Пятница, 26.04.2024, 03:27Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(137)2015

Ставить точку рано, или За ответом следует вопрос

Дорогу славным мыслям

Вот уже пять лет прошло, как мы с мужем живём здесь, в своём Родовом поместьюшке, которое зовём Славным. Дочку здесь родили и, надеюсь, родим ещё деток. Расширяются дом, сад, укрепляется и начинает приносить первые «дивиденды» наше доброе хозяйство. Тишина, покой, величественная красота тайги… и мы. Пока, к сожалению (а может, к счастью?..), достаточно одинокие. Вот думается порой: ведь где-то там, на Западе, есть большие поселения, большие коллективы, там весело, наверное… Дружно, легко, есть досуг, свои школы, общение. Кипит жизнь, одним словом! А мы тут «кукуем»… Живут и строятся в нашей долине несколько семей, но, несмотря на хорошие, ровные отношения, не со всеми получается достичь той глубины в общении, которой хотелось бы. В помощи друг другу не отказываем, но без большой нужды не встречаемся, иногда неделями… Разными оказались наши образы жизни, миропонимание, мироощущения. Это не трагедия, конечно, но я совершенно точно знаю, что так почти везде. Есть у меня друзья и в больших поселениях, есть информация из газеты, Интернета, есть свой, уже немалый опыт, накопленный за десять лет, которые мы живём здесь (первые пять мы провели в селе, параллельно строясь на поместье).

И уже понятна общая тенденция: в больших поселениях и проблемы тоже большие… Не обобщаю ни в коем случае, есть и весьма успешные коллективы, но они пока редкость. Не только у нас и за рубежом тоже. Об американских поселениях есть очень хорошая книга Д. Л. Кристиан «Творим совместную жизнь», но она малодоступна, мне пришлось читать оригинал, потом я узнала, что сделан перевод, но достать его мне не удалось. Несмотря на разницу в менталитете двух народов, проблемы сотворения совместного очень схожи. Всё упирается в разноОБРАЗность, недостаточную проработку общей цели, разное понимание общего и частного, разную трактовку одних и тех же слов и понятий. То есть всё-таки на первом месте в создании успешного поселения — чёткая идеологическая модель, тщательно прорисованная и структурированная. Под эту модель уже подбирается — тоже очень скрупулёзно! — коллектив, который долго варится «в собственном соку», прежде чем выйти в область реального воплощения проекта. На этом предварительном и очень важном этапе прорабатываются уже больше психологические моменты: разность характеров, уровень самодисциплины и прочее, идёт формирование жёсткого, надёжного костяка, который послужит неким гарантом стабильности будущего поселения, хотя чаще всё же нагрузка больше ложится на плечи главного идеолога, лидера. В общем, очень рекомендую прочесть эту книгу тем, кто серьёзно подумывает над созданием очередного поселения или уже вступил на этот нелёгкий путь.

Кстати, помните, обсуждалось как-то в газете, как же всё-таки называть поселения — то ли Родовые поселения, то ли поселения или даже Содружества Родовых поместий, то ли просто экопоселения без лишних хитростей. А вопрос ведь не праздный. За ним — Образ. Изначальный Образ, к которому мы все так или иначе стремимся. Ведь у каждого из нас есть свой Первозданный Образ. Значит, стоит такой Образ и за словосочетанием Родовое поселение (селение)! Ведь когда-то люди Ведической цивилизации впервые объединились в такой коллектив. И выросла на основе таких коллективов великая цивилизация Ведруссов. Великая в первую очередь своей очевидной счастливостью, высокой культурой духа и быта, самодостаточностью, единством с Творцом и окружающим миром. А поскольку все мы — оттуда, то ничего не сокрыто от нас, можно вместе во всём попытаться разобраться.

Вот такой попыткой прикоснуться к изначальному Образу Родового селения и подумать, как действовать, чтобы начать двигаться к этому Образу, и станет моё рассуждение. Только вам, уважаемые читатели, судить, окажется ли она удачной. Кто знает, может, мои мысли помогут встретиться нам самим с теми людьми, с которыми нам было бы действительно легко творить совместную жизнь. А особенно здорово будет, если эти рассуждения помогут уберечь людей, вступающих на этот Путь, от типичных ошибок и недопонимания, которых нам уже в полной мере пришлось отведать, в результате чего мы стали замкнутыми, осторожными и даже в чём-то подозрительными людьми, ведущими очень уединённый образ жизни.

Я очень долго думала над этим всем, и у меня в голове сложился некий перечень пунктов, по которым, словно по дорожным указателям, я и буду вести свои размышления.

Но прошу сразу принять во внимание, что я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, и, безусловно, никакой стандартной формы такое сложное и многогранное явление, как селение Родовых поместий, иметь не может, главными критериями могут служить лишь его успешность, целостность, благополучие в целом!

