Основной вопрос родителей последних лет: как оторвать ребёнка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ, потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.
Давайте вспомним, как протекало наше собственное детство.
От нуля до полутора лет: ребёнок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли. Стукается головой обо всё, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку…
С полутора до трёх лет: ребёнок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, кидается песком, падает и встаёт…
От трёх до пяти: стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе — выбивать ковёр на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырёх видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…
Идёт в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный, как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей, берёт книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетётся домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларёк с мороженым или окошко булочной. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу.
Это волшебный, совершенно реальный мир, в отличие от цифрового нынешнего.
Теперь смотрим, как живёт нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!). Поэтому ребёнок в основном пристёгнут: к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность и грязь. Чтобы выжить в современной квартире, придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Всё для того, чтобы не дать ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях.
Поэтому, как только ребёнок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет или включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят, и у мамы есть полчаса для себя.
Ещё мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объёме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребёнка возим только в машине. Очень скоро становится понятно, что ребёнку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Только из соображений безопасности ребёнку отдается на растерзание айфончик.
Электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ:
— добиваться послушания (если ляжешь без капризов — дам поиграть);
— наказывать и угрожать (будешь себя так вести — отберу айпад);
— получать передышку;
— делать подарки;
— стимулировать хорошую учёбу (четверть без троек — и получишь айфон на Новый год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!» начнутся немного позже, годам к 12.
Научить детей жить. Согласитесь, это и есть наша основная задача, конечная цель воспитательных усилий — за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части мы это делаем неплохо. Даём образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идёт главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям, мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…», сегодня перенесено во Всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребёнок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придётся закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…
Вспомнить своё детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Но играть-то всё равно придётся вам самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа? Вы сможете каждый вечер общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет?
Вам придётся учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух, тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране.
Ведь это и есть нормальная жизнь, такая, какой она должна быть. Если выключить компьютер.
Катерина Дёмина,
психологконсультант, специалист по детской психологии.
www.katryndemina.ru/article/131 |