Воскресенье, 22.05.2022, 08:07Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(161)2017

Великая тайна образования, или ИГРА – язык детства

Одна из самых важных на сегодняшний день тем — образование детей. Общаясь с учителями и работая много лет с детьми и родителями, я стала замечать тенденцию к ухудшению качества знаний и безразличию детей к образованию в целом. 
На это влияют многие факторы: разные школьные реформы для учителей и учеников, в том числе экзамены-тесты (почти игра в угадайку, где на оценку «3» достаточно знаний примерно до пятого класса); часто безграмотные учебники или учебники с очень устаревшей (с научной и исторической точек зрения) информацией, натаскивание на экзамены и т. д. 
Сейчас дети повально увлечены Интернетом, который часто поглощает их полностью: огромный поток новой информации (причём очень противоречивой), компьютерные игры, социальные сети. Дети почти весь день проводят за компьютером или телефоном. И если ребёнок вдруг забыл взять в школу телефон, он чувствует себя изгоем. Дети живут виртуальной жизнью вместо того, чтобы играть в подвижные игры, заниматься спортом, читать качественную литературу, заниматься творчеством. 

Если вы, дорогие родители, хотите, чтобы ваши дети увлекались познанием Мира в разных направлениях, занимайтесь с ними сами: играйте вместе в разные игры (настольные, словесные, дворовые...), ходите по мере возможности в театры, музеи, походы, на выставки; смотрите вместе хорошее видео; слушайте вместе музыку и обсуждайте всё с детьми. Приучайте их с детства быть «почемучками»; прощупывайте, к чему тянется ваш ребёнок, и вовремя подсовывайте ему всё необходимое для развития. Не жалейте своего времени на это. Не откупайтесь от детей дорогими подарками, а принимайте активное участие в их жизни. Всё окупится с избытком. Вы увидите, насколько более разносторонне будет развит ваш ребёнок по сравнению с основной массой детей. Только от вас зависит, каким будет ваше чадо. Сможете его научить любить учиться — значит, ребёнок будет самостоятельно стремиться к знаниям и поглощать их с огромным интересом. 
Мой младший сын постоянно болел в школе, и мне пришлось его перевести на «семейное образование», так как всё равно занималась с ним я сама. Стоял выбор: заниматься с часто болеющим ребёнком или со здоровым. Мы с сыном выбрали здоровье. 
Я решила взять всю ответственность на себя за его образование, так как моё советское образование было очень качественным (аттестат о школьном образовании с одной «4», красный диплом инженера-строителя атомных электростанций, музыкальное образование, разные ремес­ленные кружки, спортивные секции). Я никогда не была зубрилкой. Просто любила учиться и хотела знать гораздо больше и 
узнавать всё намного быстрее своих сверстников. В этом огромная заслуга моих учителей в школе и в институте. Считаю, мне очень повезло с ними. 
Раскрою великую тайну, которую переняла у своих учителей и использую теперь в своей педагогической практике со своими детьми и внучками и в репетиторстве с чужими детками. 
Ребёнка нужно заинтриговать и увлечь за собой в загадочный и таинственный мир знаний. Уроки должны быть «вкусными» и обязательно с изюминкой. И ещё. Чем больше чувства юмора у учителя, тем с большим удовольствием его слушают дети. Только тогда дети захотят это всё «скушать». Желательно влюблять ребёнка во всё новое с самого начала, с самых азов. Если это удаётся, то дети перестают бояться нового, неизвестного, пока непонятного. 
Если ребёнок полюбит предмет (учебный), то ни один учитель, каким бы строгим он ни оказался, не напугает его. Конечно, заниматься с детьми нужно с самого рождения, но начать и нагнать упущенное никогда не поздно. 
Дети любят играть и веселиться. Этим нужно воспользоваться. 
И мы с сыном играли, шутили и смеялись. Играли во всё подряд: в слова на последнюю букву, в съедобное-несъедобное, в этимологию слов (с 5,5 года); слушали поэтов, композиторов и смот­рели картины художников, а потом по стилю на глаз или на слух определяли автора; изучали прямую речь… Пока мы учились, играя, вместе придумали кучу разных напольных и настольных игр по разным предметам и правилам и по общему развитию. 
Так что играйте и придумывайте свои игры. Их можно придумывать, усовершенствуя чужие или изобретая на ходу что-то новенькое.
Если малыш просит поиграть с ним в машинки, а вам скучно просто катать их туда-сюда, поиграйте с ним в развивающую игру, в которой вы едете в лес (деревню, город). Вспомните, кто там живёт, что растёт (какого вкуса, цвета, формы). Можно разложить картинки, вырезанные из магазинных журналов, вместо предметов, овощей, фруктов, животных и растений. Можно посчитать всё это по ходу событий. Вот вам и природоведение, и математика (счёт, сложение, вычитание), и русский язык (увеличение словарного запаса, составление предложений, обучение грамотно отвечать на вопросы, чёткое произношение слов), и многое другое. 
