Свой экскурс в прошлое Великого города мы начнём с того, что когда-то давно Рязань именовалась Резанью. И находился этот Священный город Вятших Русичей напротив современного городка Спасска Рязанского, на высоком берегу реки Оки, немного ниже по течению от современного города Рязань (который ещё совсем недавно именовался Переяславлем-Рязанским). Отсюда исходит очень много интересных определительных сравнений, которые мы находим не только в древнерусском языке, но и в других языках народов мира. А связано это с тем, что когда-то очень-очень давно, в стародавние времена, из этих Священных мест по всему Миру разбрелись Русичи-Расены, дети Рода Расы Великой, унося с собой «кусочек Родной Земли».
РЕЗАНЬ — отрезок, кусок. Отсюда слово «резать». Также слово «Резань» можно охарактеризовать и как «кусок Родной Земли» (Рода Расы Великой). У готов слово «AiRizans» обозначало древних предков. У древних иранцев «Razan» — оплот, установленный порядок.
Понятие «Резань» в транскрипции разных народов звучало как Арса, Арта, Арша, Ар-Ръшань, Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань и Рязань. Да и Русо-Арийская составляющая этого понятия подтверждается большим количеством в Рязанской области и Волго-Окско-Донском бассейне гидронимов и топонимов с Арийскими корнями: Рязаново (пять мест), Рясино (два топонима), Рясск, Ряса, Рязанка, Рязск (Ряжск) и т. д. Сюда же можно отнести и названия, ставшие производными от Русо-Арийского слова «Ръшань» — Орша, Оршица, Оршанское... В Древней Руси слова «Оршанское», «Орша» писались как «Ръшанское», «Ръша». И в то же самое время, в Киевской земле протекала речка Ръша (Рось), окрестности которой назывались Поросье (Порусье), а жители этого края именовались Порушане. Свои названия Орсы, Орсовы, Орзу, Рарзу, Разано, Рошали, Ръшани и Ръсавы есть в Германии, Венгрии, Сербии и во многих других местах Европы и Азии, где побывали Роусичи-Ръшане.
В Древнерусской Ведической традиции слово «Ю-РЕЗАНЬ» имеет особо сакральное значение для всего Русо-Арийского народа, где Кусок Священной земли «РЕЗАНЬ» усилен буквой «Ю», которая обозначает принадлежность Рода Белой Расы к высшему Божественному состоянию Духа, как неведомой Силы, струящейся в его Крови, в виде Родовой Памяти. О том, что Рязанская земля (Ар-Ръшания, Артания) является Духовным центром Русо-Арийского Народа, наряду с Курским Священным полем, упоминается практически во всех Ведах.
Подтверждением тому, что Рязанская земля (Артания) много тысяч лет является для Славяно-Арийского народа Священной территорией, было получено уже российскими археологами в начале XXI века.
Так, недалеко от городища «Старая Рязань» было найдено древнейшее Святилище (примерно III тысячелетие до нашей эры), которое тут же окрестили «Рязанским Стоунхенджем». Можно смело утверждать, что это место на Оке издревле имело особое сакральное значение для Великого Рода Белой Расы. Тем более что в паре километров от места раскопок, на стыке рек Прони и Оки, на высоком правом берегу, находится ещё одно древнее и не менее Святое место для Русо-Арийского Народа — Капище «Белые Столбы». Энергетика этого места просто поражает своей мощью, а бьющий из-под земли Святой источник имеет исключительный вкус и целебные свойства. И всё это древнее Величие находится рядом со Старой Рязанью.
То, что Ар-Ръшань (Рязань) является первопреемницей Русо-Арийской Артании (Арсании, Аршании) базируется не только на вышеуказанных доводах, а на древнерусских литературных источниках, в летописях которых, начиная с XI века, Рязанское княжество уже упоминается как Великое.
