Понедельник, 16.07.2018, 09:46Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №11(124)2014

Кто такой Илья Муромец?

Как-то попалась мне видеозапись Ивана-Царевича, который говорил много интересных и правильных вещей. И вот после этого решил я почитать сказки. Ну, думаю, если читать по сказке в день, то на это много времени не потребуется. Порылся в старых детских книжках и нашёл книжку про русских богатырей. Читаю день, читаю два, читаю три — ничего не пойму. Написано мощно, с размахом, но вот представить ни одного из богатырей не могу. А как его представить-то? Он, Богатырь, то супергерой, великан, способный горы двигать, то вроде бы обычный человек?! Однако сказки всё же чем-то цепляли. После прочтения одной всегда хотелось прочитать ещё одну и ещё. Так я прочитал все сказки про Илью Муромца. Однако они каждый раз рождали ещё больше и больше вопросов: кто такой Илья Муромец? что за личности его исцелили? как может конь перескакивать реки и горы? как может этот великан-богатырь выглядеть как обычный человек, которого путают персонажи сказки с обычным простолюдином? Но, поскольку вопросы были заданы и мозг усиленно работал, ответы стали проясняться...

Несоответствие событийности

Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радёхоньки. Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны, ни ведуны, ни знахари недуга излечить не могут.

Несоответствие событийности материальной жизни — долгожданный сын может быть только здоровым, потому что причины для нездоровья нет. Хорошее здоровье также подтверждается быстрым ростом малыша, не по дням, а по часам. То есть болезнь Ильи — это не болезнь тела! Это ещё раз подтверждают колдуны, ведуны и знахари, которые не могут излечить болезнь, потому что она находится в нематериальной плоскости.

 

Ключевой момент

В весеннюю пору ушли спозаранку родители, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит. Вдруг выглянул во двор, а там три странника стоят:

— Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, принеси-ка, Илеюшка, нам жажду утолить, да и сам на здоровье испей!

— Я сиднем сижу тридцать три года, — отвечает Илья.

— А ты встань, Илья, не раздумывай, — калики говорят.

Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил ендову полуведёрную и скорым-скоро нацедил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:

— А теперь, Илеюшка, сам испей!

Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается.

— Пей, молодец, ещё, — говорят ему странники.

Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики:

— Чуешь ли, Илья, перемену в себе?

— Чую я в себе силу несусветную, — отвечает Илья. — Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухва­тился бы за этот столб и перевернул бы Землю-Матушку. Вот какой силой налился я!

Глянули калики друг на друга и промолвили:

— Испей, Илеюшка, третий раз!

Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:

— Чуешь ли какую перемену в себе?

— Чую, силушки у меня стало вполовинушку! — отвечал Илья Иванович.

— Коли не убавилось бы у тебя силы, — говорят странники, — не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана.

...Алёша Попович, Вольга Все­славович, Микула Селянинович, Тугарин Змеевич, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович — у всех этих персонажей былин есть отчество, и, по идее, у Ильи Муромца также должно быть отчество, тем более что имя отца известно — Иван, значит, Илья должен быть Иванович, однако он несёт (в основном) другое отчество — «Муромец». Почему? Что это значит? Быть может, имя богатыря что-то прояснит?

Давайте прочитаем внимательно имя по слогам — Иль-Я, то есть Богатырём Илья могу быть Я, а могу им и не быть. То есть фактически имя богатыря даёт человеку выбор — либо ты Богатырь, либо не Богатырь. И слова «Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана» относятся к тому человеку, кто читает сказку, к тому, кто делает выбор Иль — Я. Таким образом, выбор человека является ключевым моментом.

Известно, что странники являлись носителями сказов, мыслей, мудрости, знаний, поэтому они поят Илью не водой и не брагой, — физически они это сделать не могут, потому что от физического Ильи — читателя сказа — их разделяет пропасть времени.

А чем же они тогда вылечивают Илью? Как чем? Они Илье сказ рассказывают, и этот сказ вылечивает сегодняшнего читающего Илью.

А от чего вылечивают-то?

Говоря сегодняшним языком, странники будят Илью, исправляют неполноценность мысли в Илье, а вовсе не физический недуг, потому как только мыслящий человек может быть в бою непобедим.

Поэтому сказочный Богатырь Илья Муромец не является исторической личностью, как это преподносят некоторые научно-религиозные источники.

Быль, сказ об Илье Муромце — это удивительное изобретение наших предков, пущенное стрелой через века в светлое будущее. Илья Муромец — это образ-активатор мысли и одновременно учебное пособие по обращению с ней.

По сути все русские былинные Богатыри являются тем же самым Ильёй Муромцем, разница лишь в том, что Муромец является ключом к этому пониманию.

Отсюда следует вывод. Русь в древние времена охранялась не тремя физическими качками-Богатырями, а Богатырскими мыслями, Богатырскими Образами, которые жили во многих людях — физических богатырях. Именно Богатырские Образы всюду успевали, реки перескакивали и горы двигали.

 

Урок

Вытащил Святогор Илью из кармана, стал его расспрашивать:

— Ты откуда, молодец, какого роду-племени?

