Фестиваль позитивного творчества «Восхождение» особо рекламировать не нужно. Сарафанное радио, приправленное восторгом побывавших здесь, делает своё дело. В самый пик, в ключевые дни количество участников переваливало за три тысячи. Это был уже шестой по счёту Фестиваль. В этом году организаторы продлили его аж до одиннадцати дней — так много предлагалось семинаров, круглых столов, мастер-классов, различных духовных практик...
1. «Свободный микрофон». Субъективные заметки
Описать неописуемый фестиваль — дело немыслимо сложное. Если учесть, что в энергетическом поле, созданном множеством людей, каждый получит ту встречу и то событие, которого в данный момент сам достоин, говоря иными словами, которое смог «примагнитить», то, конечно, моя картинка фестиваля очень субъективна (потому «подкрепляю» свою статью беседами с участниками этого грандиозного события).
Каждый день фестиваль жил по своей «живой карте». Почему «живой»? Да потому, что планировался, исходя из пожеланий участников (и под редакцией Лены Берегини, члена оргкомитета, ответственного и за то, чтобы «карта», а точнее, расписание дня было реальным, и меропрятия (семинары, мастер-классы и т. д.) не «наезжали» одно на другое. Пустые ячейки в расписании работы двух сцен и пяти оборудованных площадок появились только в последние дни. В этом году на Возрождении было много духовных школ, мастера народных промыслов проводили мастер-классы (кто без оплаты, кто платно), свои семинары предлагали даже представители сетевых компаний. Часто во время вечерних концертов возле «живой карты» стояли люди с фонариками, изучали перечень мероприятий, и слышны были восклицания: «Что же делать! И здесь хочется побывать, и там! Хоть разорвись!»
Я ожидала увидеть на фестивале больше семинаров по народным играм и хороводам. В этом году их проводила только Татьяна Ефимова, позже подтянулся со своей программой гусляр Владимир Владимиров.
Пожалуй, один из смых неожиданных и оригинальных моментов фестиваля — когда генеральный директор ОАО «Родовые поместья» Андрей Алексеевич Барков после отчёта о деятельности народной компании пустил по рукам верхушку, скинутую кедром, — этот уникальный кедр со свастически расположенными ветвями растёт в Кемеровской области, недалеко от деревни Апанас под Новокузнецком.
— Я хотел эту реликвию оставить в нашем поселении, в Синегорье, — поделился Андрей Алексеевич с участниками фестиваля. — Но сердцем чувствую, что ей нужно находиться здесь, в международном центре. Это часть макушки звенящего кедра, который начал отдавать свою энергию... Мы также привезли вам в подарок спилы кедровых веточек от этого дерева. Сразу хочу вас попросить: не раздавайте их всем подряд. Кедрики не каждому могут помочь... Для кого-то ношение такого талисмана может стать испытанием, я знаю это по своему опыту. Если вы не можете носить кедрик, лучше отдайте тому, кому он действительно необходим. Берите этот подарок, пожалуйста, только те, кто действительно верит в его силу...
Почти все слушавшие его устремились за талисманами. На всех не хватило...
Другая добрая традиция фестиваля — начинать день с рассветных бардовских песен. Моя семья может засвидетельствовать: три года назад после славления Солнышка песнями над Возрождением постепенно улучшилась погода, и больше на протяжении всего фестиваля дождливых дней не было...
С полянки, где мы постоянно останавливаемся, отлично слышно всё, что звучит на главной сцене. Поэтому утро наше начиналось с многократного «У-РА-А-А!», звучавшего из микрофона, разноголосо поддерживаемого с палаточных полян и звонкой волной прокатывавшего по долине реки Жане. Даже если ты ещё в палатке и нет сил встать после ночной этнодискотеки, ничто не мешает хотя бы голосом соучаствовать в этом гимне Радости.