В Рязанской Мещёре даже многие озёра имеют названия Великие (и более, чем где-либо, в Мещёрском крае находится озёр с названием Святое и Белое). Это слово «Великое» (Вятшее) должно было уже сидеть в традиции соседних племён, которые безоговорочно отдают пальму первенства пусть даже и родственному, но другому княжеству или племени. Так вот, это племя как раз и имело такой статус — Вятичи (Вятчане), то есть Вятшие — Родовитые, Знатные.
Всё в тех же легендах Окско-Волжского региона говорится, что Русы-Арты могли повелевать Силами Природы — вызывать дождь, разгонять тучи, усмирять непогоду и повелевать своей Могучей Рекой, и потому у них всегда были хорошие урожаи, а река Ока никогда не разливалась больше, чем это было надо жителям её берегов.
О том, что племя Артов-Вятичей могло повелевать Природой, говорилось в одной из Муромских летописей. В 6712 (1204) году Муромский князь Давыд Юрьевич отправился в земли Артов для того, чтобы получить Нечто, что позволило бы ему управлять Силами Природы. Правда, князь не получил того, что хотел, и более того, на него была наслана порча. Об этом «Сказание о Святых Петре и Февронии».
Кем же были Пётр и Феврония? Начну с того, что Мещёрская земля во все времена считается колдовским краем. Это район концентрации Русо-Арийских племён, пришедших с Урала в период начавшегося оледенения, примерно 13 тысяч лет тому назад. Буквально с Древнерусского слово «МЕ-ЩЁ-РА» можно охарактеризовать, как Место противостояния Тёмных и Светлых Сил («МЕ» — Потаённое место Сил Нави, «ЩЁ» — Место усиленного Противостояния, «РА» — Солнце, Свет). И, глядя на Мещёрские озёра сверху, создаётся впечатление, что в этих местах было Великое сражение, оставившее после себя огромные воронки глубоких озёр (глубина некоторых озёр превышает 50 метров, а многие имеют практически идеально круглую форму). Почти в самом сердце Мещёры, меж лесных озёр, находится затерянный в густых лесах посёлок Ласково, откуда и была родом молодая Ведунья Епроксинья (в Христианстве — Феврония). Собственно говоря, само имя Епроксинья обозначает Ведунью, как имеющую наивысшее посвящение от истоков Бога Сварога. А князь Пётр, он же — Давыд Юрьевич, один из сыновей Муромского князя Юрия Владимировича.
Смысл легенды о «Петре и Февронии» в том, что после того, как Давыд (Пётр) был проклят, вылечить его взялась Ведунья из Ласково — Епроксинья (Феврония), которая, влюбившись в князя, взяла с него клятву, что тот после исцеления возьмёт её в жёны. Однако тут стоит вспомнить про поход Давыда против Артанцев и про другую легенду, в которой говорится, что сражался князь не с Русами-Артанцами, а со Змеем-Оборотнем. Так вот, победить это «Чудище тёмное» Давыду помог Агриков Меч (в буквальном смысле — Сверкающий Божественным Светом). Но после того, как князь разрубил Чудище, кровь Змея брызнула на него, и там, где она попала на тело, у Давыда образовались кровавые язвы. Рязанская Ведунья Епросинья вылечила князя, и вместе «прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво…»
Епросинья приняла Христианское имя Феврония, а Давыд имя Петра, и стали жить они в любви и согласии и умерли в один день. Однако это — красивая сказка. На самом деле Муромской знати не понравилось то, что князь взял себе в жёны Языческую Колдунью, пусть даже и принявшую Христианство. Возникла смута, в результате которой князю Петру пришлось оставить Муром и уйти со своей женой в её земли. Через некоторое время в Муроме вновь возникла смута, и князья позвали Петра править обратно. Он вернулся с женой, «и правление их было правдолюбивое, без суровых строгостей, милостивое, но без слабости… Благочестивая и умная супруга князя помогала ему советами и делами…»
А что же стало с Агриковым Мечом? А вот на этот вопрос не могут ответить ни учёные, ни археологи, ни мистики. Ибо уходил-то князь в Мещёрские леса, имея при себе меч, а вернулся второй раз в Муром уже без него.