Рассказал ему всё Илья, понравился он Святогору. Вот Святогор и говорит Илье:

— Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как палицей бить.

Вот и поехали они вместе. Илья богатыря старшим братом зовёт, во всём его слушается. Святогор Илье всё показывает, за всем доглядывает, обу­чает его всяким хитростям.

Вот раз заехали они на крутой утёс и увидели чудо чудное, диво дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».

— Давай, — говорит Святогор, — померим, не для нас ли этот гроб стоит. Полезай-ка ты, Илья, вперёд.

Лёг Илья в гроб, а он широк, и долог, и высок для него.

— Ну, — говорит Святогор, — видно, мне в него ложиться.

Лёг Святогор, а гроб впору для него.

— Ну-ка, Илья, закрой крышкой меня.

— Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышку, не закрою тебя !

Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла — сошлись края и срослись совсем.

...Обратите внимание, Святогор прямым текстом говорит о своём обучающем процессе: «Научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как палицей бить». Также говорит о всяких хитростях, однако хитрости — это уже работа мысли, а не грубая физическая сила.

А после этого сразу преподносит Илье главный урок: «Не направляй мысль против себя». Значимость этого урока велика настолько, что Святогор отдаёт за него свою жизнь.

 

Сыра Земля

Калин-царь Ильюшеньку бьёт и гнёт, белые руки его ломает, резвые ноги его подгибает. Бросил царь Илью на сырой песок, сел ему на грудь, вынул острый нож.

— Разорю я тебе грудь могучую, посмотрю в твоё сердце русское.

Говорит ему Илья Муромец:

— В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-Матушке.

А сам тесней к русской земле прижимается. От русской земли к нему сила идёт, по жилушкам Ильи перекатывается, крепит руки ему богатырские.

Замахнулся на него ножом Калин-царь, а Ильюшенька как двинется. Слетел с него Калин-царь, словно пёрышко. «Мне, Илья, — кричит, — от русской земли силы втрое прибыло!»

Приём набора силы от земли упоминается в былине несколько раз. Предки продублировали это знание в разных сценах. Сегодня, как никогда, как никто, мы можем понять смысл этого действия, ведь только придя на землю, полюбив её, мы можем к ней прижаться плотней и победить систему. Таким образом, становится понятно: Калин-царь — это система.

Интересно и высказывание Калина-царя: «Разорю я тебе грудь могучую, посмотрю в твоё сердце русское», но об этом думайте сами.

 

Власть

Князь с княгиней спустились в погреба, кланяется князь Илье до сырой земли:

— Помоги нам, Ильюшенька, обложила татарская рать Киев с пригородами. Выходи, Илья, из погреба, постой за меня.

— Я три года по твоему указу в погребах просидел, не хочу я за тебя стоять !

Поклонилась ему княгинюшка:

— За меня постой, Илья Иванович!

— Для тебя я из погреба не выйду вон.

Что тут делать? Князь молчит, княгиня плачет, а Илья на них глядеть не хочет.

Вышла тут молодая княжеская дочь, поклонилась Илье Муромцу:

— Не для князя, не для княгини, не для меня, молодой, а для бедных вдов, для малых детей выходи, Илья Иванович, из погреба, ты постой за русских людей, за родную Русь!

Встал тут Илья, расправил плечи богатырские, вышел из погреба, сел на Бурушку-Косматушку, поскакал в татарский стан.

По всей видимости, первоначально был один-единый большой рассказ об Илье Муромце. Но поз­же, при движении во времени, в поколениях он распался на более мелкие рассказы, эпизоды, сцены. Некоторые моменты можно увидеть в отдельных сценах, а некоторые — только если соединить все рассказы в единую линию. Именно в едином рассказе можно увидеть изменение отношений с властью. То есть, если в первых рассказах Илья власть уважает и объединяет с понятием Руси, то в конце своего пути Илья Муромец познает суть власти, вследствие чего Русь и князь становятся для него несовместимыми понятиями.

 

Исчезновение Ильи
Илья-то тут и был, и нет.
Нет вести, и нет повести
ныне и до веки.

Эти строки подтверждают, что Илья существует вне времени и вне пространства.

В. П. Кирьевский: «Таким образом, Илья сходит с поприща действия и уходит внутрь народного сознания, где теряется своим именем, но продолжает творить как сила внут­ренняя. Таким Образом, до­исторический мир сказки повторяется в мире историческом, внутренняя жизнь получает наглядные Образы Были. Былинами мы можем повторять сказку и убеждаться, что её Образы не суть отвлечения мысли или толкований, что они всегда способны повторяться во всякой действительности, только на разный лад, что они не только рисуют прошлое-далёкое, но точно так же близки к последующему и к современному. Наша мысль всегда более или менее отвлечена, но в сказке, были она точна (не отвлечена), это Образ жизни, а потому он всегда движется в жизни, и там всегда можно искать и находить его».

Однако самое удивительное то, что любой желающий может активизировать Илью в себе либо в своих детях, и этим действием будет написан новый сказ об Илье. Именно благодаря этой активизации на Руси и рождались реальные люди-богатыри.

Михаил. г. Березняки. m­u­x@mail.ru

Категория: №11(124)2014 | Добавил: winch (20.06.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2018