Вторник, 23.04.2024, 23:17Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(137)2015

Восстановление после родов: традиции наших прабабушек

«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребёнка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрёк современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не оттого, что это естественно — сразу после родов как ни в чём не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно.

 

На самом деле

История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать своё тело в чистоте, то есть мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности — ни слова! Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во всё это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылём в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа». Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трёх дней, смотря по состоянию её здоровья, бабушка или оставляет её в постели, или советует «похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались».

Резкое возвращение новоиспечёной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременность и рождение наследника. И — на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20-го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2–4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течение 2–3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7–9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

 

Профессиональная забота

Сейчас мало кто знает, что повитуха не только принимала ребёнка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лёжа, было наполнено ритуалами. Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались, почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка), название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорождённого. Есть ещё версия — повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершение — пеленание, или повивание, льняными полотенцами.

Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её тёплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определённый его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому раннее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.

В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А ещё она владела, говоря современным языком, массажными техниками, тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору  Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а может быть, проплакать и быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребёнка, а в ответ услышишь обесценивающее: «Нечего ныть, все рожали — и ничего...» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться.

Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком свое-образном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Ещё раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения. У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было ещё одно значение — инициация, то есть переход из одного социального статуса в другой, посвящение.

В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить своё место в нём.

 

Возрождение традиций

Забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне Земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело...

Древние знания постепенно возвращаются. Помогает в этом информация, собранная учёными Русского Географического общества более ста лет назад, — тогда начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70-х годов XX в. Большинство из них выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, рассказы их мам и бабушек, и опыт собственного материнства.

И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи прак­тикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовое «повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Татьяна Гшвенд,
перинатальный педагог, мама четырёх сыновей.

http://familitet.com/article24.html

Категория: №12(137)2015 | Добавил: winch (20.02.2019)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024