Что ж, в путь! Итак, пункт первый.

 

Поселения-хуторки или поселения-мегаполисы?

Пусть звучит несколько утрированно, но зато всем понятно. Почему же всё-таки 150–200 семей, а не 15–20?

Во многом потому, что такой сложился образ у В. Мегре, так он описал его в книгах. Впервые, собственно, сказала об этом сама Анастасия, когда описывала образ первого, скажем так, «официального» поселения, созданного после выхода Указа Президента о Родовых поместьях («Кто же мы?», глава «Россия Анастасии»). Она сказала, что в этом первом поселении взяли участки более 200 семей. Дальше уже сам В. Мегре стал развивать образ большого поселения с развитой инфраструктурой, своими мини-предприятиями, дорогами, школой и так далее. То есть сделал упор на самодостаточность и независимость такой структуры. Что ж, аргументы весомы и вполне понятны каждому: вместе и легче и проще.

Так? На мой взгляд, так, да не так. Собственно, именно так и началось развитие нашей новой поселенческой реальности: городские клубы, разношёрстные коллективы, поездки по администрациям, поиски земель, нарезка этих земельных наделов на одинаковые прямоугольники, всеобщая радостная раздача участков всем, кому просто захотелось, общая первоначальная эйфория, торопливые стройки… А потом... Потом жизнь довольно быстро внесла свои коррективы.

Оказалось, во-первых, что образ «Родовое поместье» настолько обширен и многогранен, что абсолютно каждый человек видит в нём что-то своё, и порой — диаметрально противоположное. Вспоминаю горькие строки Виктора Смирнова из ПРП Благодать Ярославской области про то, что носятся по дорогам поселения дети на квадроциклах и негде пасти коня. Сердце моё отозвалось сочувствием и пониманием. Этот человек в своих мечтах жил в тишине, уединении, природной благодати, в мире со своей душой и в ладу со своей землёй. Но другой-то в то же самое время радовался, что будет жить в весёлом коллективе, со всеми привычными благами цивилизации, но при этом кушать свою морковку и яблоки. Хорошо же! И коллектив весёлый и «продвинутый», и детям есть где разгуляться, и картошечка своя опять же!.. А третий вообще увидел в этом возможность создать мини-ферму с курами и коровками, а то и питомник для породистых собак — почему нет?.. А у одинокой женщины свои, где явные, а где и тайные интересы...

Полагаете, выдумываю, преувеличиваю?.. Нет. Нисколько. Всё это — наблюдения из личного опыта, подтверждённые многократно и друзьями из других поселений.

Всё это не проговаривалось и не решалось тогда, ещё в городе, там, где на самом деле только и должны решаться такие вопросы и происходить тщательная проработка образа и подбор подходящих кандидатур. Обо всём этом как-то и не думалось тогда, многие мелкие вопросы казались несущественными, решаемыми «по ходу дела».

И если поначалу энтузиазм и эйфория перекрывают всё: «мы наш, мы новый мир построим!», и действительно, очень многое удаётся людям на этом этапе сделать, зацепиться за землю, даже построиться, то потом серые будни всё равно вступают в свои права, и начинается своеобразный «откат». Люди (за очень редким исключением) становятся такими, какими они и являлись, реальная жизнь на земле сдирает благообразные маски и розовые очки, и начинается то, что в просторечии называется просто и сочно: «колбасня». «Колбасит» всех — и старых, и малых, и мужчин, и женщин. Ну, опять же за очень редким исключением. И если в таком сыром, бродящем, как дурная закваска, коллективе не найдётся по-настоящему сильного, мощного лидера, который этот сумбур сможет направить в нужное русло, задаст образ, прорисует чёткую структуру и усмирит самых буйных и недовольных (а такие почему-то всегда в любом коллективе есть), — пиши пропало… Новый мир не построился, а если и построился, то почему-то не такой, как хотели, и, может, отчасти поэтому появляются в газете печальные объявления типа: «Продаётся участок в поселении РП со всеми постройками».

А если всё же повезло, и лидер нашёлся и вытужил-таки проект, собрал несобираемое, организовал реальную эффективную модель поселения, приняв на себя всю мыслимую и немыслимую тяжесть и ответственность, то, как правило, хорошего о нём мало что скажут. Всем ведь мозоли пооттаптывал, пока выдёргивал из упряжи лебедей, раков и щук и впрягался за всех сам. Но, как правило, у такого лидера из-за чудовищного напряжения всё равно быстро кончаются силы… и вера в людей. Получается вроде эффективно, но какой ценой…

Ещё один аспект, для нашей семьи он вообще решающий: каков уровень отношений между людьми в селении?

