Пятница, 24.11.2017, 02:54Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №12(077)2010

Эталон коренных лесов

Наши предки жили в тесной гармонии с природой. Природные явления и отдельные природные объекты имели сакральное значение. По всей Северной Европе был распространён культ священных рощ: у финно-угров, славян, прибалтийских народов и народов Сибири. Однако Удмуртия входит в число тех немногих регионов, где природно-культовые объекты, связанные с традиционными верованиями народа, сохранились до сих пор.

Ещё лет 40–50 назад священные рощи (Луд/Кереметь) можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии. Антропогенное воздействие (строительство, проведение дорог, выпас скота и т. д.) привело к исчезновению многих священных рощ. Оберегаемые местным населением и потому не изменившиеся на протяжении десятков лет, священные рощи выявлены в Алнашском, Глазовском, Кизнерском, Ярском, Каракулинском районах.

Священные рощи по своей сути являлись объектами поклонения, и по тому, как трепетно оберегались они населением, их можно считать первыми заповедниками. Почти у каждого поселения удмуртов была такая роща, располагавшаяся за пределами населённого пункта, на возвышенности, вблизи водного источника. Святилище окружалось изгородью, сплетённой из ветвей или сделанной из жердей. Посещать это место разрешалось только в дни проведения молений. Строго воспрещалось рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот. Даже упавшие ветки и сучки можно было использовать только в культовых целях — они сжигались на священном огне. Сакральный смысл имели слова, произносимые в самой роще и близлежащих местах. За сквернословие могла грозить смерть. В разных районах Удмуртии существует множество сказаний о том, как были наказаны люди, нарушившие запреты.

По поверьям удмуртов, на главном дереве священной рощи обитает Бог Кереметь, или Луд. Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар — сосна, Куазь — ель, Кылдысин — берёза. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми. В традиционной одежде удмуртов цвета излюбленного триколора символизируют белую берёзу, красную сосну, чёрную ель. Эти же цвета легли в основу государственной символики Удмуртской Республики.

Рубка деревьев на хозяйственные нужды, особенно стоящих одиноко, сопровождалась особым ритуалом. У души дерева просили прощения, благодарили его, объясняя действия крайней необходимостью.

В священной роще у каждого молящегося удмурта было «своё» дерево, к которому он и обращался.

Удмуртия является одним из тех немногих регионов, где священные рощи не только сохранились, но и продолжают использоваться в культовых целях. Среди них священные рощи «Мэд» и «Куала» в Алнашском районе, «Зазегсиённи» в с. Укан Ярского района. Эти рощи находятся в труднодоступных местах, исключающих их активное хозяйственное использование. В удмуртской глубинке осталась ещё часть населения, не подвергшаяся христианизации, а также люди преклонного возраста, которые свято чтут обычаи своих предков и неуклонно их соблюдают.

Священные рощи и сегодня имеют большое рекреационное и историко-культурное значение, являясь, по сути, уникальными природными образованиями, культовыми памятниками, эталоном коренных лесов. На их территории произрастают вековые деревья, обитают редкие и исчезающие виды.

Современное экологическое состояние большинства священных рощ Удмуртии вызывает большую тревогу. Располагаясь вблизи или в черте населённых пунктов, они являются весьма уязвимым элементом местного ландшафта. В 2000–2001 годах учёные Удмуртского госуниверситета совместно со специалистами Национального музея провели исследования в 13 районах Удмуртии по выявлению и изучению священных рощ. В результате было описано 39 объектов — священных рощ удмуртов, бесермян, а также марийцев, проживающих на территории Удмуртии. В 2003 году общественная организация «Шунды» реализовала проект «Сохраним вековые деревья», целью которого было выявление и описание достопримечательных деревьев столетнего и более возраста, произрастающих на территории нашей республики. Участники исследований пришли к выводу о необходимости охраны наиболее ценных объектов и наделению их статусом памятников природы.

Однако, по мнению учёных, эти меры не принесут желаемого результата, если каждый отдельно взятый гражданин не будет осознавать всю значимость священных рощ, вековых деревьев, природы в целом. Ведь только от уровня нашей экологической культуры зависит, сохраним ли мы окружающий мир для потомков.

Ольга Ленкова.
Руководитель Центра экологической информации Национальной библиотеки УР.
http://uralistica.ning.com, www.udmpravda.ru.

Категория: №12(077)2010 | Добавил: winch (19.11.2015)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017