Ребёнок даже не заметит, что за маленькое время в игре он получил огромный пласт энциклопедических знаний. И это всё без насилия и с интересом. И родителям не будет скучно. 
Никогда не сюсюкайте с детьми. Играйте с ними по-настоящему и на равных. Игра для детей — такая же настоящая жизнь. Если вы научитесь, даже занимаясь домашними делами, озадачивать ребёнка какой-нибудь игрой (заняты руки, зато свободен язык), уверяю вас, вам никогда не будет скучно друг с другом, вы будете быстро развиваться вместе и обязательно станете друзьями на всю жизнь, так как ребёнок будет чувствовать постоянную любовь и внимание к себе. 
Не отправляйте ребёнка к телевизору, компьютерным играм и т. п. Так вы, как минимум, не потеряете ребёнка как друга. Муд­рые родители, наоборот, стараются присоединять детей к своим взрослым делам, даже если потом многое приходится переделывать, но не в присутствии ребёнка. 
Не забывайте обязательно хвалить ребёнка за его старание помочь. Для него это является вашим одобрением. Чтобы чему-то научиться, надо пробовать, но желательно с присмотром, чтобы вовремя поправили и подсказали. Дети с удовольствием будут лепить с вами пирожки, забивать гвозди, мыть полы, сажать огород, заниматься ремёслами. Родители должны быть мудрее и хитрее детей, значит, любые капризки они должны уметь перехитрить в игровой форме.
Я не призываю всех бежать из школы, просто бывают разные жизненные ситуации. Я лишь прошу — не пускайте ребёнка на самотёк, помогайте ему в образовании, не оставляйте его на откуп школе или детскому саду. Помните: только вы ответственны за то, какими будут ваши дети. Не садик, не школа, не социум, а вы! Это ваш ребёнок, а не государственный. 
Постараюсь дать максимум подсказок, чтобы облегчить жизнь родителям.
Итак, вы выбираете школу, где есть очно-заочная форма обучения и заключаете со школой договор. Дальше по договорённости с учителями вы ходите сдавать темы по предметам, которые дома выучили. О сдаче тем по предметам можно договориться по-разному: в режиме текучки (поне­многу) или всё оптом за четверть, а можно и за год, — как вам и ребёнку будет легче или как разрешат в школе. 
Мы сдавали в основном оптом за четверть. Только контрольные писали внутри четверти, но могли по две–четыре сразу в один день: например, две по математике и по одной — по другим предметам. 
Дома нужно заниматься, подстраиваясь под ребёнка. Кто-то будет учить 2–3 предмета в неделю с полным погружением в них (всю четверть сразу), а кому-то лучше делать 7 разных уроков в день, но понемногу. Разницы нет. Делайте, как легче ребёнку. В процессе учёбы дома вы можете отрабатывать непонятное в разных играх, показывать ребёнку видеофильмы по конкретной теме. 
Хорошее подспорье — ИНТЕРНЕТУРОК. По литературе хорошо смотреть старые отечественные художественные фильмы и особенно спектакли. Дети видят декорации, костюмы, танцы, эмоции, чувства героев произведения, слушают песни. Это помогает лучше понимать героев и хорошо откладывается в памяти. Желательно, конечно, сначала прочитать произведение, а потом посмотреть экранизацию. 
Можно послушать аудиокнигу, если ребёнок устал или по какой-то причине не может или не хочет читать. Так тоже замечательно развивается воображение. 
В Интернете на ютубе есть много видеофильмов по биологии о том, как работает клетка, про моторные белки (например, кинезин), строение и функции органов, документальные фильмы о природе и животном мире и многое другое. По географии и путешествиям и того больше. 
Создайте свою интересную видеотеку. По истории можно сделать подборку качественных художественных и документальных фильмов по каждой теме. Да, вам придётся потрудиться. Но оно того стоит. И я уверяю: вы для себя тоже откроете много нового и интересного, чего в нашем детстве не было. Интернет, конечно, вредная и опасная штука, если дать ребёнку им пользоваться безконтрольно, но его можно использовать в своих «корыстных» целях — для ОБРАЗОВАНИЯ. Главное — знать меру, чтобы не погрузиться с головой в эту Всемирную паутину. 
Самостоятельное образование — это серьёзный и кропотливый труд. Это индивидуальный подход. Это постоянный поиск вариантов объяснений, компромиссов, уловок и хитростей. Зато это развитие разных талантов. Такой вид обучения — всегда творческий процесс и для детей, и для взрослых. 
Я взяла на себя труд все предметы преподавать сыну сама. При этом я тоже открывала для себя много нового, находила новые варианты объяснений, приобретала новое видение разных тем. 