Мы живём «в практике» 10 лет. Первые пять прожили в соседнем селе, потихоньку осваиваясь, потихоньку строясь на поместье. За это время накопился приличный опыт общения со многими людьми, которые так или иначе делали попытки войти в эту формирующуюся реальность. И пришли к неутешительному выводу: из десятков людей можно назвать лишь четыре-пять человек, с которыми действительно было хорошо и надёжно, похожими были устремления и видение Родового поместья. Но не все из них, даже сильные и по-настоящему решительные люди, смогли в этой реальности удержаться. Что роптать и жалеть, пути и судьбы у всех разные, и всё же до сих пор бывает грустно от того, что мы не вместе...

Зато теперь я с уверенностью могу сказать — не хочу я жить в большом поселении на 200 семей. И даже на 50. Нет в таких коллективах того, что нужно нашей семье — уюта, теплоты, глубины и надёжности отношений. Это невозможно просто физически — собрать столько похожих духом людей в одном месте и построить райское общежитие. Невозможно даже не потому, что люди слишком разные, а больше потому, что в нашем государстве нет пока чёткой идеологии, ориентированной на Родовую культуру жизни. Нет в людях единства устремлений, единства понимания образа жизни в Родовом поместье. Да и откуда всему этому взяться? Вспомните, как мы росли и воспитывались. Мы и представления не имели, что есть такие понятия: Род, Пространство Любви, Родовое поместье. Все это тщательно и аккуратно подменялось другими словами: ячейка, общество, социум, государство, Отечество… Поэтому в умах и душах даже лучших из людей, которые сумели воспринять то, что доносит Анастасия, часто царят разброд и шатание, а ведь старый образ мира тоже изо всех сил стремится вернуть себе жизнь, пытается растоптать ростки нового. Как он может это сделать? Только через самих людей, через пробуждение тёмных энергий в человеке. В большом коллективе поводов к этому всегда хоть отбавляй...

Дальше эту тему развивать не хочется, думаю, моя основная мысль здесь понятна.

Но есть ещё не затронутый в этом пункте аспект: развитая инфраструктура и самодостаточность крупных поселений. В большом поселении и сила большая, можно говорить даже о неких социальных гарантиях, относительной стабильности жизни. Аргумент, казалось бы, неоспоримый.

Но я вам вот какой исторический пример приведу, и не просто исторический, а опять же лично подтверждаемый. Одними из самых успешных и самодостаточных коллективов в Российской империи и даже сейчас являются общины старообрядцев. Недаром Пётр Первый затеял с ними такую войну, и недаром Запад так старался протащить церковную реформу, которую народ потом окрестил просто и ёмко: Раскол. Многие современные старообрядцы ещё продолжают помнить и жить понятием «Родовая община». Здесь, на Дальнем Востоке, ещё остались поселения, заложенные старообрядцами, в которых частично сохранились следы их культуры и сами люди частично тоже сохранились. Мы живём рядом с таким селом Тополёвое (поэтому и нас самих часто тоже называют просто Тополёвое или «тополёвцы»). Посёлочек небольшой, домов на 15, но когда-то он был не только полностью самодостаточным, но и процветал. И это было абсолютным правилом для этих людей: их гнали, преследовали, а они селились в самых глухих местах небольшими коллективами-кланами и практически сразу богатели, крепли и процветали. Прямо зараза какая-то для успешно формирующегося государства рабов… Умеют они и жить в ладу с Природой, и трудиться созидательно, создавать уют и красоту, и Родовой уклад для них не слова диковинные, а сама жизнь.

И зная их в жизни, и читая про них, я уверена теперь: секрет их успеха — единая культура Духа, которая достигается поколениями жизни единым укладом. И даже дух захватывает, когда пытаюсь представить, как слаженно и красиво жили ведруссы…

А тут вот мы, понимаешь, «цивилизованные»… Немного даже смешно. Но зато у нас есть опыт антиразумной жизни, и мы от него постепенно и сознательно уходим. И я с годами стала приходить к пониманию: для успешности и самодостаточности большой коллектив вовсе не обязателен. Инфраструктура? — Да у нас в стране полно инфраструктуры: разваливающихся деревень с дорогами, водой, даже электричеством, есть и школы сельские, и магазины, и почты. Зачем всё это строить? Предприятия-артели? Да и тут толпы народа только помеха — объединились два-три человека с какими-то общими навыками и интересами — и вперёд. Денег заработать, особенно здесь, в тайге, не проблема, они, можно сказать, под ногами, только нужно уметь увидеть и взять. Ну и попотеть, конечно, но без этого как вообще поместья-то строить?..

