Суббота, 20.04.2024, 10:23Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(101)2012

Алёнкина школа

Мы живём в поселении Родовых поместий Благодарное (подробнее — www.blagodarnoe.ru). Мы — семья Сарафановых: папа Сергей, мама Ольга и младшая дочка Алёнка. Переселились на свою родную землю в 2008 году — встал в чистом поле первый маленький рубленый домик, и началась для нас новая, творческая жизнь. Алёнку сразу же перевели на домашнее образование. Вся семья включилась в процесс обучения. Сейчас идёт пятый год домашнего образования дочери, и с каждым годом становится всё более ясно, насколько настоящее обучение наших детей должно отличаться от стандартного школьного подхода. Об этом наш рассказ.

Оля: Наша Алёнка училась  два года в обычной школе и два — в Вальдорфской школе. Начала учиться очень хорошо. А к 4 классу у Алёнушки пропало желание учиться. В январе 2009 года, после переезда на свою родовую землю, мы решили, что учителей пора «увольнять», и с середины пятого класса перевели ребёнка на домашнее образование. По итогам 5 класса сдали экзамены по всем предметам и закончили учебный год на «отлично» и «хорошо» (шесть пятёрок и четыре четвёрки). Но это далеко не самое главное. Главное — как меняется отношение ребёнка к знаниям, к организации своего времени.

В первый месяц домашних занятий внимания к предмету у Алёнушки хватало минут на пять. Потом мысли устремлялись к прекрасной мечте о лошадях, к тому, как бы побыстрее покататься на коньках, лыжах, на собаках... А ещё она очень старалась скрыть то, что не понимает или совсем не знает, по школьной привычке, чтобы не поставили плохую оценку.

Школу мы выбрали поближе к нам. В прошлом году заключили со школой договор на экстернат (директор школы убедительно посоветовала, так как в этом случае весь госбюджет на обучение ребёнка идёт школе). Есть ещё именно домашнее образование, когда большую часть бюджета получают родители, но в этом случае школа не так заинтересована в ученике. Для ребёнка эти два вида ничем не отличаются. Сейчас на домашнее образование можно переходить при любой школе (потруднее — в сельских, они просто не знают пока эту форму и не всегда принимают к себе). Мы были первопроходцами в этой школе.

Вместе с директором и учителями по ходу определяли, как, когда, в какой форме удобнее подводить итоги по пройденному материалу. С каждым учителем я обсуждала учебный план. (Оказалось, что учителям положено давать раз в четверть консультации родителям по прохождению материала).

Затем мы с Алёнкой составляли свой учебный план и из него расписание и занимались. Один домашний урок у нас длится 35 мин. Все перерывы активны.

А большинство предметов нам понравилось проходить методом погружения. Например, годовой курс информатики мы прошли за три недели, историю — за пять недель, математику —за пять недель, физику — за три недели и т. д. На ежедневное оставили русский, литературу, английский, природоведение, музыку, рисование, рукоделие.

Сдавали в течение полугода по темам почти все предметы, чтобы и учителя познакомились с Алёнкой, и чтобы подкорректировать что-то из пройденного. А по итогам года были экзамены по всем предметам перед комиссией и в тестовом виде, и в форме собеседования, и контрольные работы. Все учителя были единогласны: умница Алёнушка, безпроблемный ребёнок; заниматься с ней им не надо — только приходит иногда и сдаёт всё на пятерки и иногда на четверки. И все зовут в школу на уроки или хотя бы на олимпиады.

Я присутствовала на всех собеседованиях, тестах и экзаменах. Это очень важно. Когда присутствуют родители, между учителями и ребёнком идёт более объективный диалог и, соответственно, отношение к ребёнку. И я для себя отмечала, на что нужно обратить внимание Алёнке, какие критерии оценки знаний используются в школе.

В общем, наработали мы со школой за прошлый год хороший взаимный опыт.

В этом году в эту же школу, во второй класс, оформили своего сына наши знакомые. Очень довольны.

В Ярославле уже почти во всех школах есть дети, которые учатся дома, хотя и живут в городе.

Наша дочка учится второй год на «домашке» и в школу возвращаться совсем не собирается.

Немножко о погружении из нашего опыта.

