Суббота, 20.04.2024, 07:31Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №11(088)2011

Вот такая 9-классная рокировочка!

Начало этого учебного года было ознаменовано тем, что в Живой Школе экопоселения Смаглинка прошёл семинар по освоению программы русского языка за 9 класс, готовились к сдаче ГИА (государственной итоговой аттестации, это «ЕГЭ», но для девятого класса).

Ребята, их было 11, сами были учителями — каждый из приехавших ещё дома готовил заранее определённую тему, чтобы рассказать её остальным. Вдобавок, у них было трое взрослых помощников. Приглашали школьных учителей рус­ского языка для консультации и пробной аттестации. В день было по 6,5 час. занятий русским языком, а также уроки хорового пения, психологический практикум, общественно полезный труд, русский народный танец, подготовка к спектаклю, а в заключение семинара — спектакль и бал. А каждый вечер — обсуждение прошедшего дня, планирование следующего.

На пятый день занятий написали пробный ГИА. Не было задачи оценивать экзамен по балльной системе, как в школе. Основная задача — снять страх деней перед этой «пугалкой».

На шестой день по освоенному материалу провели открытый урок для 9 «А» класса средней школы №2 станицы Зеленчукской.

В ходе семинара было настолько некогда готовить что-либо впрок (управиться бы с текущими заботами!), что за подготовку к открытому уроку взялись накануне вечером, уже после ужина. Родили тему: «Многообразие видов предложений как отражение многогранности человеческой мысли». Разделили материал 9 класса на 4 блока, и наши девятиклашки разобрали эти блоки (по 2 человека на тему). Стали готовить: находить-рисовать недостающие плакаты, придумывать проверочно-закрепительный материал, пробно объяснять друг другу. Короче говоря, к утру были готовы.

В кабинете в ожидании учеников и двух заинтересовавшихся уроком преподавателей русского языка составили парты в 4 кучки, на каждую поставили номерок от 1 до 4. Наши юные преподаватели своих мест не меняли, сидели за одним и тем же столом. А вот остальные участники урока всё время двигались по классу: им на входе выдавался билетик с последовательностью цифр. Например: 3, 2, 4, 1. Значит, сначала садишься за 3-й стол, и в течение 10 минут тебе объясняют одну тему, потом хлопок следящего за временем — и перемещаешься за 2. В процессе этого броуновского движения не образовывались постоянные группы, маршруты были индивидуальны.

Но ещё до начала работы за столами мы провели викторину «Вспомним пройденное», чтобы и мозги расшевелить, и на быстрый темп работы настроиться. Знаешь правильный ответ, — кричи с места громко и получай фишку для своей команды. Странно было наблюдать, как, даже зная правильный ответ, ребята в школе боятся рот открыть, сказать хотя бы шёпотом. И хотя викторина прошла куда медленнее, чем планировалась, но задачу свою выполнила — по столам по маршрутам побежали уже куда шустрее. Каждый успел посидеть за двумя столами, когда прозвенел звонок. По задумке на переменке мы должны были выйти в просторное фойе и там под музыку показать ребятам прошивной ручеёк. Но увидев зажатость школьников, решили не рисковать и не выводить их туда, где посторонние взгляды смогут разрушить то, что только начало создаваться. Быстро сдвинули столы под стеночку и «поручились». Поначалу некоторые, как положено, пытались спрятаться под парту, но в закрытом помещении куда ж денешься?! Так что скоро призыв «Танцуют все!» воплотился. Запыхавшимися растаскивали парты на место, разбегались по маршрутам. Вот здесь мимо меня впервые за урок девочка пробежала так, как и должно человеку бежать за интересным! Глазки живые, никакой вялости, никакого этого «Так и быть, раз уж так вы просите...». Хлопок — пересели последний раз. Дети за столами гудели , как пчёлы в улье.

К этому моменту мы уже вытащили из процесса и отвели к себе в уголок обеих учительниц (ну не могут они не подсказывать, такой уж профессиональный вывих!), отвечали на их вопросы, делились находками. Было очень приятно читать в их глазах живой, добрый интерес, а не «вот ненормальные, чего им как всем не живётся». Всё же учителя — это особая каста, в большинстве своём люди, не утратившие вкус к жизни.

Каждый доработал за четвёртым своим столом — и снова рокировка. Столы сгруппировали в две кучки, выдали двум получившимся командам задания. Давалась схема, нужно было придумать на неё предложение, а потом производить пошагово с ним всяческие манипуляции: то осложнить деепричастным оборотом, то изменить вид связи с безсоюзной на союзную. Короче, эта работа ещё на 15 минут. По задумке, в итоге команды должны были друг у друга проверить получившиеся предложения, но на это не хватило времени. Потому что в оставшиеся 5 минут мы предложили командам написать мини-сочинение на тему «Радость общения», используя при этом как можно больше различных видов предложений. Справились до звонка!

Собственно, сам урок на этом закончился. Благодарны остались и мы всем, кто включился в работу, и школьные учителя, и пришедшие на урок девятиклассники благодарили.

Но остался ещё один пункт.

На перемене мы поднялись на второй этаж в фойе, включили музыку, и наши дети-учителя начали танцевать восьмёры. Надо было видеть реакцию учеников школы! Показным истерическим рыготанием отличились несколько русских дев­чонок. А карачаевская молодёжь, напротив, достала телефоны и начала записывать на видео, как русские танцуют. Когда мы уходили, именно карачаевские ребята благодарили. Может, потому, что им самим не зазорно танцевать свои народные танцы, и каждый (!) из них умеет это делать. А для нас было радостно смотреть на ребят Живой Школы, которых рыготание ни на миг не выбило из спокойной уверенности.

Урок прошёл. А что осталось?

Каждому, кто хоть раз видел, как оживают от радости познания детские глаза, ясно — Россия не умерла! Детей годами «форматируют», навязывая чуждые идеалы. Но достаточно восьмерых уже оживших детей в качестве закваски, большой работы в течение двух часов — и дети оживают! Это чудо! Чудо, которое остаётся.

P. S. По такому же принципу в начале октября была освоена химия. Провели открытый урок в 8 классе школы №1. После чего четверо ребят из этого класса пошли на семинар «Живой школы» по математике...

Вера Пиляева, Смаглинка, Карачаево-Черкессия

Категория: №11(088)2011 | Добавил: anna (12.11.2015)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024