Теперь я знаю, что конкретно нам, нашей семье, нужно для «полного счастья», так сказать. Да всего три-четыре полноценные семьи с детками на нескольких соседних участках, которые не боятся трудностей и труда, имеют здоровое чувство юмора, образованны, развиты, гибки мыслью и, конечно, настроенные творчески. И будет у нас богатый крепенький хуторок из Родовых поместий, а в приличном отдалении — другие хутора со своим укладом. И никто ни к кому не лезет, а все внутренние вопросы мы уж как-нибудь малым составом вечевой формой решим.

А потом, в перспективе, на пустующих рядом участках могут поселиться не пришлые люди, а наши собственные дети. Ведь если детям будет действительно хорошо здесь, то зачем они куда-то поедут искать лучшей жизни? Чем манит город, всё думаю, почему туда уезжают подрастающие дети? Частностей много, конечно, но самое главное и неоспоримое — деньги. Деньги, на которые можно купить ту самую «красивую жизнь», которая так сладко подаётся в фильмах и глянцевых журналах. Но вот в моих руках седьмой номер «РЗ» за этот год и маленькая заметка о белорусской «огуречной» деревне Ольшаны, из которой никто никуда не рвётся получать пресловутое «высшее» и покупать столичные квартиры. Яркий пример и, к счастью, не единственный. Хорошо и красиво жить можно везде, а на природе можно жить вообще роскошно, но при этом надо уметь работать и руками, и головой. И любить работать, конечно. И научиться хорошо зарабатывать, раз уж хочется красивой жизни. И конечно, сызмальства учить этому детей — ведь этому драгоценному знанию не научит ни одна, пусть самая престижная и дорогая, школа в мире.

Тут, конечно, на нас огромная ответственность, на родителях, — суметь предоставить детям такую среду обитания, из которой никуда не захочется убегать. Но это действительно возможно и зависит только от нас самих. И тут тоже легче малым коллективом справиться, который живёт частично как одна большая семья и все дети под приглядом и одинаковой заботой. А дети потом могут и пережениться или привести сюда женихов-невест «оттуда»…

И что у нас получится в итоге, лет этак через 50–70 (дай Бог, живы ещё будем)? Поселение Родовых поместий? А я думаю, что всё-таки Родовое поселение. Ведь в нём будут жить по-настоящему родные люди Рода, кровно и духовно связанные между собой.

Да, во многом я сейчас домысливаю и теоретизирую. Но, как ни странно, по-моему, всё у нас так и складывается. Да, очень медленно, но все естественные тонкие природные процессы всегда происходят медленно в нашем человеческом понимании. Наша жизнь на самом деле так скоротечна… Но знаете, хорошего стоит подождать, а жизни стоит доверять. Вселенная ведь понимает, чего мы хотим. И бессмертные строки Омара Хайямы тоже вспоминаются:

…Ты лучше голодай,
                чем что попало есть,
И лучше будь один,
                чем вместе с кем попало.
Ну что ж, пора двигаться дальше.

 

Пермакультурный вопрос

Как хотя бы приблизительно может выглядеть поселение, максимально отвечающее не только людским нуждам и потребностям, но ещё и являющееся самодостаточным природным объектом?

Как вписать его в существующий ландшафт или, если ланд-шафт не устраивает, создать свой, улучшенный, со своим рельефом, микроклиматом, разнообразием растительного и животного царства, продуманным во всём и со всех сторон безусловно красивым?

Александр Сапронов когда-то написал замечательную книгу «Сотворим с любовью, или Как обустроить своё поместье». Конечно, в ней тоже много чисто теоретических рассуждений, но всё же мысли его, как мне показалось, двигались в верном направлении. Особенно мне понравился проект поселения в виде большого шестиугольника, в свою очередь состоящего из участков-шестиугольников, часть из которых грамотно оставлена под сплошные лесонасаждения, смыкающиеся в единый массив, изогнутые вокруг участков дорожки препятствуют разгулу ветров и многое другое. Понятно, что в нынешних реалиях реализовать такой проект, строго придерживаясь определённых, геометрически выверенных форм, не просто сложно, а практически невозможно. Но ведь и не нужно! Правильной была сама идея: поселение как единый пермакультурный организм. Об этом постоянно говорит и Зепп Хольцер. Нужно учитывать уровень грунтовых вод в поселении, чтобы правильно ими пользоваться никому не в ущерб, аккуратно сажать высокие деревья, чтобы не затенять соседям участок, и многое, очень многое другое, вы и сами всё это понимаете, а со многим уже и столкнулись лично, если вы уже живёте в поместье.

