Есть люди в России, которые выполняют особую миссию. Не потому, что жаждут денег и славы, и совсем не потому, что их кто-то об этом попросил, и уж, конечно, не потому, что это становится модным поводом для разговоров и отчётов.
Просто по-другому они не могут. Ведь сердцем и душой чувствуют и понимают, в каком долгу все мы находимся перед своим РОДом, своей РОДиной, людьми, которые живут рядом, молодёжью, которой мы передадим страну. Внутреннее видение, убеждения, стойкость духа и твёрдый характер — их надёжные спутники на выбранном раз и навсегда подвижническом пути. Они должны сделать только так, а не иначе! Люди-герои, люди-безсребреники, современные Данко — те, для кого точкой отсчёта в любом деле является вопрос: «Что сделаю я для людей!?»
И они, как Данко, освещают огнём своего сердца путь тем, кто идёт за ними, стремясь сделать жизнь людей ярче, честнее, справедливее и осознаннее.
Познакомиться с таким человеком, иметь возможность разговаривать с ним, познавать что-то новое и необходимое твоей душе — подарок судьбы, большая удача и, конечно же, ответственность: понять его самому и поделиться знанием с другими.
Нам повезло. Этой осенью нам удалось познакомиться с Александром Фроловым, полковником запаса, писателем, краеведом, меценатом, радетелем о РОДных местах. Кстати, известный российский политический деятель, писатель и публицист Александр Проханов, прочитав и изучив его фундаментальный, многолетний труд — уникальную книгу «Оккупация глазами переживших. Историческое исследование 1917–2015», называет Фролова «летописцем, Нестором Орловской земли».
В Родовое поместье полковника Фролова, которое находится на его РОДине — в селе Подмаслово Залегощенского района Орловской области, мы приехали в красочные, уютные, тёплые дни бабьего лета.
Разговаривали много и долго, обсуждая различные темы, удивляясь энциклопедичности знаний этого человека. Нас интересовало его отношение к вопросу о возвращении людей к своим истокам, к своей земле. Кроме того, говорили о сегодняшнем дне деревни, о памяти народной, о планах писателя на будущее.
Судьба российской деревни
— Я проезжаю по родной земле, вокруг — заброшенные сёла и бурьян, — с искренней болью в сердце говорит Александр Анатольевич. — Ни названия села, ни указателя… А ведь тут жили герои, орденоносцы Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной 1941–45 годов.
В своё время, когда крестьянам в СССР начали выдавать паспорта, произошёл массовый отток сельских детей в город. Но… В большинстве своём они там себя не нашли. Приезжали такие парни — новые «горожане» — в деревню на выходные. Нам, тем, кто тогда помоложе был года на два – три, было интересно на них посмотреть. Тогда в деревне и близко такого не было — подвыпивший или курящий юноша. А они приезжали «героями»: выпивши и смакуя сигарету. Рассказывали нам, подросткам, не стихи Блока или Пушкина, а низкопробные, грязные стишки, которых нахватались в городе у себе подобных. Никто из тех «отъезжающих в города» не достиг ничего… Вот так: село бросили, в городе себя не нашли, остались неприкаянными…
Сегодняшнее село в российской глубинке угасает… Мир развивается по восходящей непрерывно. Людям стали нужны мегаполисы — образование, дающее максимум возможностей и комфорта. Не важно, что души в таком мегаполисе совсем немного…
К сожалению, эта тенденция не нова. Ещё Сергей Есенин написал в 1921 году в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…»: «Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе»...
Сегодня людям нужны удобства: медицинское обслуживание; выбор образования на свой вкус, возможность повстречать судьбу. В деревне, кстати, это стало проблемой. Попробуй найди девушке хорошего мужа, если на 20 барышень здесь всего 5 юношей, да и то трое из них уже прикладываются к бутылке!
Уровень жизни в городах развивается в геометрической прогрессии, а в деревне — в арифметической. В этом колоссальный разрыв между городом и деревней.
Робкая тенденция
— Я недавно проехал по деревням и начал наблюдать следующую тенденцию, — продолжает полковник Фролов. — Она ещё совсем робкая, но уже начала появляться.
Люди покупают домики вдалеке от городов, чтобы проводить там летнее время или отпуска. Потому что жить на шести сотках, где справа, слева, спереди и сзади соседи и за маленькой метровой сеткой-рабицей от чужих глаз не спрячешься, — это убогая жизнь и убогий отдых. Человеку хочется простора, тишины, природы, пения птичек… Да и тянет многих РОДина.
