Воскресенье, 24.03.2019, 08:31Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №11(136)2015

Зачем обижают белочку?

Современные школьники живут в непростую эпоху перемен. На них регулярно обрушиваются то новые образовательные стандарты, то специфические учебные предметы. Видимо, в этой суматохе попадают в школу учебники и пособия по математике, физике и другим предметам, содержащие весьма странные задачи. Некоторые из них оказались во Всемирной паутине, и теперь решить их пытаются уже взрослые.

Так, например, задача по математике № 77 для учеников младших классов. Давайте, родители, помогайте! Итак: «Купили книгу, альбом и тетрадь. За всю покупку без тетради заплатили 75 р. Книга стоит 40 р. Сколько стоит альбом? Сколько стоит тетрадь?» Ну что, какова цена такой тетрадочки?

А вот задачка по физике для учеников постарше: «Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она понимает законы Ньютона и предотвращает падение на пол. Каким образом?»

Бедная-бедная белка… Бедные-бедные школьники, которые не понимают, зачем нужно белку толкать, чтобы она непременно свалилась со стола. И ведь только отличное знание законов Ньютона её спасает. Наверное…

Но есть в этой ситуации и совсем не бедные люди. Это авторы учебников, обладающие такой странной фантазией, и представители Министерства образования, допустившие, что такие учебники попадают в школы. Хочется посоветовать таким специалистам от псевдонауки почаще обращаться к своим корням. И изучать учебники, по которым учились наши родители и даже бабушки с дедушками.

Да-да, не смейтесь. Конечно, может быть, не стоит составлять задачи про мокрошлёпы и уездного старосту (хотя в плане изучения истории это очень даже не помешало бы). Но было бы совсем неплохо понять принцип составления таких задач.

Недавно один из читателей прислал в редакцию «Родовой Земли» очень интересную книжицу — пособие для трудовой школы «Живой счёт» авторов Е. Звягинцева, А. Бернашевского и Г. Васильева. Год выпуска этого пособия… 1925-й. Да-да, это учебник-пенсионер, но, поверьте, он даст фору многим «народившимся» в последнее время так называемым «скопищам знаний».

Предваряют учебный материал слова замечательного педагога Константина Ушинского: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии или историческая или статистическая тема и упражнение в языке». Написал он это ещё в 1867 году.

А вот и примеры задач. Возьмём хоть № 41: «Вася принёс один дубовый лист в школу и показал Марье Васильевне. «А, чернильные орешки!» — сказала она. «Откуда они берутся на дубе?» — спросил Вася. Учительница рассказала, что есть насекомые — орехотворки. Как мухи бывают разные, так бывают разные и орехотворки: одни из них кладут яички на листе дуба, другие — на коре или на почках. Вокруг яичка вырастает орешек, в котором живёт личинка насекомого. А из этих орешков можно приготовить чернила. А вот сколько разных орехотворок существует в дубовых лесах: на коре дерева — 8, на корнях — 2, на почках — 39, на листьях — 34 и на плодах — 13. Сколько здесь всего насчитано разных орехотворок?»

Или такой пример. Задача № 269: «В жаркой Африке водится птичка — волоклюй. Где только пасётся стадо скота, там всегда есть небольшая стайка волоклюев. Птички сидят на спинах животных, ловя слепней и оводов, ловко вытаскивают из кожи клещей и личинки насекомых. Животные понимают, что птичка — их друг, и терпеливо выносят боль от клевания. В одном стаде было 96 штук скота, а волоклюев при стаде — всего 6. По сколько штук скота приходилось на одного волоклюя?»

Вот такие задачи. А теперь давайте посчитаем, знания скольких предметов использовались при их составлении. Это и география, и зоология, и ботаника, и, конечно же, арифметика. Зато теперь и ты, читатель, никогда не забудешь о чернильных орешках, орехотворках и добрых птичках-невеличках волоклюях. А почему? Ответим словами из предисловия к задачнику: «Арифметика в школе не должна быть чем-то чуждым окружающей ученика жизни, быть чем-то посторонним его внеклассным впечатлениям и детским интересам; вместе с тем уроки арифметики не должны быть оторванными и от прочих классных занятий в школе». И ещё: «Необходимо, чтобы содержание задач было по возможности более жизненно, близко детям и связано с прочими уроками. В этом заключается одно из непременных условий успешности обучения арифметике, её развивающегося прак­тического значения».

Вот так. Это вам не беззащитную белочку со стола спихивать, хоть она и изучала в лесу законы Ньютона. И не эфемерные величины высчитывать, которых попросту нет. Это проявление уважения и любви к школьнику, учителю, родителям и науке. Ответственность и желание сделать лучше, а не просто выдумать что-то, особенно не напрягая мозги.

Эх, многих в этой ситуации жалко, но белочку — больше всех…

Ратислав Лебедев.
г. Перемышль, Калужская обл.

Категория: №11(136)2015 | Добавил: winch (19.02.2019)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2019