И не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне хотелось бы жить не в расширенном варианте обычного дачного посёлка, а в некоем подобии маленького биосферного заповедника, где я вижу в окно не дом или сарай соседа, или самого соседа, мирно копающегося в огороде во всем известной позе, а в лучшем случае только красивую крышу его дома, утопающую в зелени и цвете сада и леса. И то — на приличном отдалении. А с другой стороны, например, моё поместье граничит не с участком другого соседа, а с озером, которое мы продумали и создали вместе с этим соседом между нашими угодьями. А с третьей стороны — дикая тайга. Опять же вместе, своим малым дружным коллективом можно продумать систему каналов, проток и запруд, чтобы вода циркулировала между нами, как нам и природе это будет удобно. Определить небольшой участок для каких-то общих своих дел, площадки для общей техники, совместного содержания каких-то животных или небольшого тепличного хозяйства, питомников, детской площадки, мастерских, заготовочного цеха, да всего, что душа пожелает и к чему руки приспособлены. Вместе благоустраивать и украшать не только свои поместья, но и постепенно превратить все территории вокруг хутора в прекрасный, разнообразный, плодоносящий живой биотоп, чтобы им могли наслаждаться и жители близлежащих сёл, и приезжие гости, возможно, предусмотреть и небольшую уютную гостиничку…

Ну, тут я всегда немного «улетаю», но, думаю, среди жителей Родовых поместий наверняка найдётся не один подобный мне мечтатель.

Но я ведь не только мечтатель, я и практик, и всё тут написанное отнюдь не представляется мне утопией. Такова наша действительность, всё это вполне возможно здесь осуществить. Дело за малым — всего лишь подходящими людьми… Мечтателями и в то же время тружениками и практиками до мозга костей. Редкое, к сожалению, по нынешним временам сочетание…

А вот в большом поселении всё это сделать очень трудно, и начинать в таком случае надо не с разделения общей площади на одинаковые прямоугольники без учёта высот, рельефа, розы ветров, уровня грунтовых вод и прочего, а с общего пермакультурного проекта!

Над таким проектом надо будет покорпеть не один месяц, а то и год-два, причём досконально излазить каждый квадратный метр общего надела, потратить кучу общих средств и при этом не перессориться со всеми сразу и насмерть. А иначе получится то, что в основном и получается, — расширенный вариант обычного дачного посёлка. Я не спорю, большинству современных людей всё это даже по душе и воспринимается совершенно нормально. Но вот на меня такие ландшафты нагоняют смутную тоску. Кругом крыши со спутниковыми тарелками, дети на квадроциклах, и негде пасти коня… За что боролись, на то и напоролись, получается…

Пунктик в этом же направлении: содержание животных. Если птицу и коз ещё как-то можно содержать в пределах своего поместья и покос не выйдет за его пределы, то вот с крупными животными это уже не сработает. На корову или лошадь надо косить уже гектарами. И самих этих животных тоже надо пасти на приличных территориях. А ведь очень желательно, чтобы они всё же были под присмотром, иначе придётся кому-то заниматься нудным и тяжёлым делом — пастьбой. Здесь очень может выручить левадное содержание, то есть постройка нескольких больших огороженных загонов по соседству с поместьями, чтобы периодически переводить животных из одной левады в другую для обновления травостоя. Или придётся в худшем случае их привязывать, но это для животных мучительно, особенно, когда жара и слепни. Мне думается, что таких животных тоже лучше заводить по одному-два на хутор. Всем хватит и молока, и развлечься-покататься, нагрузка на одну семью тоже заметно снижается, и уехать в отпуск на море тоже легко договориться с друзьями-соседями-совладельцами. Но в таком случае ещё в начале совместного пути все хуторяне решают, какие участки (это могут быть и неудобицы с сельскохозяйственной точки зрения) пойдут под левады и покосы. Впрочем, сено, чтобы не заморачиваться, проще вскладчину купить — опять же не слишком накладно будет, а дел в поместьях и без покосов предостаточно, это всё-таки большой и тяжёлый труд, хотя и красивый по-своему.

Многое ещё можно сказать по этому вопросу, но, полагаю, лучше будет, если те из читателей, которым мои мысли пришлись по душе, сами продолжат размышлять в этом направлении. Так всегда лучше — пусть работает мысль человеческая на благо всем! А пока третья остановка на нашем пути.

 

Совместное воспитание и образование детей

Ух-х… Немножко этот вопрос я уже затронула, но, признаться, здесь мне даже страшновато пускаться в рассуждения. Уж больно непроста и болезненна эта тема. Много непонятного впереди. Если за себя решать-раздумывать ещё как-то попроще, ведь всё уже в принципе ясно и определено в своём жизненном пути, то вот дети… Дети нам не принадлежат, и решать за них мы не вправе. Пока очевидно только одно: детки в нашу не слишком плотно заселённую долину приходят. А согласно нашим нынешним представлениям о них, их души вполне осознанно выбирают и родителей, и место рождения, и, может даже, ещё ТАМ знают, с какими трудностями им придётся столкнуться ЗДЕСЬ. Заранее согласна с теми читателями, которые фыркнут: ну-ну, мол, знаем мы эти речи — очень удобно для тех, кто не желает брать ответственность за своих детей. Правильно! Вот только ответственность все почему-то тоже понимают по-разному. И опять же истина многополярна. Поэтому плясать буду снова — уж простите! — от себя.

