«Красавица народная»
Великий древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад между «Индом и Гангом». До нас Махабхарата дошла в 200 тысячах строк стихов в 18-ти книгах. В одной из них — «Лесной» — описаны священные реки страны древних арьев, которая в эпосе называлась «Бхаратой». Завершающим событием повествования Махабхараты была битва на Курукшетре в 3102 г. до н. э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в 3102 году до н. э. ещё не было, так как жили они тогда ещё на своей прародине.
Но где же она находилась?
Как известно, великая русская река — Волга вплоть до II в. н. э. носила имя «Ранха» (или «РА»), под которым её знала священная книга зороастрийцев Авеста. Но ведь «Ганга» — это лишь слегка изменённая авестийская «Ранха». Она же — нынешняя русская река Волга, название которой с санскрита переводится как «прекрасная» (на санскрите «valga»)!
Древняя Ямуна страны Брахмы
Как повествует Авеста, по берегам моря Ворукаша («Молочного моря» Махабхараты) и реки Ранхи располагался ряд арийских стран от Арьянам Ваэджа на Крайнем Севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра — святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы — мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали».
Так что же это за реки — Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы?
Ранха (Ганга) — это Волга. Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту, и нам станет сразу ясно, что древняя Ямуна — это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему, да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями Ямна, Ям, Има. И более того, согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы.
Пра и сегодня Пра
Согласно Махабхарате, некогда к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть «Пра»-река), а рядом располагалось озеро Годавари (на санскрите «вара» — круг).
А что же сегодня? И сегодня к югу от Владимирских лесов течёт в Оку (бывшую Ямуну) река Пра. И по-прежнему здесь же располагается круглое озеро Годь.
И всё такие же «неблагодарные»
Махабхарата рассказывает, как некогда, в предавние времена, мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару. Позже люди переименовали за этот подвиг реку Пару в Каушику — в честь этого мудреца. Та река текла с юга в Ямуну. Далее эпос сообщает, что «неблагодарные местные жители всё равно называли реку Парой».
И что же? Сегодня, как и тысячи лет назад, в реку Оку (Ямуну) впадает река, которую и по сей день местные жители называют Пара. Как видите, они так и остались «неблагодарными» по отношению к Каушике, эти местные жители.
Эта редкая буква «Ф»
В санскрите, как и в русском языке, слова с начальной буквы «Ф» чрезвычайно редки. Например, из списка приведённых в Махабхарате рек только одна в начале своего названия имеет букву «Ф» — Фальгуна. Согласно Махабхарате, река Фальгуна впадала в реку Сарасвати, а та, согласно древнеарийским текстам, была единственной большой рекой, текшей к северу от Ямуны и к югу от Ганги и впадавшей в Ямуну у её устья. Если мы правы, то согласно нашим представлениям, этой рекой сегодня может быть только самый крупный и полноводный левобережный приток Оки, то есть современная Клязьма. Клязьма течёт именно к северу от Оки и к югу от Волги. И что же? Среди сотен притоков Клязьмы сегодня только один носит название, начинающееся с буквы «Ф». Что это за река? Фалюгин! За 5 000 лет столь необычное название древней реки фактически не изменилось.
Поочье — некогда древняя земля Бхарата
В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над «гиперборейскими» именами которых тысячелетия оказались не властны. И для доказательства этого не требуется особых усилий. Достаточно сравнить названия рек современного Поочья с названиями «священных криниц» (водоёмов) в Махабхарате, точнее, в той её части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в «Хождении по криницам» дано описание более 200 священных водоёмов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны по состоянию на 3150 г. до
н. э. Сравнивайте и делайте выводы сами (сначала приводятся названия «священных криниц» Махабхараты, затем даётся название одного из водоёмов современного Поочья):
Агастья — Агашка, Акша — Акша, Апага — Апака, Арчика — Арчиков, Асита — Асата, Ахалья — Ахаленка, Вадава — Вад, Вамана — Вамна, Ванша — Ванша, Вараха — Варах, Варадана — Варадуна, Кавери — Каверка, Кедара — Киндра, Хубджа — Кубджа, Кумара — Кумарёвка, Кушика — Кушка, Мануша — Манушинской, Париплава — Плава, Плакша — Плакса, оз. Рама — оз. Рама, Сита — Сить, Сома — Сомь, Сутиртха — Сутертки, Тушни — Тушина, Урвашн — Урвановский, Ушанас — Ушанес, Шанкхини — Шанкини, Шона — Шана, Шива — Шивская, Якшини — Якшина.