Выбираем один предмет главным, например, математику. В день изучаем её 2–2,5 часа, перемежая двумя–тремя дополнительными предметами: например биологией, географией, английским, рукоделием... (все уроки — по 35 минут). Максимум внимания — математике. С каждым днём она становится всё более знакомым, понятным и интересным предметом. И с каждым днём всё быстрее и быстрее усваивается материал.

Закончили математику — берёмся за физику, а математику можно ставить дополнительным уроком раза два в неделю, для закрепления.

Закончили физику — переходим к истории и т. д.  Так мы подружились со всеми предметами.

Желательно подготовиться к тому, как оценивают знания в школе (например, на экзаменах по итогам года). Поэтому мы заранее приобретаем разные дидактические материалы, тестовые и контрольные работы и решаем их.

Тому, что на обучение уходит всё меньше и меньше времени, рада вся наша семья. В жизни столько интересных, творческих важных дел, особенно в своём Родовом поместье.

Сергей: Первую неделю им было сложно сорганизоваться. Помог­ло расписание. Первый месяц мама много времени вместе с Алёнушкой сидела над уроками. Примерно по 3–4 часа. Со второго месяца — 2–3 часа и уже с третьего — минут 30–40. Ребёнок наш очень быстро «словил»: сделала уроки, и можно заниматься своими делами. Разница очень большая. В школе независимо от того, как учишься, обязана своё отсидеть. Появляется скука. Делание вида, что слушает... Понимает... Да и как иначе? Кто же за вниманием ребёнка смотреть в школе будет? Дети должны сидеть смирно и ждать, внимать, терпеть... А дома… Как усвоила, так и свободна. Это даже не разница, а совершенно другие отношения знаний и ребёнка! В результате стала очень быстро проявляться самодисциплина. И время усвоения материала сократилось в 3 раза по сравнению со школьным! Вместо 8 часов школы (вместе с домашними уроками) — 2,5–3 часа! Вот это разница! Кстати, домашних заданий, естественно, нет. А зачем? Материал усвоен, и один раз (!) в четверть все предметы сданы в школе учителям.

Ещё один плюс. В школе оценка складывается из множества оценок в течение четверти. А дома ребёнок, если какой-то предмет не понял, плохо усвоил, то этот урок заново проходится. Можно и три раза пройти его. Оценок никто ставить за это не будет. На душе у ребёнка спокойно. А внимание стало стопроцентным.

Ещё одна немаловажная деталь. Когда ребёнок усваивает знания об окружающем мире из учебников в школе, да ещё за это оценки ставят(!), то знания родителей его не интересуют. А то ещё тебя и за дурака держат за то, что ты говоришь не то, что в учебниках. Школа, оказывается, очень сильно родителей и детей разделяет.

Теперь, после «увольнения» учителей, мы сами объясняем своему ребёнку мироустройство! И у нас с ребёнком единый взгляд на мир.

При домашнем образования ребёнок здесь, рядом усваивает знания из учебников. У нас появилась возможность понимать, какие именно ребёнок знания усваивает, и сразу поправлять, объяснять, то что для нас, родителей, важно.

Оля: В 2009–2010 учебном году заниматься по школьной программе начали в ноябре. Времени на образование уходит немного, и мы решили начать попозже, закончить пораньше, к 1 апреля. Осенью и вес­ной в поместье и так много интересных разных дел!

Оля: Договор на семейную форму образования можно заключить с любой школой. Мы с дочкой пока прописаны в г. Ярославле. А со школой договорились в посёлке Семибратово, в 50 км от Ярославля. В городе я предварительно проконсультировалась в районной администрации (отдел образования): независимо от прописки договор на семейное образование родители могут заключить со школой любого района.

Алёна: После того как я перешла из школы на домашнее образование, для меня это был рай! Сейчас я уже немного успокоилась и поняла, что некоторые предметы мне просто непонятны, особенно история! Потому что там пишется об одних войнах и завоеваниях!

Своё время я планирую сама, как лучше и мне, и животным, за которыми я ухаживаю! В общем, всё нравится!

Оля: Когда ребёнок обучается дома, он не включён в жёсткие рамки общепринятого школьного образования, и та школьная программа, которую он осваивает дома, очень отличается от того, что ему преподносят учителя. Она уже не формирует мировоззрение нашего ребёнка. Его мировоззрение формируют родители своим образом жизни.