Насколько нужна традиционная школа? Меня родители развивали с раннего детства. В шесть лет я запоем читала Жюля Верна и учебники по зоологии и истории древнего мира брата-старшеклассника. А в начальной школе пришлось рисовать кружочки и писать диктанты про козу Милку. Полный бред…

В старших классах меня убивала математика. С моим выраженно гуманитарным складом ума пришлось мне в обычной технарски-ориентированной школе очень туго. Уроки алгебры до сих пор снятся в тяжёлых, мучительных снах. Но все городские олимпиады по русскому, литературе, биологии я с восьмого класса выигрывала стабильно. В области были четвёртые места. Думаете, родная школа меня за это ценила? Нет, моя классная считала, что мне бы математикой заниматься. Так что, кроме бумажных грамот и каких-то книжек никому не известных авторов, не осталось у меня никаких приятных воспоминаний о моих успехах и победах. Меня и за особо умную-то не держали, так что, когда в университете меня вдруг стали замечать и хвалить преподаватели, я всё не могла поверить: это что, про меня? И когда мне по окончании вручили красный диплом, я всё ещё не слишком радовалась: с чего бы вдруг, ведь он достался мне без всякого труда!..

С какой радостью я бы выкинула из своего измученного школой детства эту самую школу, оставив лишь тех педагогов и те дисциплины, которые мне были интересны! Я бы тогда точно поступила в университет безплатно! И насколько больше я бы любила себя и верила в собственные силы…

Но вот теперь я на поместье, у меня растёт маленькая дочка, успела я поработать и в местной школе, и накопить хороший практический опыт в репетиторстве как взрослых, так и детей от 8 лет. Что я могу сказать с уверенностью и как педагог, и как мама, и как обычный человек со своим персональным опытом?

Наверное, только одну вещь, но зато для меня бесспорную: настоящее образование даёт только семья. Все остальные заведения-учреждения, пусть даже самые дорогие и престижные, — это просто опции-приложения к тому изначальному импульсу, который задаётся именно семьёй. Если выразиться точнее, искры-импульсы в каждом маленьком человеке ещё до физического рождения уже заложены, и главная задача семьи — угадать, уловить, распознать вовремя и помочь их развить. Причём не обязательно самому становиться художником, если в ребёнке проявилось художественное начало: можно и преподавателя найти, и курсы в Интернете, не это важно. Важно раздуть из маленькой искры костёр, и у каждого для этого найдутся свои ресурсы и возможности.

Самое печальное и невыносимое в моём педагогическом опыте — видеть эти искры и не иметь возможности помочь. Видеть потенциал ребёнка в другом, а учить его английскому, от которого его тошнит, как когда-то меня от математики. В нашей современной школе работать невозможно: происходит неизбежная деградация души. Это больно, очень больно. Я так не могу, и потому я ушла. Мне очень хотелось бы всё изменить, я даже знаю, с чего начинать, но силы у меня одной не те, а посвятить этому жизнь было бы неправильно. Есть более важная задача: сотворение своего Пространства Любви — колыбели детей Новой цивилизации, которые будут располагать гораздо большими возможностями, чем мы, которым под силу будет остановить войны, страдания и несчастья на нашей Земле. Всё нужно вложить в это Пространство, всего себя, без остатка, как бы трудно и зачастую нудно и тяжело это ни было. Это я считаю самым главным, а результат обязательно будет, великолепный, ошеломляющий результат, и вот тогда ты поймёшь, что прожил жизнь не зря и Божья искра в тебе не погасла, а может, даже разгорелась чуть ярче!

Но пора вернуться к основной мысли, чтобы не потерять нить рассуждений.

Вот он, представьте, будущий хутор из поместий Родовых. Сколько приблизительно там может жить детей разных возрастов? Думаю, что даже в случае многодетности семей всё равно вряд ли наберётся больше 15 человек всех возрастных групп: младшей, средней и подростковой. Их можно и смешивать, и вести отдельно, следуя естественным их потребностям и наклонностям. Это не так уж сложно. На первых порах можно обучать и в домах поселян, но ведь не слишком много усилий нужно, чтобы построить на нейтральной территории отапливаемое помещение и сделать его небольшим учебным центром. Аттестацию проходить в обычной школе, не делая акцент на школьных оценках, лишь бы были положительные. Не в оценках суть, главное — сохранить тягу к познанию мира. Нет таких детей (психически здоровых, конечно), в которых бы этой тяги не было. Это совершенно естественная потребность человека, как в пище, воде, сне, общении, любви.