Может показаться удивительным, но мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий «священных криниц» Махабхараты с названием рек современной Средней России, но даже и с точным соответствием их взаимного расположения.
Была Матура — теперь Липецк
В России на реке Воронеж находится крупный город Липецк. Нет, этого названия вы не отыщете в Махабхарате. Но зато вы найдёте там название города Матура (Матхура) — одного из семи священных городов древних арьев. Эпос говорит о том, что для захвата Матуры необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Но и по сей день в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра и, как и много тысяч лет назад, пять холмов к северу от Липецка продолжают господствовать над долиной.
Крапивна. Город матсьев Уплава?
В одной из книг Махабхараты рассказывается о городе Уплава, бывшем некогда столицей народа матсьев, проживавших в царстве Вираты (на санскрите слово «вирата» означает «крапива»). Народ «матсьи» упоминается в Ригведе, Каушитаки упанишаде, в Гопатхе брахмане, в Ману санхите и Шатапатха брахмане. Махабхарата (книга «Сауптикапарва» — «Книга о нападении на спящих») сообщает о матсьи как о союзниках Пандавов во время кровопролитной битвы на поле Курукшетры.
В современной Тульской области России есть город Крапивна. Считается, что название этого города произошло от густых порос-лей крапивы в здешних местах. Сохранилась и другая, возможно, сакральная версия происхождения названия города (так как часто в старых документах Крапивна пишется через «о» — «Кропивна») — от слова «кропить», в смыс-
ле освящать». Но самое удивительное, что стоит этот тульский город на месте слияния двух рек... Упы и Плавы.
Пур-Наволок — город Архангельск
Говоря о географических названиях Русского Севера, мы всегда должны помнить научное положение, утверждающее, что на громадных просторах европейской России, вплоть до крайних северных областей, господствуют названия, в основе которых лежит какой-то древний индоевропейский язык. Это положение было сформулировано академиком А. И. Соболевским ещё в 1927 году в работе «Названия рек и озёр Русского Севера», где он писал: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий (рек и озер. — С. Ж.) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским».
Понятно, что древние арьи, проживая на своей прародине (на севере Восточной Европы), местные реки и озёра называли на своём родном языке. Но вот вопрос — были ли у них в то далёкое время (до II тыс. до н. э.) города или же они жили «зверинским образом»? Официальная историческая наука утверждает, что до прихода на европейский Север славян из Новгородских и Поднепровских земель никаких городов здесь не было и быть не могло. Ну какие города у «бродячих охотников, рыбаков и собирателей даров природы», коими были, по широко распространённым до недавнего времени представлениям, древние жители этих мест?
Для современного прояснения ситуации откроем «Санскритско-русский словарь» В. А. Кочергиной, изданный в 1987 году. В словаре 30 000 слов, и среди них находим такие как: «puru» — человек, племя; «puru» — род, племя; «paurana» — древний, старинный; «paura» — городской, горожанин; «paurika» — горожанин и, наконец, «paura-janapada», что значит — «горожане и сельские жители». Таким образом, на санскрите — священном языке древнеарийской культуры — слово «pur» означает «город», из чего следует, что уже на своей приполярной прародине арьи разделялись в том числе и на «горожан».
В современной Индии немало городов, названия которых заканчиваются термином «пур»: Нагпур (Змеиный город), Райпур (Изобильный город), Мадхупур (Медовый город).
Возвращаясь на наш Север, обратим внимание на замечательный севернорусский город Архангельск. Знаете ли вы, что до того, как стать Архангельском, он носил другое имя — Пур-Наволок? Что ещё во второй половине ХIХ века в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях были нередки такие вот названия сёл и деревень: Пурово, Пурино, Пура, Пурка, Пуркино? Судя по всему, когда-то на месте этих исторически молодых поселений стояли очень древние города. Да, не случайно в древнейших скандинавских сагах Северная Русь носила имя Гардарики — «Городами Богатой».
Светлана ЖАРНИКОВА.
info@yperboreia.org.
www.yperboreia.org/names.asp |