Русская обувь славилась своей необычностью и, как ни странно, в отличие от одежды, не претерпела существенных изменений в течение почти всей нашей истории. Большинство той обуви, в которой ходили наши предки в VII–X веках, оставалось «действующей» и в русской деревне XIX века.
Уже в VIII веке на Руси носили высокую обувь, напоминавшую по виду сапоги, но с мягким голенищем, которую называли бахилами или брóднями. Также с VII века известны у нас кожаные поршни. Даже в деревнях такая обувь была не редкостью, но вот сапоги, бывшие обувью прежде всего знатного люда, распространились в деревне только с XVII века, и то зажиточные крестьяне надевали их по праздникам и, скорее, носили либо «от избытка», либо «для щегольства», а в будни почти все ходили в лаптях. В городе жители с давних пор предпочитали кожаную обувь — поршни, коты или сапоги, здесь ношение лаптей — удел небогатых горожан. Интересно, что многие историки позже стали оценивать уровень жизни именно по видам обуви. Так, например, на Севере, где сложились благоприятные условия для скотоводства, даже нищие могли носить кожаную обувь, а в некоторых южных районах крестьяне, наоборот, всё лето могли проходить босиком.
Обувь надевали на онучи или вязаные носки — копытца. Такие носки не имели пяток, и плели их с помощью одной костяной спицы. Носки с пяткой, которые стали позже вязать на нескольких спицах, назывались немецкими. Некоторые учёные считают, что до появления берестяной и кожаной обуви наши предки могли и вовсе ходить в одних онучах, возможно, надевая на них чулки — ноговицы. На это указывает само слово «онучи», которое в некоторых древних памятниках обозначает саму обувь.
Кстати всем нам известные валенки (= «вάленцы») появились в Сибири только в XVIII веке, а в центральных регионах России — в XIX веке.
Как и к любой одежде, к обуви на Руси относились с почтением. Известно, что увидеть во сне обувь — к счастью, а вот оказаться там босяком — к нужде или болезни. Интересен и свадебный обряд, по которому молодая супруга должна была разуть своего мужа. Скорее всего, тем самым она выражала ему покорность.
Поршни известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово «поршни» переводится с древнерусского «лоскут» или «рыхлый». Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с безконечной плетёнкой. Чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
Чоботы представляли собой мягкую обувь из козьей или коровьей кожи, которая была выше щиколоток и могла иметь отвороты (= «берцы»). Обычно чоботы делались цельнокроеными или шились из двух кусков кожи для верха (со швом сзади или сбоку) и подошвы. Именно наличие подошвы, иногда скроенной из другой кожи (хребтовой части шкуры, иногда лошадиной), отличало башмаки от поршней. В области щиколоток делались дырочки, через которые пропускали ремешок, крепивший чоботы на ноге. Учёные выделяют до 20 видов чоботов. Так, чоботы, сшитые из тонкой, нежной кожи, назывались черевиками. Это слово встречается в древних памятниках Руси. Кстати, сами чоботы стали именоваться башмаками только с XV века, позаимствовав этот термин из турецкого языка, или туфлями (греческое слово, пришло через германский диалект).
Брóдни находят в захоронениях великого Новгорода, относящихся к VIII веку. Тогда это высокая обувь, вроде сапог, но с мягким голенищем, которое стягивалось на ноге повыше ремешком и закреплялось кольцом по типу поясного. За такими ремнями могли держать ножи: традиция ношения «засапожного» ножа известна с давних пор. Сам термин «бахилы» будет позже применяться к тяжёлым рабочим сапогам XIX–XX века, которые одевали на охоту или рыбную ловлю, а на севере так назовут суконную обувь, похожую на коты.
Лапти — самая распространённая на Руси обувь, плетенная из коры дерева. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык (= «свайка»; «швайко») — инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).
Лапти делали из узких полосок лыка — подкорья липы, ивы, вяза или можжевельника. Известно два способа плетения лаптей — прямое, когда лычные полосы кладутся перпендикулярно друг к другу, и косое — полосы соединяются под углом. Последние были особенно распространены и назывались верзнями. Лапти также отличались носами (тупые, круглые, прямоугольные), высотой бортов (= «обушников») и задника.
Лапти, как и другую обувь, носили с онучами — полосами (шириной около 30 см) белого, чёрного и коричневого сукна. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.
Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязаными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.
На праздники, если не было возможности надевать кожаную обувь, плелись лапти писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими, и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело). Такие лапти надевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.
По данным историков, плести лапти было делом трудным и долгим. В конце XVIII века академик Лепёхин подсчитал, что для крестьянина в год надобно было изготовить 50–60 пар лаптей! Лапти снашивались очень быстро: в летнюю пору — за четыре дня, зимой — за десять. «В дорогу идти — пять пар лаптей плести», — говорится в известной поговорке. Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось всего 150 лутошек (липовых заготовок), каждая из которых была годна, только если «содрана» с дерева возрастом не ранее трёх лет. Деревья липы не успевали за потребностями деревенской России, вот почему к концу XVIII века на лапти стали использовать вяз, иву, лозу, а на Севере — бересту.
Известно и то, как изготавливались лапти. Лыко сдирали по весне или в начале лета. Сначала его отмачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору.
Однако не стоит считать, что наши предки, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко расправлялись с деревьями. Скорее всего, они знали, как, снимая кору, не повредить самому дереву. Этнографы указывают на то, что такой же приём был известен американским индейцам.
Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник давался с большим трудом.
Лапти делали всей семьёй, ведь из-за больших трудозатрат и потребностей в хозяйстве лаптями надо было заниматься круглый год. А уж сколько названий было у этой обуви! Если их плели из ивовой коры, то звали коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Из коры тала плели шелюжники, из дубовой — дубовики. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней (коренники) и конского волоса (волосяники). Намного позже (XIX век) из пеньковых верёвок стали плести внешне похожие на лапти чуни
(= «ходоки»; «шептуны»).
Для работы также плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами надевать было некогда. Ступни держали прямо у порога.
Сапоги (само слово «сапоги» известно с X века) в Древней Руси делались на мягкой подошве (сложенные вместе два слоя одной и той же кожи) с заострённым или тупым, часто приподнятым кверху носком. Голенище, как правило, было невысоким и скошенным (спереди оно было выше, чем сзади). На жёсткой подошве сапоги начали шить с XIV века. Тогда уже научились выделывать воловью кожу, которая шла на подошву и каблуки. А вот в XVI–XVII вв. пошла мода на сапоги с очень высокими каблуками. Причём носили их не только женщины, но и мужчины. Старинная былина рассказывает про двух богатырей, которые соревновались в щегольстве. Так, сапоги у одного из них были такие, что «из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки яйцо кати».
Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников — из тонкой чёрной, а также красной, жёлтой и зелёной кожи. Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило, тоже надевались на льняные онучи или шерстяной чулок.
Сапоги были распространены в обеспеченной среде. Так, в «Повести временных лет», когда воевода Добрыня осматривает взятых в плен болгар, он обращает внимание князя Владимира на то, что они все одеты в сапоги. «С этих дань мы не получим. Пойдём лучше поищем себе лапотников», — говорит воевода князю.
http://ruspravda.info/Russkaya-obuv-3168.html
|