Наше село Подмаслово летом утраивается. Приезжают сюда близкие родственники селян, только, к сожалению, пока никто не начал строиться. Я один показываю им пример. Ко мне как на экскурсию приходят посмотреть.
Поместье у полковника Фролова знатное. Прекрасный хозяйский дом и уютный домик для гостей. Беседки, ниши, укромные уголки в саду. Опять же банька, куда ж без неё русскому человеку! Есть крытый бассейн, который ой как помогает в жару «смыть» с себя усталость и жару. Есть у Александра Анатольевича и своя «Дворцовая площадь» с фонтаном, где очень приятно сидеть на лавочке и под мерное журчание водяных струй приводить в порядок свои мысли, планировать задачи на близкое и отдалённое будущее. Шикарные отапливаемые теплицы, ухоженная земля, дающая отменные урожаи овощей, плодоносящий сад, деревья, угощающие хозяина и его гостей вкуснейшими яблоками, грушами, сливами…
— Да, деревне тяжело, но она не умрёт! — утверждает полковник. — Я построил здесь такое имение, продолжаю его совершенствовать, потому что уверен, что мои дети, внуки, внуки внуков будут здесь находиться.
Сейчас в село газ тянут. Правда, опоздала власть с этим лет на 30. Но тем не менее газ селянам облегчит жизнь: снимется проблема отопления и приготовления пищи.
Будут ли более активными эти робкие попытки возрождения села? Смогут ли почувствовать люди, захотевшие переехать в глубинку, запах тающего снега в марте, ощутить первый с юго-запада тёплый ветерок, когда вокруг ещё снега и снега? А ведь он несёт весну. «Весну света», по Пришвину, когда каждый день по минутке прибавляется, птички поют по-иному. Это душой поймёт деревенский житель, он с этим родился.
Я своих детей с рождения возил только сюда. (У Александра Анатольевича двое детей — сын Андрей и дочь Алёна. Есть ещё и внучка Софья). Надо прививать любовь к святому, к деревне, к корням с детства. Моя дочка сейчас работает в Италии. В отпуск едет только сюда. По её мнению, лучшие места в мире — это орловские деревни и Италия. То же самое к РОДным местам испытывает и мой сын.
У крестьянина есть самое главное — земля, огород, природа, которые воспитывают его, делают жизнь вокруг прекрасной. Поэтому крестьянин несоизмеримо выше любого рабочего, интеллигента или городского человека, выросшего в «каменных джунглях» и никогда не видевшего пашню, грача, первого скворца, весеннего соловья, черёмуху или сирень… Поэтому меня сюда тянет в конце апреля, когда начинается великое пробуждение природы, появляются нежная салатовая травка и клейкие изумрудные листочки. Удивительнейшее это время!
Кстати, у меня есть открытка, на которой изображён Лев Толстой, где он идёт в своей поддёвке по лесной тропе рядом с селом Кочеты. Приведены его слова: «Ходил гулять. Чудное осеннее утро, тихо, тепло, зеленя, запах листа. И люди вместо этой чудной природы, с полями, лесами, водой, птицами, зверями, устраивают себе в городах другую, искусственную природу, с заводскими трубами, дворцами, локомобилями, фонографами... Ужасно, и никак не поправишь...».
Давайте разберёмся
Мы подарили Александру Анатольевичу подборку номеров «Родовой Земли», рассказали об успешных опытах создания поселений Родовых поместий в российской, да теперь и не только, глубинке. Тенденция его очень порадовала. Он сразу же попытался проанализировать перспективы движения.
— Чтобы переехать жить в деревню, необходимо иметь какой-то стартовый капитал для начала, — размышляет наш собеседник. — На сегодня хотя бы тысяч 200–300. Построить дом — это уже и под миллион потянет. Такую сумму имеют единицы.
Возникает вопрос: зачем жить в деревне? Явно не из-за заработка! Денег здесь много не заработаешь, будешь только тратить. У нас в округе много садов. Был богатейший урожай яблок, но ведь ни одно яблочко не продашь. Во-первых, принимают их только спекулянты-посредники по мизерной цене. Доставка до места скупки дороже обойдётся. Во-вторых, некуда сдавать урожай — у нас не осталось перерабатывающих заводов. Да и у тех, кто живёт в деревнях, почти у всех родственники в городе. Они приезжают, набивают машину яблок и кушают всю зиму, им не надо идти в магазин.