В общем, пока мы учились, настолько увлеклись, что создали свою игровую методику преподавания, получили на неё сертификат. За это время я написала, нарисовала и озвучила три детские образовательные книги в стихах, в том числе природоведение и познавательную забавную таблицу умножения с компакт-дис­ком (озву­чивали на студии звукозаписи), нарисовала плакатик-викторинку-игралочку по русскому языку по предлогам для проработки многих правил на эту тему. Меня приглашали на ТВ поделиться опытом на Первом образовательном канале в «Мамину школу» и на радио «Маяк». В общем, «разошлись» мы не на шутку. Сын с огромным удовольствием участвовал во всех разработках. 
Любая игровая методика преподавания работает быстро и качественно, а главное — без напряжения и без насилия над личностью. Кстати, взрослые члены семьи по возможности могут разделить между собой обязанности по обучению разным предметам. 
Сейчас мой сын благополучно сдал школьные экзамены (на «4» и «5»), и теперь он — готовый педагог и разработчик игр по нашей методике преподавания. Он легко и доходчиво, буквально «на пальцах» даже малышам может объяс­нить сложные вещи. Теперь мы вместе разрабатываем игры и занимаемся репетиторством. 
Занимаясь репетиторством с другими детьми по разным предметам, я заметила жуткие, на мой взгляд, вещи. Дети в 7 классе порой читают почти по слогам; в 9 классе не знают таблицу умножения (они не только не умеют 
умножать и делить, но и плохо складывают и вычитают, не умеют перекидывать через разряд); совершенно не понимают дроби и графики; очень безграмотно пишут. 
А ведь к грамотности можно приучить ребёнка с детства в игровой форме. Это делается незаметно для самого ребёнка, например, проговаривая слова по сло-гам, как пи-шет-ся, а не как слы-шит-ся. Это и смешно, и полезно. Многие дети совершенно не понимают географию, хотя атлас, в котором всё написано и нарисовано, перед глазами. Они элементарно не умеют читать карты. Зато умеют сказать смартфончику: «О’кей, гугл. Где я нахожусь?» А в соцсетях переписываются — ошибка на ошибке и ошибкой погоняет. 
Работая через разные игралочки с детками разных возрастов и способностей, я убедилась, что если влюбить ребёнка в предмет и убрать страхи (что очень важно!), то с «нуля» можно дойти к концу года при желании и старании даже до «5», а уж до «4» точно, делая текущее домашнее задание и попутно нагоняя упущенное. Занимаясь с детьми даже из спецшкол (с отклонениями в развитии), можно достичь хороших результатов, а уж с «обычными» детьми — отличных. 
Самое приятное для меня как учителя, психолога и репетитора по разным предметам — это то, что дети, которые ненавидели какие-либо предметы и боялись учителей по этим предметам, начинают быстро менять своё отношение. Сначала они проявляют интерес, так как я стараюсь всё преподносить нестандартно и весело, потом постепенно у них уходят все страхи и появляется уверенность в себе, так как появляются, наконец, знания. И самое главное — дети ждут, когда я приеду и «поиграю» с ними в русский язык, математику, информатику, географию и многое другое. А это значит, что им понравилось учиться, и теперь они добьются того, чего хотят, несмотря и вопреки.
Помните: родители — универсалы, самые важные люди в жизни каждого ребёнка. Они психологи, педагоги, целители, а главное, ДРУЗЬЯ своим детям. 
Занимайтесь как можно больше со своими детьми, как бы вы ни устали. А устали — лягте на диван, и пусть ребёнок с вами поиграет, например, в целителя или «почемучку». Пусть он «пошаманит» над вами или задаст жизненно важные для него вопросы, будто он — учитель, а вы — ученик. Я вас уверяю: его любовь вас исцелит, а любознательность даст со временем свои плоды. У детей же столько нерастраченной энергии. И эта игра понарошку, может быть, поможет ему выбрать профессию. Кто знает, на какую интересную тропу выведут ребёнка ваши игры с ним? Каким интересным человеком он станет благодаря вашей родительской заботе и вашему вниманию?
Только ВЫ можете помочь стать ребёнку настоящим ЧЕЛОВЕКОМ! Важно помнить одно: дети берут пример в первую очередь с ВАС. Будьте же для них достойным примером. Подарите им свою Любовь. Станьте для них интересными, включите свою фантазию и своё неисчерпаемое чувство юмора. Юмор всегда помогает решить любые проблемы. Дети слушают и слушаются только тогда, когда им что-то по-настоящему интересно. Найдите с детками общий язык. А игра — это и есть язык детства. Разговаривайте с детьми на их языке, и у вас обязательно всё получится.
Алёна Амелина, 
член Ассоциации творческих учителей России,
соучредитель и член Европейской академии художеств,
автор образовательно-игровой методики преподавания
«Смотри, Играй, Читай, Считай, Слушай и Запоминай», 
поэтесса, 
автор серии книг и игр под общим названием «Пособие для будущих великих академиков».
amelinaalena@mail.ru.
vk.com/amelinaalena.
stihi.ru/avtor/amellina.

Категория: №12(161)2017 | Добавил: winch (14.02.2022)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2022