Говорят под Новый год, что ни пожелается… А ещё говорят, что чудес не бывает. Зря. Вот пройдёт Новый год, тогда хорошенько, подробно-подробно, подумаем, какая «последовательность событийностей» устроила нам эту встречу... Вернее, это знакомство. О! а ведь в слове «знакомство» главные-то, коренные, — «ЗНАК» и «ОМ» — одна из мощнейших мантр — знак изначального духа творящего?
Ну что, пора. Вы, поди, уже и догадались, куда. Именно: где круглый год Новый год!
Да, про чудо! Оно, конечно, не в том, что мы на Карачевскую фабрику ёлочных игрушек попали, — там двери уже 10 лет как открыты, и экскурсии, особенно в предновогодние дни-недели-месяцы, тут с утра до вечера (мы были в четверг, а в субботу семьсот человек ожидалось); и не в том даже, что Николай Васильевич Маслов, директор фабрики, не принимающий даже Центральные телеканалы («не можем мы им условия создать, здесь шумно, всё время экскурсии…»), на наш приезд как-то сразу дал добро; а когда приехали, — уделил нам непозволительно (для него) много времени: мы общались почти два часа, он знакомил нас с предприятием, с историей существования-выживания и, конечно, с рождением-явлением игрушки. Как чудо мы восприняли то, что главный «фабрикант» оказался человеком, ну совсем НАШИМ, перевернув с десяток стереотипов-образов современного руководителя. А когда нацелили фотоаппарат, сразу предупредил: не его показывать — людей, тех, на чьём энтузиазме, преданности, Любви держится фабрика (государству же до чудом живущих островков уникальных народных промыслов в океане бездушного рынка… Поговорим об этом чуть ниже).
Городу Карачеву официально присвоен статус места традиционного бытования народного промысла: изделия из стекла. Правда, при этом, в поисках этого самого места традиционного бытования, то есть фабрики ёлочных игрушек, нам пришлось поблуждать: раз не туда завернули, второй, третий — мимо большой вывески «Мебельный магазин» проехали, где, оказывается, и «затерялся» вход на фабрику. Никаких указателей. А ведь по идее, администрация города, гордясь званием, тем, что на её территории есть такое знаменитое не только в России предприятие, должна бы расстараться, чтобы через каждые 50–100 метров баннеры висели, приглашающие посетить фабрику ёлочных игрушек.
Предприятие ведь действительно славное. Во-первых, фабрике в 2012-м восемьдесят лет будет (надеемся, «конец света» не помешает нам через год поздравить коллектив с Новым годом и юбилеем!). Во-вторых, сюда едут, можно сказать, со всего света (китайцы — хитрецы-мудрецы — содрали практически все карачевские идеи и образцы; Николай Васильевич по этому поводу лишь смеётся: «Только у китайцев Деды Морозы узкоглазые получаются. Они удивляются, хотят понять: как это у нас нормальные получаются?»). В-третьих, здесь находится уникальная коллекция ёлочных игрушек, их история: от сегодняшних, из стекла, до самых первых, раскрашенных картонных рыбок, петушков, шишек, ватных и из папье-маше (между прочим, за ватную куколку из далёких 30-х, размером не больше 12–13 см, коллекционеры дают до семи–восьми тысяч рублей). Есть ещё и четвёртое — ручной труд. Где-то, возможно, это — вчерашний день, но здесь даже не сегодняшний, а — завтрашний день! Потому технократическая цивилизация уходит в прошлое.
— Вот у нас художницы расписывают игрушки по одному образцу. Но в пятницу, скажем, у неё одно настроение, а в понедельник другое. И рисунок несёт её настроение. Она может даже отказаться что-то рисовать. А потом, через неделю, под настроение, вернуться к образцу.
— И вы не против? Вы позволяете настроению влиять на работу?!
— Да как же я могу быть против?! — Николай Васильевич, кажется, удивлён вопросу. — В этом же уникальность! Это и есть НАРОДНЫЙ промысел!
Игрушка и в самом деле всю палитру чувств человека отражает: положи рядом сто одинаковых шаров, и внимательный взгляд обязательно эти оттенки найдёт, и человек выберет ту игрушку, которая его «зацепила» (мы потом так и выбрали себе шары); только машина, механизм, может штамповать — те же пластиковые украшения, а человеческие руки подчинены неведомым, неповторимым в каждую секунду состояниям души, а они, руки, в эту секунду-минуту что-то творят: рисуют, например, глаза …
— У вас работают профессиональные художницы?