Каждой семье дать гектар земли? У нас на Орловщине можно приехать в любой сельсовет и взять несколько гектаров земли — чистейшего чернозёма — в аренду на 49 лет. Но что такое гектар? Доход даёт сто первый гектар, сто гектаров только покрывают вложенный расход. Даже 100 гектаров очень мало, надо иметь 500, 700 гектаров, потому что для бизнеса сельское хозяйство на малых площадях, к сожалению, убыточно.
Чтобы люди ехали на землю, им необходима обязательная государственная поддержка! Тем более что государству такое положение вещей будет выгодно.
Каково же глубокое будущее деревни, сёл? Они постепенно будут стекаться к какому-то центру, «кучковаться» вокруг больших поселений, как у нас в районе вокруг Мохового, Золотарёва.
С другой стороны, никогда ни в каком городе не будет той чистой, девственной природы, как в российской глубинке, чудесного свежего воздуха, простора для жизни и для человеческой души. У нас на Орловщине есть уникальная река Зуша. Я всегда вожу на неё всех гостей, сам отдыхаю. Из неё воду можно пить. Чистейшая вода на глубине двух метров. Вдоль этой реки живёт мало народа, и она сохранила свою первозданность.
Кто такой сельский житель, крестьянин сегодня? Где ему комфортней? Сейчас там, где есть домов 300. В нашем селе жить комфортно, потому что к кому-то родственники приезжают, продукты привозят. Два раза в неделю приходит автолавка, а это 5 машин: с хлебом, колбасой, рыбой, бакалеей, то есть привозят всё, кроме алкоголя.
Говоря о деревне, надо думать: а какой смысл вкладывается в это слово? Раньше это был образ жизни, существования. Кормёжка, доход со своего участка — и всё. А сейчас в понятие «деревня» вкладываются понятия «отдых», «природа», «чистота» и «самообеспечение». Производственная в больших масштабах деревня уже не вернётся.
Данко ищет РОДовые корни
В ответ на наш вопрос о его подвижнической изыскательской деятельности по изучению и доведению до людей подлинной истории РОДных мест полковник Фролов рассказал:
— Я себя называю маленьким Данко, который вырывает сердце и светит людям. К моему счастью, я сам имел честь познакомиться с сегодняшними Данко. Но таких встреч за всю жизнь у меня было 4–5. Например, для меня Данко — академик Алексей Анатольевич Венгеров в Москве. Он издал уникальные справочники по книгам. Собрал уникальную коллекцию книг. Неоднократно предоставлял эти книги для различных выставок, чтобы их могли видеть и изучать люди.
Сегодня Данко — люди, которые влюблены в культуру России, в историю нашей страны. Для них страсть к чему-то такому высшему, к истории и культуре перевешивает любые материальные соображения.
Данко приятно, что он бросает семена в благодатную почву. И они прорастут в другом человеке… Поэтому надо стремиться стать таким Данко.
Кстати, наша земля рождает замечательных людей, нужных не только нашему селу, но и всей России. Например, раньше в Подмаслово жил барин — Евгений Какурин. Один из его сыновей — Николай Какурин — русский и советский военачальник, «военспец», видный военный публицист, историк и педагог, один из соавторов монументального труда «Гражданская война», всегда говоривший о величии России.
Я сам уже лет 40 веду дневники, кстати, всем рекомендую. Ведь то, что состоялось, быстро забывается, а если каждый день писать хоть по 3 строчки, то оставишь правдивую, никем не переписанную историю своим потомкам.
Когда я ищу концы РОДовых кланов, то всегда обращаюсь к «живым фактам» (не оставляя, конечно, и работу с документами в архивах): к правнукам и внукам людей, проживавших на РОДной земле. Так создавалась и книга «Оккупация глазами переживших. Историческое исследование 1917–2015».
Материал собирал лет 35–40. Потом в течение двух лет была написана эта книга. В ней много фотографий, которые до этого никто никогда не видел. Они из моего личного архива. Есть фотографии, которые дарили немцы нашим селянам. Собраны фотографии из украинских архивов, которые сегодня разоряются. Слава людям, которые давали мне интервью! А их человек 60, они помогали мне советами, рекомендациями, подстёгивали, чтобы я работал над книгой день и ночь.
