Колядка (от «коло» — Солнечный круг) — древний обычай, который был частью природного мировоззрения русского народа. Событие поворота Солнца на Весту (Весну) наполняет душу человека северной традиции восторгом и Ра-дастью. Колядка — это жанр исключительно импровизационный. Лишь в зачине (начале) колядования для разгона, разогрева концерта допускались шаблонные, проверенные временем, колядки. Колядование — это народный театр коллективной импровизации, стержень которого — в способности «на ходу» формировать образ пожелания помощи богов в ведении домашнего хозяйства, привлечении богатства, доброго здоровья, хорошего урожая и успеха в делах подготовки к весеннему периоду.
Сама колядка — это краткая присказка — песенный куплет, она дополняет ряд других жанров — частушка, сказка, байка, побасёнка, поговорка, прибаутка. Исполнялись колядки преимущественно в ночь нарождения — Рождество нового Солнца. Трактовка рождества — как дня рождения Иисуса Христа — лишь очередной факт недавнего в историческом масштабе «примазывания» иудеохристианской церкви к русской северной традиции.
В зачине включается запевала:
«Дубовы ворота седая борода
Кликать ли Коляду?»
(ответ хором: «Кликать!»)
«Гой! Коляда! Слава!»
Запевала продолжает: «А Даждь Бог тому, кто в этом дому!»
Хор напевно и выразительно: «Ему рожь густа, рожь ужиниста».
И далее в таком стиле. Запевала: «Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига!»
Хор: «Из полузерна пирог наделит его сварог».
Запевала: «Житиём да бытиём, да богатством полон дом!»
Хор: «А Даждь Бог Сварог ещё лучше того».
Запевала: «Красивее да добрее, да дороднее!»
Хор: «Гой! Коляда! Слава!»
Само колядование — это самостоятельный жанр русского народного творчества, ведущий начало от ведического периода жизни человечества. Творчество и коллективизм лежат в основе этого костюмированного импровизированного спектакля, с которым колядовщики посещают соседей и желают им всяческого благополучия. Колядовщики ходили от дома до дома, делясь радостью «поворота Солнца на Лето». Изображение Солнца они носили с собой. Как только на небе всходила первая звезда, колядовщики заходили во двор, кличкали хозяина и пели его семье песни.
«Гой великий Коляда
ста у нашего двора,
Ста у наших у ворот
Коляда-солцеворот,
Ста во славу рода
коло верти нам солнцеворот,
Ста во славу света
на премноги лета,
Крутися коло Сварожье быстро.
Славися коло исто!
Гой! Коляда! Слава!»
Сегодня от старого колядования практически ничего не осталось, если не сказать, что смысл этого обычая полностью извращён. Сочинение колядок «на ходу» заменено на повторение мёртвых текстов типа: «Сеем, сеем, посеваем, с новым годом поздравляем» или ещё более требовательно: «Не будешь дарить — мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!». Таким образом, колядовщики по сути стали попрошайками, а не артистами, певцами и танцорами. А раньше хозяева выносили колядовщикам угощения, если сами не готовы были дать «встречный концерт».
«Коляда солцеворот
Стань у наших у ворот,
Разгони Сварог потемь,
Верни на Русь красный день,
Огнём возгори, коло воздыми,
Води коло горе, а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава!»
Со временем, с вторжением на Русь чуждой религии обряд колядования, как уже было сказано, приурочили к Рождеству Христову и в колядках появились библейские мотивы. Колядки стали увязывать с отмечанием ритуала празднования нового года от дня «отрезания». Одновременно на Русь был внедрён ритуал празднования пасхи — вместо древнерусского праздника «Красная горка» (битва светлого и тёмного начал). Но об этом в следующий раз.
Лаборатория МароЯра. |