я давно уже так не делаю. Больше не борюсь с ними, не противопоставляю им себя, а каждый день учусь вместе с ними. Учусь человечности и любви во всём: в решении конфликтных ситуаций, когда ставим себя на место другого, в умении прощать, не дожидаясь прощения, в предоставлении эмоциональной защиты: когда ребёнка «заносит» и он не может «выбраться» сам — обратить всё в шутку, немного гротескно скопировать его, слегка поддеть, подыграть — и вот он уже сам смеётся над собой, сам выдумывает себе наказание (при моём внутреннем удивлении). Иногда важнее выслушать, приласкать неправого, так как ему труднее. Важно умение погасить обиду в собственном сердце и в сердце ребёнка и позже, когда улягутся эмоции, обняв, проговорить с ним ситуацию, выслушать, рассказать о своих чувствах. Заметила, что мы не умеем быть тактичными с собственными детьми. Это плохо, тем более, что они гораздо ранимее нас, взрослых.
Это есть у Моцарта в «Волшебной флейте» — необходимость духовного созревания, совершенствования через прохождение жизненных испытаний, чтобы суметь приобрести и сохранить счастье в семье. 
Предложите детям вместо удовольствий испытания, и вы будете удивлены, увидев, с каким удовольствием они пытаются преодолеть их. 
Нам приходилось от многого отказываться, пока строили свой дом, было физически тяжело. Но с какой готовностью дети участвовали в стройке, с какой гордостью рассказывают о том, что сделали своими руками! Они с удовольствием раскрашивали штукатурку на фундаменте, месили глину, подавали раствор и т. д. Что-то придумывали сами, участвуя в общем обсуждении. И странное дело: мы чувствовали себя счастливее, чем балуя себя вкусной едой, играя на компьютере и т. д. Мы чувствовали любовь и поддержку друг друга, а счастье ощущали, просто растянувшись на траве в минуты отдыха или поглощая какую-то бурду, называемую макаронным супом. Взаимная поддержка, уважение, возникающие в совместном труде, улучшают отношения в семье.
А сейчас, наблюдая за детьми, вижу, как они сами придумывают себе испытания: «Мам, а что, если мне денёк поголодать?» «Смотри, мама, я сделала 300 приседаний!», «Мам, мне было страшно, но я всё равно залез на это дерево!», «Я тоже гребла, сидела на вёслах, как большая», «Мама, посмотри, сколько секунд я смогу не дышать!» А не ссориться неделю? А весь день молчать? Не есть весь день в зимнем походе? Бегать по снегу, обливаться холодной водой? Переписать большущий текст из книги? И всё это с воодушевлением, радостно, эмоционально! Вы увидите, как расцветают силы детей, уверенность в себе, способность получать удовольствие от труда, от преодоления, в том числе себя самого. Пусть будут и удовольствия, они должны быть, маленькие радости жизни: и аттракционы, и походы в кафе, и покупка долгожданной игрушки или велосипеда, но как награда за что-либо: за маленький подвиг преодоления, за выдержанное с честью испытание.
Как-то было у нас такое испытание: договорились неделю жить на подножном корму. Готовились к нему: дети писали 300 различных трав, кореньев, ягод, которые съедобны, я им подсказывала, рассказывала и показывала ядовитые травы, ягоды и т. д. Вместе читали книгу «По следам Робинзона» Н. Верзилина и собственно «Робинзон Крузо» Д. Дефо. 
Мы ели лепёшки из желудей (они, кстати, очень сытные), делали салаты и котлеты, галушки и щи из сныти, крапивы, подорожника, ели побеги иван-чая, мокрицу, листья берёзы, липы и смородины, пили ягодные и травяные квасы, грызли дягиль и просвирник, поедали манжетку, спорыш, клевер, заячью капусту с семенами подсолнечника; семенные коробочки лебеды, подорожника, амаранта измельчали, смешивали с сухой крапивой, снытью и мукой — пек­ли лепёшки, варили каши, делали супы. Насыщали нас свежие и сухие грибы, шиповник, ягоды и яблоки; настурцию с её жгучим чесночным привкусом, лепестки цикория, шиповника, одуванчика, листья лопуха — всё клали в большую миску салата, перемешивали и потом аппетитно и сочно хрустели. Заправляла салаты соевым соусом и рыжиковым маслом, или просто лимонным соком, или домашним яблочным уксусом с семенами подсолнечника. 
…Так мы накопили деньги на резиновую лодку — давнее желание детей. (Средства на лодку были, но просто взять и купить — это же неинтересно!) Теперь у ребят есть новая причина гордиться собой, и они с удовольствием вспоминают, как сами смогли накопить на лодку.
Кстати, о ядовитых растениях, это:
• из зонтичных — цикута, собачья петрушка;
• из паслёновых — белладонна, дурман, белена, чёрный паслён;
• из лютиковых — лютик едкий, ветреница, калужница, купальница, аконит, живокость, дельфиниум;
• из лилейных — ландыш, вороний глаз;
• кустарники — волчье лыко, волчьи ягоды;
• стебли у томата и табака.
Однажды Юляшка съела несколько горстей ягод чёрной бузины и через полчаса плохо себя почувствовала, её вырвало. Так что, несмотря на то, что ягоды чёрной бузины считаются съедобными, да я и сама неоднократно их ела, всё же увлекаться ими не стоит, как и любой другой непривычной для организма пищей. По себе могу сказать, что две столовые ложки молотого на мясорубке сушёного корня одуванчика с корнем девясила, перемешанные с сушёными яблоками и семечками, произвели на меня тот же эффект. Зато потом, после этой своеобразной «чистки» желудка, чувствовала себя как никогда хорошо, легко и бодро и за обе щеки наворачивала упаренную гречневую кашу, уже без всяких экспериментальных «изысков».
Но это уже не имеет отношения к теме статьи о воспитании испытанием, тут уже воспитывается желудок, учась перерабатывать грубую, порой самую неожиданную для себя пищу. Ничего, пусть тренируется, нечего расслабляться.
Итак, голодание (кратковременное), большие пешие походы-переходы (до 40–50 км за день), молчание (день-два), одиночество (от одного до пяти дней), жизнь с завязанными глазами (на ощупь), холодовые процедуры, уменьшение количества покупной еды, затаивание дыхания, всё более сложные позы йоги (и более длительное в них пребывание) и т. д. И тут я — не учитель, мы учимся вместе. 
Всё это в весёлом, дружеском, уважительном общении. Нам интересно познать себя — на что мы способны, интересно расширить картину мира, на привычные вещи посмотреть под другим углом… 
Счастье, что мир имеет краски, запахи, звуки, вкус; что есть обволакивающее и расслабляющее нас тепло и бодрящий холод; что мы есть друг у друга и имеем возможность общаться, радоваться друг другу и всему вокруг, — вот что мы постигаем в процессе этих игр, как и то, что можно тренировать свои способности, и возможности наши — безграничны…
Свобода, уверенность в себе, счастье, интерес к жизни — вот что дают нам подобные игры.
Добрых и светлых дней всем, наполненных радостью мыслить, любить, творить!

Ольга Макарова, многодетная мама
Московская область, Воскресенский район, д. Цибино

Категория: №04(177)2019 | Добавил: winch (22.07.2025)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2025