На днях в очередной раз состоялся у меня разговор с другими мамами на тему того, как же мой «бедный» сыночек четырёх с половиной лет не ходит в садик, что же он делает дома, «бедный» мальчик, как же ему не скучно, мультики, наверное, целыми днями смотрит.
Сегодня весь день у меня прошёл в размышлениях об этом. Я внимательно следила за своим «бедным» мальчиком. Даже поговорила с ним об этом. И убедилась в очередной раз: нет, ему не скучно. Более того, ему по-настоящему хорошо. Это видно по его поведению дома и вне дома, понятно из его разговоров, ведь в четыре с половиной года ребёнок уже вполне адекватен и общаться с ним можно очень откровенно и серьёзно.
Он не знает, что ему дома должно быть скучно. Он не знает, что где-то ему должно быть интереснее.
Он живёт в семье. Он делит со своей семьёй все дела, заботы, хлопоты, радости и печали. Он живёт той жизнью, которой живёт его семья. Впитывает всё это в себя, учится у родителей.
Мы вместе занимаемся домашними делами, теми, которые, по моему мнению, можно делать с мальчиком. С огромным удовольствием помогает мне готовить; даже некоторые блюда делает под моим руководством почти сам. Видит, как родился и растёт его брат, как мама ухаживает за младенцем.
Ездит со мной везде: по делам, работе, магазинам, да и просто отдохнуть. Видит, как проходит жизнь вне дома. Как общаются взрослые и другие дети. Видит, как решаются дела. Ходит на тренировки по акробатике, где ему хватает общения с детьми и дисциплины от тренера на несколько дней вперед.
Видит, как общаются мама с папой между собой. Иногда видит и конфликты, которые, конечно, бывают, но и выходы из этих конфликтов. Совместные радости и шутки. Всё это видит. Для него это не станет когда-нибудь откровением.
Он умеет играть сам. Но недолго. Часто просит меня с ним играть в те игры, которые я не очень люблю, честно ему признаюсь. Иногда иду на уступки и играю в то, во что он хочет. Иногда предлагаю заняться чем-то, что обоим понравится. Когда нужно поработать или когда младший спит, а я тоже с ним отдыхаю, могу предложить сыну посмотреть мультики.
Он не ходит в различные профессиональные Центры, чтобы развивать мелкую моторику, усидчивость, выучить буквы и цифры, общаться со сверстниками. Но при этом он знает всё, что положено ребёнку в этом возрасте. Недавно он стал интересоваться буквами и вот уже знает почти весь алфавит и с удовольствием пишет мне письма.
Как же мы помешаны на «развивашках»! Нам кажется, что без этого мы не вырастим ребёнка не то что нормальным — вообще не вырастим! Как он сможет без специальных занятий по развитию мелкой моторики? Без обучения иностранному языку? Без обучения счёту и письму? Ведь нынче такие требования в школе! А садик! Не случится у ребёнка социализации без него! Он не научится общаться!
И что же происходит? Ходит ребёнок в садик. Да, с трёх лет учится писать, считать, танцевать, лепить, рисовать. Умеет говорить 25 фраз по-английски, родители этим очень горды! А вот жить в семье он не умеет. Потому что дома он находится только вечером, когда все пришли с работы, уставшие, поели и сидят по своим комнатам, отдыхают от напряжённого рабочего дня. Ну или в лучшем случае сидят все вместе, обсуждают, как день прошёл. А это не совсем истинная картина семейной жизни. Всю жизнь ребёнок и не видит, и не знает совсем. А в выходные ребёнка, который всю неделю был в садике, ведут развлекать. Потому что родители понимают, что должны ребёнку что-то дать, что-то большее, чем сидение дома… И решают, что ребёнку нужны парки развлечений, кинотеатры, аквапарки… Опять ребёнок проводит время в искусственной обстановке. Так он и живёт, оторванный от реальности.
Потом, когда ребёнок становится старше, мы начинаем удивляться — почему он не помогает по дому? Почему только и сидит за компьютером? Почему предпочитает тусовки с друзьями общению с семьёй? А где семья, что это такое? Он не знает! Ему скучно! И он идёт туда, где всегда и был, — к друзьям-сверстникам. А если дома — то к компьютеру. Потому что он умеет развлекаться, этому его учили, это ему показывали и давали в виде поощрения.
А потом он будет пытаться создавать свою семью. И вот тогда будет всё это узнавать гораздо глубже. И всему этому учиться. Общаться, создавать уют, готовить, растить детей. Через попытки, ошибки, слёзы, ссоры, скандалы. Ведь это гораздо «эффективнее» — учиться на своих ошибках?..
Мария Григорян,
педагог, организатор центра поддержки материнства «Забота о Настоящем».
http://alphaparenting.livejournal.com/1150720.html |