Четверг, 25.04.2024, 20:57Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №11(160)2017

«Дети страдают не от психических синдромов, они страдают детством»

Школа — это не завод
Современная система образования построена по промышленной схеме: звонки, отдельные корпуса, специализации по предметам. Дети обучаются партиями, их разделяют на возрастные группы, при том что год выпуска — не самая важная характеристика ребёнка.
Каким-то детям одни предметы даются легче, чем другие, а кому-то вечером учиться легче, чем с утра. Кто-то хорошо чувствует себя в большом коллективе, другие успешнее занимаются в малых группах или индивидуально. У тех, кто учится плохо или бросает школу, есть на это своя причина. Кому-то скучно, кому-то сложно, кому-то кажется, что им это не пригодится. И образовательная система должна учитывать это всё, а не заставлять детей подстраиваться под стандарт.



«При создании образовательной модели нужно уходить от мышления категориями промышленности. Будто бы достаточно всё хорошенько отладить, сделать правильно, и тогда всё само собой завертится и понесётся в будущее. Но так не будет, и так никогда не было. Образование — не механическая, а человеческая система. Она касается людей, которые либо хотят учиться, либо не хотят». (Выступление на конференции TED в 2013 г.)

Детей нельзя готовить
к будущему старыми
методами
Существующая система образования создавалась для другой эпохи — эпохи Просвещения. Она была приспособлена под нужды индустриальной революции. Приоритет отдавался тем дисциплинам, которые были полезны при поиске работы или готовили к научной деятельности, и с тех пор мало что изменилось.
«В школе вас наверняка мягко отвлекали от интересных вам предметов и занятий, поскольку вы бы никогда не смогли сделать их своей профессией». «Не занимайся музыкой, ты же не станешь музыкантом; брось рисование, ты же не будешь художником» — доб­рый совет, но, увы, ошибочный». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2006 г. )
Университеты разработали систему образования «под себя», рассматривая разум исключительно с точки зрения академических способностей. По наличию этих способностей людей делили на умных и не очень. Идеалом этой системы оставался учёный. Государственная образовательная система во всём мире по-прежнему не что иное, как затянутый процесс поступ­ления в университет, отвергающий всё ненужное для этой цели. В результате очень талантливые люди не считают себя таковыми, поскольку никто не дорожит их любимыми школьными предметами.
Математика важна,
но важны и танцы
С точки зрения иерархии предметов все образовательные системы одинаковы. Главенствуют всегда математика и языки, затем идут гуманитарные науки, а потом уже искусства. Среди творческих предметов тоже есть своя иерархия. Изобразительное искусство и музыка получают приоритет перед театром и хореографией. Нет такой образовательной системы, в которой танцы преподавались бы как математика ежедневно. Да, математика важна, но важны и танцы. Дети начинают двигаться при первой возможности, ведь у них есть не только мозг, но руки и ноги. В школах приветствуется только рвение в изучении «настоящих» предметов, а чрезмерная подвижность считается поводом обратиться к врачу.
«Я считаю, что такая модель испортила немало судеб. Она вроде бы отлично подходит для некоторых людей, но, с другой стороны, совершенно непригодна для других. В результате наблюдается целая эпидемия СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. — Прим. ред.), которая по большому счёту — просто фикция». (Кен Робинсон. Выступ­ление на RSA (Royal Society for the encouragement of Arts, Manufactures and Commerce)

Эпидемия СДВГ —
это фикция
С введением стандартных методик тестирования синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается всё чаще. Вернее, его всё чаще диагностируют врачи.
В то же время сейчас на детей действует больше раздражителей, чем когда-либо. Их вниманием пытаются завладеть компьютеры, мобильные телефоны, реклама, сот­ни телеканалов. Но им нельзя на это отвлекаться — иначе их ждёт наказание. Но нет ничего естественнее, чем отвлекаться на развлечения, если учиться — скучно.
«Дети в большинстве своём страдают не от психических синдромов. Они страдают детством. Если дети у вас сидят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, стоит ли удивляться тому, что они начинают ёрзать?» (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2013 г.)
Чтобы дети были спокойнее и могли концентрироваться, им прописывают различные препараты. Анестетики отключают чувства и делают человека невосприимчивым к окружающему миру. Дети получают образование под наркозом! А нужно не усыплять детей, а пробуждать в них скрытые способности.
«Однажды за обедом я спросил у Джиллиан Лин (хореограф мюзиклов «Кошки» и «Призрак оперы». — Прим. ред.), как она начала танцевать. Её родителям написали из школы, что у девочки проблемы с учёбой: она не может сосредоточиться и вечно ёрзает. Сейчас бы сказали, что у неё синдром дефицита внимания. Но в 1930‑х этот синдром ещё не изобрели. Девочку отвели к врачу. После осмотра врач попросил Джиллиан подождать немного и вышел вместе с мамой из комнаты, а перед уходом включил стоявшее на столе радио. Как только взрослые вышли, Джиллиан тут же вскочила на ноги и задвигалась в такт музыке. Доктор повернулся и сказал: «Миссис Лин, Джиллиан не больна. Она танцовщица. Отдайте её в хореографическую школу»». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2006 г.)