— Ну как вам сказать… Расскажу один пример. Пришла как-то к нам женщина, живёт в Карачеве, окончила Санкт-Петербургскую академию художеств. Решила, пока в декретном отпуске, подработать… Дали мы ей образец. Приносит через несколько дней. Мы посмотрели и дали ещё одну попытку, другой образец. Снова приносит. Мы ей говорим, что не можем её коллекцию пропустить. Она: «Да вы что, да кто вы такие! У меня академическое образование!..». Прошло какое-то время, и появляется у нас человек, юрист. Начинает давить: по какому праву мы отказываем в работе человеку с высшим художественным образованием. Я привёл его к нашим женщинам, он какое-то время смотрел, как они работают, потом говорит: «Мне всё понятно, вопросов нет!» …Дело ведь не в образовании. По уровню она на несколько ступеней выше, но она не владеет нашей технологией. Все эти женщины… они у нас самостоятельно выучились, с помощью передачи навыков из рук в руки, от одного к другому. Расписывать шар-сферу далеко не каждый сможет.
— А стеклодув? Тоже творческая профессия?
— Здесь желание научиться играет первую роль. От человека требуется координация зрения, координация рук… У кого-то одно получается хорошо, я имею в виду форму, у другого другое… У нас из 60 стеклодувов шесть только осталось...
В выставочный зал, где мы общаемся (это единственное тихое место на фабрике), то и дело заглядывают экскурсанты. Извиняясь, просим ещё немного подождать. Николай Васильевич очень весело, с юмором, рассказывает «игрушечные истории». О том, как в связи с очередной инаугурацией Юрия Лужкова СМИ решили «повесить» его на ёлки в Карачеве, в смысле шары с его рисованным портретом; как потом обнаружили на этом портрете волосы. «Нам человек один и говорит: «Где, мол, вы видели у Юрия Михайловича волосы?» Мы ему фото, он убеждается: действительно, с боков седые волосики имеются… А ещё — Владимир Вольфович Жириновский решил к 27 декабря заказать тысячу шаров со своим портретом. Я его спрашиваю: «А где портрет? И 27 декабря какого года?». Он: «Вы что, портрета моего не можете найти? И что значит — какого года? Вам что, трудно 1000 шаров нарисовать?».
Выставлялись мы как-то в МИДе, (министерстве иностранных дел). Ёлку нашими шарами нарядили, вокруг народу... Там были представители 24 иностранных посольств. Подходят к ёлке негры: «Ну, глянь-ка, — как живая!» Мы им говорим: «Да это настоящая ёлка!» Они веточку надломили: «О! Ещё и пахнет!». Мы им опять: «Да это настоящая ёлка!» Они не могут понять, что значит — настоящая, продолжают ходить вокруг и качать головами: «Ну надо же! Как живая! И шишки пахнут… Как живые».
Подобных историй у Николая Васильевича на целую книгу уже набирается. «Пишите», — в голос говорим мы.
Карачевская фабрика много раз становилась победителем разных выставок-конкурсов, о чём свидетельствуют многочисленные дипломы. «Мы с помощью этой игрушки любые двери открываем. В Спасские ворота вместе с Путиным въезжали» — это слова Маслова. Вместе с тем попасть с коллекцией на выставку в ВДНХ сегодня невозможно — дорого, очень дорого, стоит место! И вот тут-то мы поговорим о роли государства.
Существует, на наш взгляд, блестящий Федеральный закон от 6 января 1999 г. — № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». «Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей» — это первые строки закона. Есть в нём статья 4 — Основы государственной политики в области народных художественных промыслов:
п. 1: Органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, в том числе:
принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные целевые программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
способствуют осуществлению инвестиционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
...осуществляют меры по поддержке народных художественных промыслов посредством предоставления организациям народных художественных промыслов бюджетных кредитов, а также субсидий и субвенций из федерального бюджета, в том числе на финансирование расходов на электрическую энергию и железнодорожные перевозки изготовленной продукции…
То есть де-юре народные промыслы находятся под надёжной опекой государства. Но де-факто… Вот даже и не знаем, говорить ли… как Ассоциация народных промыслов, — коей поручены бюджетные средства на поддержку народных промыслов, эти средства распределяет? … мы, мол, даём вам рубль, но вы 90 копеечек — «на поддержку Ассоциации», чтобы мы и дальше могли вас поддерживать…
Зачем очень большие государственные чиновники вместо того, чтобы напрямую, из бюджета, субсидировать предприятия народного промысла, передали управление бюджетными средствами, по сути, коммерческой структуре? Скорее — от чего — от отсутствия ЧУВСТВА РОДИНЫ. Остальное — Нравственность, Духовность, Любовь к Державе в данном случае — проистекает оттуда. Маслову же это ЧУВСТВО РОДИНЫ, заложенное Родом (а кем ещё?), как раз и не позволяет бросить штурвал «скорлупки в океане…», как он называет свою фабрику, или отдаться с потрохами инвестору за соблазнительные вливания.