И это самое главное домашнее образование — направить своим личным примером, своими мечтами, взаимоотношениями наших детей-творцов по дороге к счастью на всей планете.

Изучение предметов из школьной программы для нашей Алёнки сейчас — как лёгкая гимнастика для ума и повод задуматься, почему даются детям в школе именно такие знания и не даются часто те, которые она ощущает нужными и правильными.

Сергей: Алёна, изучая учебник истории, спросила:

— А почему столько воевали?

— Обрати внимание на даты различных войн. Вот 100 лет прошло от одной даты до другой... Вот 200... А вот и 300... А что было между датами? Вот видишь... Не было войны, значит, мир был. Хороший правитель был, раз его страна в мире жила.

— А почему о них не пишут в учебниках?

— А ты как думаешь?

Задумалась Алёна...

Существующую школу изменить нельзя. Зато можно уйти на экстернат, семейное образование и делать наши школы в поселениях. Есть такой момент в ремонте старого дома, когда надо отказаться от ремонта и новый дом построить, потому как гораздо легче, дешевле, проще получается и, что очень важно, быстрее и эффективнее.

…Так что экстернат и семейное образование — прообраз, подготовка к нашим будущим новым школам.

Оля: Обучающийся дома ребёнок пока в единственном числе. Поэтому он практически всегда находится в роли познающего.

Знаю, когда добавятся ещё дети школьного возраста в поселении, — Алёнка сможет быть для них и учителем, и затем наставником. А сейчас ей явно иногда не хватает коллективного вдохновения. Я для неё чаще наставник, чем учитель. Перед тем, как начинаем осваивать новый предмет, знакомлюсь с ним сама и складываю образ предмета. После этого легче направлять ребёнка, чтобы она увидела картину целого.

Яркие образы у меня рождаются пока не по всем предметам. Но процесс идёт.

…Время в Родовом поместье идёт совсем по-другому, чем в городе, жизнь очень насыщенна. Удивительно расширяется кругозор, и просто наперебой начинают прорываться закопанные прошлой жизнью таланты и творчество. И как-то очень быстро и незаметно мы уже заканчиваем четвёртый год нашего обучения дома. Сейчас Алёнка учится в восьмом классе. Предметов стало много, они усложнились. Учебники выпускают всё мудрёнее и мудрёнее, и объёмы изучаемого материала всё больше и больше. Много в них встречается смешных нестыковок, но мы уже привыкли с Алёнкой на них просто улыбаться, понимая, что по-другому сейчас и не может быть написано. Главное, чтобы ребёнок знал, как на самом деле устроен наш великий прекрасный мир, и это настоящее знание он не перепутает никогда и ни с чем, потому что оно всегда подкрепляется его душой и сердцем.

В этом году, как и в том, мы планомерно сдаём предмет за предметом в течение всего года. Взяли один предмет, освоили — сразу сдали. Школа в этом нам пошла навстречу. Поселение наше растёт, и новые соседи постепенно начинают присоединяться к нашему процессу обучения. Настенька Жукова очень хорошо помогла Алёнке с английским. Никита Цеханович, приехав к нам с караваном Солнечных бардов, за четыре дня разобрал с Алёнкой курс обществознания за 7 класс. Учителя стали более конкретно обозначать то, на что в первую очередь нужно обращать внимание. Процесс идёт! Ура!

Ребёнок начал учиться играть на гитаре — отдельное спасибо Олегу Рубежову, замечательному барду, бывшему полковнику-миротворцу. Он два раза в течение полугода приезжал к нам на неделю и занимался с нашими детьми, увлекая их в прерасный мир музыки, творчества и веры в себя.

Сейчас у нас в поселении музыкальные вечера по четвергам. На шесть зимующих семей у нас четыре гитары, домра, три флейты, варган, электропианино. Совместное творчество так вдохновляет!

Лошадей своих у нас уже четыре. Соседи завели жеребёночка. Ходят к Алёнке набираться опыта по воспитанию лошадей. Ещё один сосед записался к ней на платные занятия, чтобы научиться понастоящему понимать лошадь, дружить с ней и управлять ею не через насилие, а благодаря приобретённым в процессе занятий уважению и доброму отношению к лошади. На этих занятиях Алёнка сама становится настоящим учителем, творческим и ответственным.

