Важно понять разницу между «не хочет спать» и «не может заснуть».
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не уложит вас, либо создаёте себе условия для засыпания. Включаете процесс анализа ситуации: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жёстко? Может, мысли мешают?»
В случае с ребёнком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
1. Может быть, прошло ещё мало времени бодрствования. Например, малыш поздно встал после дневного сна. Логично немного сдвинуть время ночного сна. Не стоит держать в кровати ребёнка, который объективно совсем не хочет спать. Не вижу криминала в том, что он уснёт на час позже, но с удовольствием.
2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребёнка, который скачет по комнате на мячике, поместить в кровать, то он продолжит скакать в кровати.
Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!» Не уснёт. Будет думать, прокручивать в голове аргументы оппонента и последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, понятно взрослому, а маленькому не понятно. Для него фраза «Пора спать!» — полная неожиданность.
Дайте ребёнку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите его заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж». Переключите ребёнка заранее с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
3. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постарайтесь убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
4. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Нужно поговорить с малышом на эту тему. Просто начать разговаривать, а он сам расскажет, что его беспокоит.
5. Физический дискомфорт (новая подушка, колючая пижама, жарко, душно). Создайте условия для комфорта. Хотя уставший ребёнок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде, или на коврике возле дивана, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребёнок не хочет спать, может, ему недостаточно физической активности?
6. Стрессовая ситуация, новые условия: если приходится засыпать в новом месте, или в доме присутствуют новые люди, или не выполнен привычный ритуал засыпания. Дайте малышу время на адаптацию к новой ситуации. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания, если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
7. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребёнка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то приговаривать. Спокойная, тихая, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе.
8. У малыша сформирована негативная установка на сон. Такое бывает, если ребёнка насильно удерживают в кровати. Или, ещё хуже, используют кровать как метод наказания: «Прекрати немедленно, а то сейчас спать пойдешь!» Впоследствии ребёнок никогда добровольно в кровать не пойдет, так как это будет ассоциироваться с негативными эмоциями наказания и удержания. Включается сопротивление. Он может саботировать или манипулировать, придумывая разные причины, чтобы улизнуть из кровати. Хорошо, когда кроватка вызывает у ребёнка только положительные эмоции.
Придумайте вместе с малышом украшение для кровати, выберите постельное бельё с рисунком, навевающим сон (со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звёздного неба — тёмные сдержанные расцветки).
Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовёт малыша к себе. И ещё должна быть обязательная приятность, например, поглаживание спинки.
При сбое в режиме дня утром, недостаточной подвижности днём, перевозбуждении вечером, несоблюдении ритуала или наличии внешнего раздражителя могут возникнуть трудности с засыпанием.
При достаточной дневной активности, спокойных играх перед сном, соблюдении ритуала перехода ко сну и положительного отношения к кровати ребёнок легко засыпает.
http://mnogodetnaymama.ru. |