Повсюду школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого — просто глупо. Однако противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.
Речь идёт о Вальдорфской Школе, расположенной в Лос Альтос в Калифорнии (США), одной из 160 вальдорфских школ страны, которые придерживаются философии обучения через физическую активность и творческие задания.
Те, кто использует этот подход, считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность.
Технический директор eBay отправил своих детей в школу, расположенную в Лос Альтос. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard.
Для обучения в этой школе используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инстрyменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Вальдорфской педагогике уже почти сто лет, однако её распространение здесь, в эпицентре развития цифровых технологий, вызвало активные дебаты о роли компьютеров в образовании.
«Я полностью отрицаю идею о том, что помощь компьютера необходима в младшей школе», — говорит Алан Игл, 50 лет, чья дочь Энди — одна из 196 учеников вальдорфской начальной школы.
Его 13-летний сын Вильям учится в соседней средней школе.
Мистер Игл на короткой ноге с технологиями. Он имеет учёную степень по информатике университета Дартмута и работает в компании Google, где пишет тексты выступлений для генерального директора Эрика Шмидта.
У него есть iPad и смартфон. Но он утверждает, что его дочь, пятиклассница, «не знает, как пользоваться Google», а сын только учится это делать.
Родители большинства учеников имеют непосредственное отношение к высоким технологиям, но не видят в этом противоречия.
«Технологиям своё время и место, — утверждает Алан Игл. — Если бы я работал на студии Miramax и делал отличные фильмы для взрослых, я бы не хотел, чтобы мои дети смотрели их до того, как им исполнится 17».
В то время как остальные школы региона гордятся своими оснащёнными классами, вальдорфская школа имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами.
В один из дней в 5-м классе Энди Игл и её одноклассники вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.
Но видимая конечная цель — связать носки.
В 3-м классе учительница упражняла учеников в умножении, попросив их быть быстрыми, как молния. Она задавала им вопрос, сколько будет четырежды пять, и они все вместе кричали «20» и сверкали своими пальчиками, выводя нужное число на доске.
Ученики второго класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения — синхронизировать тело и мозг.
Здесь, как и в других классах, день может начаться со стихотворения о Боге, говорящем о Божественном без связи с какой-либо конфессией.
Учительница Энди, Cathy Waheed, бывший компьютерный инженер, пытается сделать процесс обучения практическим и переживаемым до кончиков пальцев. В прошлом году дети изучали дроби, разрезая различные продукты (яблоки, пирожные ) на части: половины, четверти и шестнадцатые.
«В течение трёх недель мы «проедали» наш путь к пониманию дроби, — говорит учительница. — Как вы думаете, удавалось ли мне удерживать их внимание, пока пирог не был разрезан так, чтобы хватило по куску на всех?»
Д
аёт ли обучение через делёж пирога и вязание лучшие результаты? Сравнить довольно сложно, отчасти потому, что, будучи частными школами, вальдорфские школы не проводят стандартных проверок в младших классах.
Сторонники вальдорфского метода первыми скажут, что их ученики младших классов могут и не показать высоких результатов, потому что их не натаскивают на стандартные задания по математике и чтению.
Когда речь идёт об эффективности вальдорфского образования, представители Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки ссылаются на исследование, по данным которого 94 % их выпускников в 1994–2004 гг. поступили в колледжи, в том числе и такие престижные заведения, как Оберлин, Беркли и Вассар.
В этих цифрах нет ничего удивительного, если учитывать, что речь идёт об учениках, в семьях которых высоко ценится образование, родители ищут для своих детей особые частные школы и имеют возможность платить за них.
При этом очень трудно дать оценку самому методу «низкотехнологичного» обучения без учёта остальных факторов.
Например, родители учеников вальдорфской школы в Лос Альтос говорят, что в такую школу приходят хорошие учителя, которые прошли серьёзную подготовку по вальдорфской методике. Этот факт объединяет их в творческий круг единомышленников, чего в других школах может и не быть.
Поскольку нет eдиной подтверждённой теории, то разговор сводится к субъективному суждению и родительскому выбору, основанным на разном понимании таких понятий, как:
• вовлечённость детей в учебный процесс;
• стремление к получению знаний;
• пробуждение интереса к обучению.
Сторонники оснащения школ новыми технологиями утверждают, что компьютеры помогают удерживать внимание ученика, делают обучение легче и что дети, которые выросли с компьютерами и другими технологичными устройствами, не смогут без них сосредоточиваться и удерживать интерес.
По мнению Энн Флин, директора по образовательным технологиям Национального совета по школьному образованию, компьютеры необходимы.
«Если школы имеют доступ к новым технологиям и могут их себе позволить, но при этом не используют их, они лишают наших детей того, чего они могут быть достойны», — заявила Флин.
Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, не соглашается с ней, утверждая, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше.
«Образование — это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, — говорит Пол. — Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».
А родители вальдорфских учеников утверждают, что удержать внимание ребёнка может только настоящий учитель с интересным планом урока.
«Вовлечённость в образовательный процесс — это прежде всего человеческий контакт, контакт c учителем, со сверстниками», — считает Пьер Лорен, бывший сотрудник Intel и Microsoft.
Трое его детей учатся в вальдорфской школе, а его жена Моника так прониклась вальдорфской системой образования, что в 2006 году сама пошла работать учителем.
А
что же сами ученики? Они не считают себя обделёнными высокими технологиями.
Энди Игл и другие ученики пятого класса время от времени смотрят фильмы.
Другую девочку папа, инженер Apple, иногда просит протестировать новые игры.
Ещё один мальчик по выходным играет с программами — симуляторами полётов.
Ученики говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.
Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сёстрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»
Фин Хейлиг, 10 лет, отец которого работает в Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером, потому что он сможет увидеть свой прогресс в развитии спустя несколько лет.
«Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал. А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые, — говорит Фин. — Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать, даже если на компьютер прольётся вода или отключат электричество».
К
огда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, вальдорфские родители удивляются: зачем спешить, если всё это так легко освоить?
В вальдорфских школах в Сан Франциско, в Гринвуд, в Милл Вэлли также много детей, родители которых стоят близко к производству высоких технологий.
В Калифорнии 40 вальдорфских школ — довольно много, вероятно, из-за того, что распространение вальдорфского образования началось именно отсюда, считает Люси Вуртс. Она вместе со своим мужем Брэдом Вуртсом помогала в организации школы в Лос Альтос в 2007 г.
Мистер Брэд Вуртс — исполнительный директор компании Power Assure, помогающей компьютерным центрам снизить потребление электроэнергии.
Вальдорфское образование недёшево: ежегодная плата в школах Силиконовой долины составляет 17 750 $ в год в детском саду и в средней школе (до восьмого класса) и 24 400 $ в год в старшей школе, хотя, по словам миссис Вуртс, родители могут рассчитывать на финансовую помощь.
Она добавляет, что типичный родитель ученика вальдорфской школы — высокообразованный человек с либеральным образом мышления, имеет довольно большой выбор элитных частных и общественных школ и придаёт очень большое значение образованию.
И такие родители считают, что, когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.
«НьюЙорк Таймс», США. 23.10.2011 г. |