Нас это очень радует. В недалёком будущем она сможет проводить классные семинары по естественным отношениям с лошадьми. Это так здорово, что у людей появится возможность пересмотреть своё отношение к лошадям — таким большим, прекрасным, мудрым, готовым быть настоящими друзьями человеку.

Занимаемся уроками мы в этом году четыре с половиной часа в день 4–5 дней в неделю (в школе наш 8 класс сидит с 8.00 до 15.00 с понедельника по пятницу плюс домашние задания). «Сообразиловка» у ребёнка работает всё лучше и лучше, и самостоятельность в освоении увеличивается. Каникулы у нас регулярно случаются.

За эти четыре года я, перелопатив все пройденные учебники, окончательно утвердилась во мнении, что каждый предмет нужно проходить сразу весь, полностью, не перенося его из года в год с некоторым развитием и усложнением.

Ребёнок намного проще, быстрее и качественнее сложит своё представление о предмете и освоит его. Поэтому было бы идеально сдавать экзамены не каждый год, а, например, по итогам начальной школы, затем по итогам 9 класса, потом 11-го. Либо просто сдать ЕГЭ — и всё!

Остаётся юридический вопрос: насколько это возможно в нашей образовательной системе?..

Сергей: До переезда в своё поместье мы много думали об образовании дочери. И как-то так получилось, что решили мы вначале, что проблему не совсем хороших и откровенно бездарных учителей решить легко. Для этого надо нанять или пригласить хороших. А какие для нас хорошие? Ясное дело, знакомые с нашими идеями, с нашим мировоззрением. Ещё и интересно преподающие, хорошо знающие свой предмет. Тут как раз знакомые наши анастасиевцы в Кирове организовывали Детскую академию, и мы обрадовались. Как раз по помыслам нашим!

Были мы на двух академиях. Всё получилось именно так, как мы думали. Учителя были хорошие. Честь им и хвала. И знания давали хорошо. И нашей Алёнке было интересно. И нам, признаться, тоже.

После переезда в поместье и осмысления академий мы от них отказались. И причина проста. Вот что поняли мы... Любое передоверие учителям, даже самым хорошим, распрекрасным... — это предательство себя, детей своих и своего рода. Бог нам этого ребёнка дал, а значит, объяснять мироустройство только родители своему ребёнку могут. Единство с ребёнком тут важно...

А если учителю другому родители ребёнка отдают... То ребёнку как бы говорят: мы не можем тебя учить, мы не достойны. А вот учитель достоин, знает он... И ребёнок в душе своей о предательстве том всю свою жизнь знает и перестаёт доверять, верить родителям... А учитель... Учитель невольно подменяет собой родителя, беря на себя его предназначение — данное Творцом РОДителю о мире знание давать... И чем лучше учитель... Добрее… Учитель невольно становится кумиром... И знания из учебников, от учителя… становятся кумиром. Не от родителей! И ребёнку становится важна оценка, одобрение учителя... Не родителей, что отказались от него... Родители САМИ (!) ПО ДОБРОЙ СВОЕЙ ВОЛЕ (!) к учителям отправляют своих детей.

Снимать с себя ответственность за образование ребёнка нельзя. ОТВЕТственность. ОТВЕТ перед кем? Перед Родом и Творцом. Перед будущим своим. Ответственность возвращать себе в полной мере надо. И тогда единство с детьми возникает в душе родителей и ребёнка. ЕДИНСТВО душ, знаний и устремлений.

…Раньше приходили волхвы, это верно. И сознание людей было тогда другое. «... И если знание, что давал волхв, не подходило детям, люди по другим поселениям передавали весть, и этого волхва в селениях больше не принимали...» И ответственность полная у наших предков за обучение была, волхвы лишь ПОМОГАЛИ.

Верю я, настанут те времена, и у нас будут волхвы по поселениям ходить. Но сначала мы, родители, ответственность должны себе вернуть за воспитание (Во(!) Питание) детей себе вернуть. Полностью! За всё! Особенно за образование.

Мечтаем мы и о школе новой в нашем поселении. И понимаем, что путь к новой школе лежит через домашнее образование. То прекрасные дела. Вдохновением и радостью душа полна.

 

Сергей, Ольга и младшая дочка Алёнка Сарафановы.
Поселение Родовых поместий Благодарное.

Категория: №12(101)2012 | Добавил: winch (06.11.2015)
Просмотров: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024