Кто не готов ошибаться, не способен творить 
Дивергентное мышление — это обязательное условие для творчества. Это способность находить множество возможных решений и по-разному интерпретировать условие задачи.
«Попробуйте придумать как можно больше вариантов использования канцелярской скрепки. Большинство людей способно предложить 10–15 вариантов. Люди с высоким интеллектом могут предложить целых 200. При этом они задаются вопросом: может ли скрепка быть 100 метров в длину и при этом сделана из пенопласта? Это всё ещё канцелярская скрепка, но при этом уже не похожая на другие». (Кен Робинсон. Выступление на RSA (Royal Society for the encouragement of Arts, Manufactures and Commerce)
(В этом эксперименте со скрепкой участвовало полторы тысячи человек. Он подробно описывается в книге «Контрольная точка и дальше» Джорджа Лэнда и Бет Джармана. — Прим. ред.)

Как вырастить гения
Среди детей от трёх до пяти лет «гениями» дивергентного мышления оказались 98%. Через пять лет учёные опросили тех же детей, им было уже по 8–10 лет, и выдающиеся результаты показали только 32%. Ещё через пять лет их осталось 10%. Проведя тесты среди взрослых людей, учёные вы­явили только 2% людей, способных к дивергентному мышлению.
«За годы в жизни этих людей многое изменилось. Одна из главных перемен — они получили образование. В течение 10 школьных лет им твердили, что может быть только один ответ, и он находится в конце учебника». (Кен Робинсон. Выступление на RSA)

Реформа образования не нужна — нужна
революция
Первая проблема современной системы образования — её линейность. Это путь, у которого есть начало и конец, до которого можно дойти, если делать всё «как надо». Кульминация школьного образования — поступление в университет, университетского — получение диплома.
«Когда я переехал в Лос-Анджелес примерно девять лет назад, мне попалась на глаза одна декларация принципов, вполне благонамеренная, со словами: «Университет начинается с детского сада». Простите, но это не так! В детском саду начинается детский сад. Один мой друг сказал: «Трёхлетний ребёнок не равен половине шестилетнего». Это — трёхлетний ребёнок». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2010 г.) 
Раньше школьникам говорили: «Если будешь хорошо учиться в школе, поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдёшь работу», и это было правдой. Сейчас это не совсем так. И особенно обидно, если ради образования человеку приходится отказываться от каких-то важных для себя вещей.
«С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не даёт никаких гарантий. Когда я был студентом, если у тебя был диплом, у тебя была работа. А если работы не было, то лишь потому, что тебе не хотелось работать. Сейчас же студенты сразу после выпуска идут обратно домой играть в видеоигры. Ведь там, где раньше хватало бакалавра, теперь требуют магистра, а на его место нужен кандидат наук. Эта инфляция образования — признак того, что вся образовательная структура рушится у нас под ногами». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2006 г.) 
Другая проблема — одно­образие. У людей разные способности, разные проявления талантов. Но система не учитывает этого, всё больше и больше стандартизируя образование.
«Системы образования мы построили по модели закусочных быстрого питания. В общепите есть две модели гарантии качества. Одна — быстрое питание, где всё идёт по стандартам. Другая, например «Мишлен», где всё не стандартизовано, а адаптировано к местным условиям. В области образования мы продались модели быстрого питания. Она подрывает наш моральный дух и умственную энергию не меньше, чем фастфуд подрывает наше физическое здоровье». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2010 г.) 
Реформы образования безполезны, потому что они пытаются улучшить неработающую модель. Единой модели быть не должно — должны быть условия для того, чтобы система могла адаптироваться к обстоятельствам и потребностям учеников.
Во многих странах система образования построена по принципу командного управления. Но образовательный процесс идёт не в залах заседаний, а в школьных классах, а его главные участники — учителя и ученики, а не чиновники.
«Настоящая роль руководства в образовании не должна сводиться к командному управлению. Она заключается в создании благоприятного климата для возможностей. Если лишить участников процесса свободы действий, этот процесс перестанет работать. Невозможно улучшать образование, если не набирать в учителя талантливых людей и не оказывать им непрерывную поддержку. И помнить, что именно учащиеся учатся, и системе нужно привлекать их, задействуя любопытство, индивидуальность и творчество». (Кен Робинсон. Выступление на конференции TED в 2013 г.) 
Татьяна Шатровская.
https://mel.fm/pedagogika/
8697352-ken_edu.
 

Категория: №11(160)2017 | Добавил: winch (16.11.2021)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024