В этом труде есть уникальнейший материал о революции, Великой Отечественной войне, сельском хозяйстве, коллективизации. Все цифры и факты — из архивов.
Следующая большая задача — увековечить свой РОД, достойный РОД семьи Фроловых. Для этого готовлю к изданию книгу «Орловская сага». Потом напишу ещё одну — «Род Фроловых». В «Орловской саге» рассматриваю два наших РОДа по мужской и женской линии, начиная с 1850-х годов. И тяну эти судьбы на фоне истории государства Российского, через все перипетии, ужасы, войны, послевоенный период до сегодняшнего дня. А рассказать про наш РОД есть что.
Моя бабушка, Софья Андреевна Фролова, выпускница известной Мценской женской гимназии. Её отец, Андрей Архипович, был управляющий имением Велье. После окончания гимназии бабушка была назначена директором школы в Сурах — настоящей земской школы 1840 года постройки. Даже сейчас она стоит, к сожалению, полуразрушенная… Бабушка учила деревенских ребятишек до 1953 года. Недалеко от школы стоял храм. Там бабушка и познакомилась с сыном помещика поручиком Фёдором Тимофеевичем Фроловым. В этом же храме они и обвенчались.
Мой отец, Анатолий Фёдорович Фролов, перед войной поступил в Харьковское авиационное училище. В июне 1941-го окончил его и сразу же отправился на фронт. Сделал 90 боевых вылетов, хотя средняя жизнь самолёта — 20 вылетов. Он был ночным бомбардировщиком, штурманом. Служил в Вооружённых силах до 1952 года. Потом демобилизовался. С мамой познакомился в нашем селе. Приезжал сюда на отпуск в 1947 году. Она к тому времени окончила техникум в Воронеже, выучившись на агронома, по распределению приехала в Подмаслово. Родители поженились. В 1950 году родился я.
Зная, какие люди жили в нашем селе, возникла идея книги «История села Подмаслово и его окрестностей». Я знаю, кто жил в каждом доме, кто чей дед и прадед. Ещё будучи лейтенантом, купил магнитофон и стал ходить по домам, записывать то, что рассказывали об истории Подмаслово жители. Знал: придёт время, и я напишу об этом книгу, увековечу в ней сотни фамилий…
Книга «Дальний гарнизон» задумана как рассказ о моей армейской службе.
«Голос прошлого» — желание показать людям жемчужины моего огромного архива, дать возможность читателям прикоснуться к подлинной истории России. Хочу опубликовать уникальные дневники с фронта офицера русской армии (1905 год), письма офицера, трюмного механика с броненосца «Ослябя», некоторые письма царя Николая II, семьи Льва Толстого…
Дела деревенские
Сегодня у полковника Фролова очень много дел и планов.
Он должен восстановить прекрасный пруд недалеко от поместья. В далёкие времена пруд был очень хорошим, рыбным. Александр Анатольевич уже договорился о том, что на восстановлении будет работать болотный бульдозер. Насыплют мощную настоящую плотину. На метр дно углубят. Заодно и вычистят тростник с корнем, иначе он съест пруд. Это работа над верхним прудом. А вот средний уже благодаря бескорыстной помощи полковника восстановлен. Теперь он разливается, как море, радуя всеъ поселян.
Полковник Фролов в центре села поставил памятник воинам, которые пришли с победой с фронтов Великой Отечественной (раньше в селе была лишь памятная доска с именами погибших). Это огромная чёрная гранитная плита, на которой написаны 32 фамилии тех, кто вернулся, с указанием их военной специальности и полученных наград.
Полковник Фролов оказывал помощь Моховской средней школе. Спонсировал сооружение и установку памятника лётчицам, защищавшим во время войны станцию Моховая. Частично финансировал строительство храма. Уже два десятилетия собирает всё село на 9 Мая в клубе, накрывая столы для ветеранов. 17 июля отмечается день освобождения села Подмаслово, на который приглашаются ветераны, дети погибших.
Каждому полковник дарит свою книгу. Ведь он уверен, что люди должны знать и помнить, передавать из поколения в поколение историю своего РОДа, историю своей РОДины. Вот тогда и деревня возРОДится, и новые поселения Родовых поместий появятся, и будут жить в них и созидать своё будущее люди умные, твёрдые в убеждениях, готовые помогать окружающей Природе и миру, создающие своё Пространство Любви!
Редакция «РЗ».
Фото Дана Зенина. |