И здесь небольшое количество детей в группе как раз является очень важным фактором. Человек, Личность не растворится в массе, каждому ребёнку можно уделить достойное внимание и всех вместе учить кооперации, сотворчеству. Положительный опыт у меня имеется, до сих пор вспоминается щемящее чувство радости, когда из разношёрстной, не слишком дружелюбно настроенной компании получается дружный, хохочущий, любознательный коллектив!

Конечно, скажете вы, ты ж педагог, тебе легко говорить... Ну, в чём-то вы снова правы. Легко с английским, ИЗО, русским, литературой, историей, биологией, кое-чем ещё. А вот с математическими дисциплинами, химией и прочей физикой — совсем не так легко. Но я знаю, что нет неразрешимых задач. Найдётся среди хуторян человек с нужной головой, а не найдётся — можно и со школьными преподавателями договориться, да и вообще, если есть потребность, то обязательно есть и возможность её осуществить. По-другому попросту не бывает, таков закон Жизни!

Самая главная задача образования — РАЗВИВАТЬ МЫСЛЬ. Скорость мысли, объёмность мышления, способность к синтезу и анализу, гибкость, упорядоченность, логический аппарат, способность всё осознавать собой, память, интуицию, творческий подход и многое, многое другое. Как раз на это ЯКОБЫ нацелено общее образование, хотя на деле всё как раз наоборот, к сожалению. Но здесь нет смысла распространяться — в «Родовой Земле» предостаточно материалов на эту тему.

Второй задачей образования, более приземлённой, может быть, но не менее важной, мне видится развитие сугубо практических умений и навыков: любых видов рукоделия, мастерства — от вышивки до печного дела, от ландшафтного дизайна до животноводства, пермакультурного хозяйствования и многого, многого другого. Тут такой простор и разнообразие интереснейших и, главное, нужных дел, что дух захватывает! Мы живём в прекрасное время больших возможностей! Если вовремя почуять в ребёнке интерес к какому-либо делу, то вот вам и карты в руки. Грани талантов в детях бесконечно варьируются, с ними и сам мозгами не заржавеешь. Это трудно, не спорю, но непосильных задач не бывает: собрались взрослые, помозговали, скинулись, и хутор отправляет подающих таланты на всевозможные мастер-классы, или в Петербург на искусствоведческую экскурсию, или к Зеппу Хольцеру в Австрию. Почему нет?

В результате к совершеннолетию юноша или девушка придут уже мастерами каких-то ремёсел, знатоками искусств, а заодно рачительными хозяевами, опытными земледельцами, просто уверенными в себе и в своём мире людьми. А у многих и счета с тугой денежкой уже заведутся — они ведь и кедровое масло умеют делать, и всевозможные заготовки, и красивейшие поделки, и саженцы различных растений в питомниках у них есть, и породистые козлята-жеребята в загонах.

И если кому-то из них вдруг захочется вкусить городской жизни и получить высшее образование — вперёд! Главное, что у них всё равно останется щедрое, родное Родовое поместье за спиной, всегда готовое принять любимое чадо обратно. И не просто поместье, а родной хутор-поселение, где все — и стар, и млад — с радостью и восторгом примутся тебя обнимать! Ведь ты для них — свой, Родной человек!

И конечно, самое главное в детстве — это настоящие друзья. Современный социум развивает в детях отнюдь не стремление обрести верных и надёжных друзей. Главное условие его существования — конкуренция, борьба, и лишь остатки нравственности порой удерживают готовые взорваться гневом и ненавистью массы людей. А порой уже и не удерживают — что творится в мире, вам и без меня известно.

Но в таких хуторках, малых и больших поселениях, всё постепенно меняется, к счастью. В больших поселениях, конечно, уже есть большие и весёлые детские коллективы, замечательные праздники, детские лагеря. Я смотрю порой на пустующие земли вокруг, и у меня щемит сердце: с кем будут общаться дочка и другие наши детки?

И ответ приходит сам собой — в одной семье ожидается пополнение, в другой… Дети хитрые, они ещё ТАМ уже договорились — вот и берутся за руки и идут вместе. Молодцы! Да, их пока немного. Но сколько может быть настоящих друзей у человека? Каждый сам может ответить за себя. У меня — трое, и я считаю, что мне, как говорится, конкретно повезло. И я знаю: будь они рядом, в одном со мной хуторе, мы бы горы свернули с хохотом и песнями. Но развели нас жизненные дороги, и это надо просто принимать и не унывать. Значит, появятся другие. Так что у наших детей есть и будут и товарищи по учёбе и играм, и, надеюсь, настоящие друзья. Пусть один, два, три… Уже великолепно. Они вырастут вместе, среди творений Творца, среди живой тайги, вместе научатся совершенствовать среду обитания, будут друг другу помощью, опорой и поддержкой, а может, и парой на всю жизнь. Это ли не счастье?

