О том, как важно приучать детей к труду
Одна моя коллега, принимая семьи с «трудными» детьми, всегда задаёт один и тот же вопрос: есть ли у ребёнка какие-нибудь домашние обязанности? К общим домашним обязанностям не относится уборка своей комнаты или выполнение школьных домашних заданий. Речь идёт именно о труде не для себя, а на благо всей семьи. Ответ чаще всего бывает недоумённо отрицательным. В семьях, в которых всё более-менее благополучно, картина ровно та же.
«Ребёнок и так всё время занят. Утром школа, вечером плавание», — говорят родители. Их можно понять, они хотят, чтобы ребёнок не напрягался по лишним поводам, они готовы всё отдать ради его развития, его будущей успешности. А ребёнок между тем привыкает жить только для себя. Ведь вся его активность направлена только на улучшение качества своей жизни.
Помню, когда мы были детьми, у нас у всех были свои обязанности. Кто-то мыл посуду, кто-то должен был убирать квартиру. Так было не только в моей семье, но и в семьях моих одноклассников и друзей по двору.
Но сейчас домашние обязанности вдруг стали чем-то, от чего детей надо защищать. Виной тому шагающая по планете и уже пришедшая к нам новая идеология «защиты прав детей». Этим мемом наших родителей здорово сбили с толку. Мы так активно стали употреблять это выражение, что забыли, что у детей должны быть ещё и обязанности.
А между тем труд, который не на благо себя, любимого, а для других, является одним из важнейших факторов нравственного воспитания. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребёнок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.
«Детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда... В труде раскрывается богатство человеческих отношений», — говорил он.
Если человек с детства не привык, не умеет заботиться о ком-либо, то как он будет заботиться о своих детях?
Ещё один великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что одной из важнейших целей воспитания является развитие у ребёнка привычки и любви к труду.
Привычка к труду не появится сама по себе так же, как и способность чувствовать свою ответственность и заботиться о других. Все эти вещи приобретаются только посредством воспитания с самого детства.
https://vk.com/@vedafamily-o-tom-kak-vazhno-priuchat-detei-k-trudu
|