Скороговорки испокон веков использовались для постановки правильных звуков у детей и взрослых. Однако помимо этого скороговорки улучшают дикцию, вселяют уверенность выступать на публике, а иной раз и удивлять слушателей, а также дарят позитивные эмоции и улучшают настроение.
Скороговорки — это небольшие, придуманные народом фразы или стишки, трудно произносимые в силу их лексического и фонетического построения. Такие «фразочки», которые относятся к шуточному фольклору, нужно говорить вслух и желательно в как можно более быстром темпе.

При помощи скороговорок развивается речевой аппарат, поскольку скороговорки состоят совсем не из случайных звуков, а из построенных специальным образом элементов, призванных вырабатывать определённые навыки произношения. Например, возьмём звук «х». Пример скороговорки с этим звуком: хохлатые хохлушки хохотом хохотали. Так можно найти скороговорки для постановки и отработки каждого «проблемного» звука.
Статистика утверждает, что более 50% учащихся приходят в первый класс уже с разного рода речевыми патологиями. Это связано в основном с перенесёнными внутриутробно, во время рождения или в раннем детском возрасте гипоксиями и травмами, когда у ребёнка были поражены доли мозга, отвечающие за речь. Вследствие этого к школьному возрасту одни детки так и не научились правильно произносить звуки или глотают их, другие имеют нарушения артикуляции, а третьи знают мало слов и не в состоянии внятно выражать свои мысли. Такие недостатки мешают ребятам уверенно и полноценно учиться, провоцируют развитие комплекса неполноценности, тревожности, а также различные проявления агрессии.
Чтобы этого избежать, начинайте использовать скороговорки разных типов задолго до того, как перед малышом встанет необходимость идти в первый класс. Именно скороговорки являются настоящим спасением в деле быстрого развития речи малышей.
В дальнейшем, когда ребёнок станет студентом, у него не будет никаких проблем с подготовкой докладов и презентаций, а также он легко сможет выступать перед публикой, а во взрослом возрасте для него не составит проблем участвовать в различного рода переговорах.
Помогут скороговорки и в деле изучения иностранного языка, поскольку позволят легко запоминать новый лексический материал и необычную интонацию чужого языка.
Скороговорки имеют очень много полезных целей:
• исправляют недостатки речи;
• учат осознанному отношению к тому, что произносится;
• помогают видеть связь между словосочетаниями;
• позволяют улавливать нюансы сказанного;
• делают возможным правильно произносить звуки и слова;
• развивают артикуляцию и делают речь чёткой (она становится размеренной и внятной, ребёнок перестаёт «глотать» звуки и окончания);
• вырабатывают отличную дикцию;
• учат говорить правильно, уверенно и в быстром темпе;
• учат слушать то, что произносится.
В разучивании скороговорки советуем придерживаться нескольких этапов, и помните, что разучивание скороговорки — это весёлая игра. Не стоит относиться к ней со всей серьёзностью и научностью. Не говорите ребёнку, что такой стишок обязательно нужно выучить, не стоит раздражаться, если что-то не получается, просто посмейтесь вместе, а сложности превращайте в шутки.
Чтобы скороговорка отложилась в памяти и стала выполнять функции, которые она в себе несёт, попробуйте вместе с ребёнком выучить её в таком порядке:
• Проговорите скороговорку для ребёнка самостоятельно, покажите, как это нужно делать правильно. Можно показать пример с изменением скорости проговаривания.
• Теперь проговорите скороговорку в очень медленном темпе и по слогам (чётко произнося абсолютно все звуки) несколько раз.
• Пусть ребёнок повторяет за вами, чтобы выучить текст скороговорки наизусть, медленно (пока текст не усвоен ребёнком, не следует гнаться за скоростью произношения).
• Следите, чтобы ребёнок произносил все слова скороговорки правильно (темп пока остаётся медленным).
• Поиграйте в игру и предложите малышу произнести скороговорку беззвучно, чтобы работал только артикуляционный аппарат (очень чётко и внятно).
• А теперь проговорите скороговорку шёпотом (также в медленном темпе).
• Произнесите текст скороговорки вслух (но темп всё ещё оставляем медленный).
• Снова играйте, придавая скороговорке разную интонацию (утвердительную, вопросительную и восклицательную).
• Пропойте скороговорку, имитируя разные голоса (попробуйте произносить её нараспев).
• Попробуйте как можно быстрее произнести всю фразу целиком и без ошибок три раза.
• И только теперь тренируйтесь произносить скороговорку очень быстро.
Ведущие, дикторы и актёры используют скороговорки-тексты для поддержания дикции на профессиональном уровне. Наиболее известной скороговоркой-текстом является «Лигурия». Рекомендуем научиться её чётко читать и выучить наизусть, чтобы потешить друзей и близких при случае, а также в качестве упражнения для поддержки дикции и памяти в «тонусе».
Текст скороговорки «Лигурия»
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. И потом протокол запротоколировав, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: «Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл».
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет. А потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех, не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было, и не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб.
Затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл. Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик. Но ей не до медовика, Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит да кружится.
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру — на Фрола Лавру наврёт, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши. О всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский безперспективняк из-под бронетранспортёра, констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка — не пытка.
Скороговорки для развития речи детей
Для детей 4–5 лет
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Проворонила ворона воронёнка.
У мыши в норке сыра корка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для детей 5–6 лет
Баран буян залез в бурьян.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
Купила бабуся бусы Марусе.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Оса боса и без пояса.
Пётр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепёлку. Перепёлка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Для детей 7–8 лет
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.
Красный краб кричит: «УРА!» Резать торт пришла пора.
По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.
Для детей 9–10 лет
Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса — нет и вопроса. |