Официально считается, что город Резань (Старая Рязань) основан в 1096 году, ибо первое о том упоминание датировано в летописи от 6604 лета, где говорится, что на князя Изяслава Владимировича, захватившего за год до этого Рязань, напал князь Олег Святославич, желая возвратить принадлежащие ему по праву владения.
Однако было бы глупо думать, что столь древний и известный город, как Резань (Старая Рязань), вдруг оказался моложе своего двойника — Переславля Рязанского, что был заложен в 1095 году, о чём есть упоминание в одной из летописей: «В лето 6603 заложенъ бы градъ Переславль Резанской около церкви святого Николая стараго».
Есть более ранние упоминания о Старой Рязани, которые почему-то учёные не берут в расчёт. Например, «Изъ Родословца князей Русскихъ», где говорится, касательно событий 1055 года: «Великiй князь Ярославъ Володимеровичъ посажа дети своя по городамъ, Игоря на Володимере, Володимера на Новегороде Великомъ, Изъяслава на Киеве, Святослава на Чернигове… И отъ Святослава пошли Черниговскiи и Муромскiи и Резанскiи князи…».
В том же «Родословце князей Русскихъ», но уже касаемо событий 1095 года, говорится: «И прiиде изъ Курска къ Мурому князь Изъяславъ сынъ Владимiра-Мономаха, и наместника Ольгова изыма, а самъ седее на Муроме и Резани и сиде единъ годъ».
А до этого упоминается, что Резань, как и Тьмутаракань, были вотчиной Олега Святославича, который на следующий год пришёл и вернул себе захваченное Изяславом. На следующий год после смерти под стенами Рязани Изяслава Великий князь Киевский Святополк Изяславич в лето 6605 года (1097 г.) в Киеве собрал совет всех князей, где: «Положилъ сыновьямъ князя Святослава Ярославича пределы отца ихъ: Черниговъ, Новгородъ Северской, Вятичи (Резань), Муромъ и Тьмутаракань…»
Если же брать раннюю, не-официальную историю Рязанского края, то тут стоит сказать, что Резань (Ръшань, Ар-Ръшань), как и Муром, и Северская земля, и Тьмутаракань, входили в состав Артании (Руси Арийской), где основу Рязанской земли составляли Вятичи (Вятшие мужи — значимые, родовитые, более знатные по положению, чем все остальные племена из Рода Расы Великой), что, собственно говоря, и подтвердил своим указом князь Киевский Святополк. В древних Русских летописях о Резани и Вятичах так и говорится: «Вятичи и до сего дне еже есть Резанци…».
Давайте взглянем на Артанию в связи с Христианизацией Руси, когда понятие «Артания» вдруг исчезает, а появляется «Великое Рязанское княжество». В цикле повестей Николы Заразского о «Похвале роду Резанских князей» говорится, что Резанские князья «к Греческим царям великую любовь имели и дары от них многие принимали…»
Такое определение говорит о том, что Византия не просто знала об Артании (Рязанском княжестве), но имела с её князьями какие-то договоры, преподнося в знак дружбы «дары многие» (что может означать — платя дань). Тут, скорее всего, взаимоотношения греков связаны именно с Тьмутараканью, которая входила и в состав Артании, и принадлежала Рязанским князьям, а после распада, в начале XIII века, Византийской империи, влияние Артанской Руси в Тавриде и Херсонесе стало усиливаться.
Рязань, до своего полного разорения в 1237 году, играла очень важную церковно-политическую роль в контактах с Византией, Херсонесом и греческими священнослужителями, при этом оставаясь, даже после Христианизации Руси, Духовной наследницей древней Русо-Арийской Святыни — Божественной Арты.
Публикуется в сокращении. Подробнее на сайте www.proza.ru/2013/09/08/42
Юрий Ульянов. г. Рязань
Lenin62r@yandex.ru |