Коль мы уже стали говорить про инвестиции, в которых любое российское предприятие народных промыслов крайне нуждается… Был такой случай на фабрике несколько лет назад. Приехали узбеки, посмотрели, кое-что с успехом даже попробовали и решили вложить средства в развитие фабрики: миллионные суммы! Полгода шли переговоры, как и что тут будет переоборудовано, а когда дело дошло до подписания бумаг, «бизнес-шахиня», по словам Николая Васильевича, спросила: «А где будут жить наши люди?». То есть подразумевалось, что фабрика перейдёт в руки рабочих-узбеков.
— Я этой шахине тогда сказал, что с этого надо было начинать, что инвестиции не по адресу и здесь будут работать наши люди!
О проблемах Николай Васильевич говорил, с горечью, конечно, но как-то попутно, как о встречном ветре. Рассказывал об одной американке, которая собрала коллекцию русских ёлочных игрушек едва не лучше карачевской…
— Ездит по миру с этой коллекцией, показывает… Вообще интерес к нашему, русскому, к нашим традициям и празднованиям очень высок за границей, все хотят понять душу русского человека. Такой бы интерес да стороны нашего государства… Экономически мы не можем существовать, также и Гжель, Хохлома и многие другие… Мы можем быть только вписаны в государственную программу развития туризма в России, в его инфраструктуру... От знаменитого национального парка «Орловское полесье» до города Карачева всего 3 километра. Проложить асфальт — и в России, центральной России, появится ещё одно «Золотое кольцо», ведь Орловщина, с точки зрения туризма, очень привлекательна: здесь Спасское-Лутовиново, где творил Иван Сергеевич Тургенев, здесь жили и работали Фет, Лесков, Бунин… Здесь орловский спис...
Карачевская игрушка первой в России в начале 90-х прошла государственную регистрацию, прошла три экспертных совета. Что оценивалось? Прежде всего направление: традиции, орнаменты Средней полосы России (Смоленская, Брянская, Калужская, Орловская области), затем форма, принципы. Ну и технология, конечно: их шарам не нужны никакие гирлянды, так они сияют и преломляют свет…
— Лавров Сергей Викторович, министр иностранных дел, на выставке подошёл ко мне и говорит: «Ваши шары, — ну такая красота, такая красота! Где бы я ни был, всё время ваши шарики вспоминаю!». Это и даёт нам опору. Да ещё дети, которые бывают здесь с экскурсиями и хлопают, когда видят, как игрушка рождается. Они у нас ни один шар не разбили… То, что дорого даётся, — дорого и ценится… Детей чаще надо возить на предприятия, подобные нашим… Физкультура в школе — это хорошо. Но они должны видеть, что хлеб не растёт на деревьях, свои традиции дети должны знать не по учебникам…
12 лет Маслов на фабрике. Инженер, технолог, конструктор. Его технологии, наработки же представительство компании РЕНО в России (напыление на знак смогли сделать только на Карачевской «ёлочке», как иногда называют фабрику), наверное, готово было бы купить за большие деньги. А он им отвечает: «Голову же свою я вам не продам»...
Мы возвращались из Карачева и говорили о том, что истинные державники, государственники — не вверху, в Москве и на прочих больших и малых политических Олимпах, а внизу: где делают игрушки или свистульки, или расписывается посуда, или под коклюшками кружево Вологодское… Гжель, Хохлома, Финифть, Дятьково... Эта встреча, это «ЗНАК-ОМ-ство» придало нам Силы, Веры и Со-Знания, что Русь оберегается разными способами и путями, что народные промыслы и традиции — это та самая резервная система сохранения культуры нации, а значит, и самой нации.
Светлана Савельева, Дан Зенин.
г. Орёл.
|