Ведь так уже когда-то БЫЛО… Значит, можно всё вернуть, переосмыслив и взявшись дружно за руки, идти по этому непростому, но светлому пути. Мой друг когда-то написал песню, в которой есть такие строки:

Возьмёмся за руки, друзья,
И сила наша преумножится,
Ведь вместе мы — одна семья,
Как мы решим —
                   всё так и сложится.

Конечно, всё это одинаково касается и больших, и малых поселений. Но ведь как взрослым, так и детям нравятся разные вещи и места: кому-то нужен разгул и веселье, кому-то — тишина и покой. Поэтому в больших поселениях свои дети, а в малых — свои. Это и их выбор тоже. Значит, не надо бояться за них. У них всё будет хорошо!

В целом чувствую, что пора уже ставить точку в своём сочинении-рассуждении на тему «Что такое Родовое поселение». Конечно, много осталось ещё всяких нюансов и деталей, но нельзя же делать статью безразмерной и чересчур утомлять читателей. Главные вопросы, которые не давали мне покоя, я, как могла, постаралась раскрыть. Вот только ещё один, последний штрих к рисуемому мной образу, если позволите!

 

Совершенствовать среду обитания

Знаете, что больше всего меня радует в статьях про другие поселения в нашей газете? Когда поселяне начинают реально менять жизнь не только свою, но и близлежащих населённых пунктов. Детские и взрослые ансамбли, выступающие в местных клубах, добрые отношения с местными жителями, совместные праздники, мероприятия — эти благородные действия способны постепенно изменить тот убогий и неряшливый образ сельской глубинки, который так прочно сидит в мозгах простого обывателя и в первую очередь того же селянина. В близлежащих сёлах в местности, где мы живём, много по-настоящему светлых, хороших и добрых людей, замечательных детей, но все они отравлены тем же самым искажённым образом, навязанным системой, и они не только не видят всех тех великолепных преимуществ, которые даёт сельский образ жизни, но и ставят своей целью вырваться из села всеми возможными способами, а если сами не могут, то хотя бы детей стремятся в город вытолкнуть. И они не замечают самых простых, истинных ценностей, которые их окружают. Они не осознают, что живут среди кедровых сопок у чистейшей реки, дышат кристально-чистым воздухом, имеют возможности сделать свои дома красивыми и по-городскому уютными, выращивать на своих участках прекрасные овощи, кушать настоящие яйца и пить парное молоко.

И самое печальное, что они считают себя какими-то неполноценными людьми, тушуются перед горожанами, словно они — второй сорт, неудачники. Нас поначалу считали никчёмными чудаками, которым надоела сладкая городская жизнь, но с годами мы заслужили их уважение. Не всех, конечно, но всё же. У них стал просыпаться настоящий, неподдельный интерес к нашему образу жизни, нашему видению реальности. Я чувствую, что, имей мы реальный дружный коллектив, мы могли бы помочь селу и селянам измениться. В будущем оно может стать прекрасным гостевым посёлком, утопающим в зелени и цветах, где жители благополучны и довольны жизнью. Ведь рядом много интереснейших туристских объектов, село удачно расположено, вот только очень запущено. Я так и вижу, где что убрать, что подсадить, где вырыть пруд, сделать шикарную детскую площадку и многое другое. Да, на это может и жизни не хватить, я понимаю. Но изоляция и жизнь только для себя — это скучно и неправильно. Это не в характере русского человека. В его характере — делать жизнь лучше для всех и получать от этого ни с чем не сравнимую радость. То есть, другими, всем нам известными словами, совершенствовать среду обитания.

Вот теперь действительно пора закругляться…

Наверное, во всех моих рассуждениях много просто мечты. Но ведь в чём главное отличие Человека от всех остальных творений Творца и других вселенских сущностей? Даже не наличие разума, как повсеместно принято считать, а наличие энергии Мечты. Поэтому оставляю всё, как есть, на ваш справедливый суд!

И не буду ставить точку, пусть лучше будет многоточие, ведь оно подразумевает, что далее пусть продолжает путь ваш внутренний Мечтатель...

В добрый час!

Елизавета Крестьева. ПРП Славное, Чугуевский район Приморского края
krestali@yandex.ru

Категория: №12(137)2015 | Добавил: winch (20.02.2019)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024