Суббота, 23.11.2024, 14:18Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 71
Гостей: 71
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(077)2010

Живая школа

Десять принципов

В Живой школе поселения Смаглинка завершился учебный семинар, первый из трёх задуманных для освоения школьной программы за 8-й класс (объявление о семинарах: http://eco-xobot.livejournal.com/3280.html).

И можно смело сказать, что многое удалось. Но пока не хочется рассказывать о тех преображениях, которые произошли. Что-то внутри останавливает, какой-то строгий нравственный цензор. Это всё равно, что на весь свет о первом свидании рассказать да вслух проанализировать. Пишу эту статью, чтобы подбодрить тех, кто начинает, чтобы поделиться теми принципами организации, которые непременно помогут.

Сначала рождается образ школы, семинара (цель, состав участников, время и место проведения, объём информации, которую планируется взять, способы освоения и т. д.). Образ чётко формулируется и предаётся огласке (проговаривается в кругу организаторов, а затем выкладывается в Интернете, газетах и пр.), и он, образ, начинает работать.

Сердцем почувствуйте, кого из педагогов стоит пригласить, а пространству доверьте собрать участников.

Дело это коллективное. Но хорошо, когда каждый из организаторов свою часть делает самостоятельно, имея полную свободу творчества и ответственности. При этом должен быть один человек (возможен гармоничный дуэт), который является как бы осью общего процесса. Он слушает пульс этого живого организма — семинара, обеспечивая единство и целостность всего.

В эмблеме нашей школы —  жезл Гермеса, в котором между двумя крайностями находится то, что их объединяет, — мера того и другого. Нам видится, что сезонные семинары являются очень выверенной мерой, с одной стороны, самостоятельных занятий между семинарами, где своя скорость, индивидуальные нагрузки, можно полениться, нагуляться, фильмы посмотреть и, с другой стороны, — коллективных занятий, где строгий ритм, предельные нагрузки, возможность применить всё наработанное и увидеть, насколько ты могуч (могущий человек).

Семинар — это тренинг на способность быть в команде, жить командой, самореализовываться, служа общему делу.

На семинарах учимся вечевому управлению. При обсуждении планов мнение каждого выслушивается, учитывается или оспаривается. Здесь поле свободы проявления смекалки, мудрости, деловитости. Но вот принято решение. Оно — закон для всех.

На семинаре все занимаются тем, ради чего собрались. Нет зрителей, сторонних наблюдателей. Если решили брать химию, то химией занимаются все, если трудовой десант, то тоже для всех.

Удобным оказалось объединиться в три группы, для жизнеобеспечения. Каждый день происходила передача дежурств: 1 — кухня, 2 — порядок в доме, 3 — класс, учебный процесс, двор.

 

Благодарность Учителям

В учёбе (спасибо М. П. Щетинину) убедились в безценности межвозрастных групп. Такие группы позволяют идти по вертикали: ученик–учитель–методист. Осваивая какой-то блок, каждый знает, что нужно и можно будет кому-то объяснить, донести, и мы все вместе учимся это делать.

Полноту жизни дают большая учебная нагрузка, многообразие занятий (плюс к учебной программе — шитьё, физкультура, кулинария и т. д.) и обязательный труд на благо всех (спасибо И. П. Иванову за коммунарский дух).

Для выполнения конкретных заданий организовывали сводные отряды СО (см. «Педагогическая поэма» Макаренко). Например, парни кололи дрова для бани, а дивчины наводили порядок в палисаднике. Зимой по-макаренковски (спасибо Антону Семёновичу) будем организовывать театр. Первый сводный отряд будет готовить сценарий, слова, второй — костюмы, декорации и т. д.

Спасибо Ш. А. Амонашвили. Мы учимся гуманной педагогике, осознавая ценность каждого человека и вклада его в общую копилку. Допуская свободу выбора каждого идти на занятия или нет, мы культивировали коллективную ответственность за общий успех, поэтому в процессе обучения было много работы в малых группах, индивидуальное шефство.

Очень важно, чтобы участники увозили с собой комплект концептов, конспектов, в том числе опорных (спасибо В. Ф. Шаталову). Это позволит им легко восстанавливать и пользоваться полученными знаниями.

...Разъезжаясь, дети взяли темы для подготовки к следующему семинару. Это даст возможность всем родам углубиться в премудрости алгебры, лабиринты истории, промотивирует взрослых на получение образования. Нет обязательных объёмов и требований, но каждый знает, что всё, что он подготовит, будет востребовано, что оно очень нужно всем.

Мы отчётливо почувствовали, насколько поиски новых форм образования важны и востребованы, поэтому дерзайте, и у вас обязательно получится! Будем рады обмену опытом.

P.S. На простом рационе не удержались, поэтому цену на зимний семинар поднимаем до 5000 рублей.

 

С пожеланием удачи, Нина Силенок, организатор семинаров.
Поселение Смаглинка, Карачаево­Черкессия.

Категория: №12(077)2010 | Добавил: winch (19.11.2015)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024