А потом сразу главная сцена поступала в распоряжение «свободного» микрофона, и всяк желающий мог явить миру своё творчество. Запомнившиеся авторы-исполнители «разбирались» благодарными зрителями-слушателями для выступлений на мини-площадках фестиваля. Самым востребованным выделялось 20–30 минут в вечернем концерте. Ну, а в распоряжении известных и любимых бардов главная сцена — весь вечер. Удивило, как мало исполнителей своих (нашенских по духу!) песен мы знаем. А ведь какое разноОБРАЗие этих талантливых ребят: каждый в своём стиле, своей гранью сверкает... А устремление у всех одно!..
Стартовавший из Хабаровска и благополучно добравшийся до Геленджика (примагнитив ребят с Сахалина из движения «Вольные музыканты», таких открытых и энергичных!) Караван солнечных бардов гармонично включился в организацию фестиваля, при этом не забывая радовать поклонников выступлениями на сцене, как сольными, так и в полном составе (коллективными).
Впервые на этом фестивале произошла «смычка» (почему-то хочется употребить это слово) организаторов концертов из разных регионов с самими караванщиками. За инициативу особая благодарность Рите из Ростова-на-Дону и Роману. Организаторы познакомились спустя столько лет между собой. Разговор у них получился толковый и продолжительный. Многие сошлись во мнении, что состав Каравана омолодился, и уровень исполнения, подача себя на сцене пока оставляют желать лучшего. Особенно это актуально в мегаполисах, где слушатель-зритель довольно искушённый.
«Энергетика уже не та!» — коротко сформулировал свои ощущения организатор с Нерюнгри, семь лет принимающий Караван. К слову, сибиряки, проживающие на своих поместьях, высказывали такие же замечания. Если раньше барды (Александр Самофал, Олег Арзамасцев и иже с ними) несли самые свежие новости с поселений, были целиком в теме, что называется, то нынешние караванщики более интересны читателям книг Мегре, чем практикам, реализующим идеи Анастасии.
Важный момент: организаторы и караванщики решили создать общую базу данных по всей стране. Это важное дело поручено Андрею Колпакову.
Естественно и закономерно, что один из дней фестиваля полностью был посвящён теме здорового зачатия и домашних родов. Всё больше сюда приезжает семейных пар с маленькими детьми. Это, конечно, особая аудитория, настроенная на встречи с выбранной ими духовной акушеркой, на определённые практики (ведь рядом — дольмены!).
В этом ключе прошли два круга: по воспитанию и образованию детей. Хотя кругами их назвать можно условно — рассаживание людей по периметру ещё не есть коллективная энергетическая работа. По сравнению с теми практиками проведения ведических кругов, которые были показаны здесь же четыре–три года назад, эти мероприятия можно назвать обменом мнениями. Причём Александр Ларин (несомненно талантливый и красноречивый человек), бравшийся за ведение этих «кругов», так много времени посвящал озвучиванию своей точки зрения..., что хочется предложить ввести в программу будущего фестиваля «Персональный вечер Александра Ларина» для всех желающих.
Сама по себе тема образования детей в Родовом поместье настолько непроста и многогранна, что к подобному кругу нужна, видимо, тщательнейшая подготовка. Практики, обучающие своих детей на семейном образовании, пусть обменяются своими наработками с такими же практиками. Теоретики по методикам образования — с теоретиками. Но когда встречаются все вместе! Около тридцати человек! Получается самый настоящий винегрет, а не толковый разговор. А в итоге всё равно все разошлись по мини-семинарам, чтобы обговорить интересующие людей моменты.
Каждый день на центральной площадке проходили занятия с маленькими детьми (дошкольного и младшего школьного возраста) и по танцам, и по рисованию. Нашлись организаторы массовых игр и для старших детей.
Наконец-то проявилась идея, давно витавшая в воздухе, о создании народного семенного фонда. Необходимость выращивать собственные, чистые семена очень актуальна. Как и обмен этими, не побоюсь такого слова, ценностями среди единомышленников из разных регионов. Маргарита Доценко из Ростова-на-Дону незадолго до начала фестиваля поделилась этой идеей в Интернете, и несколько человек действительно привезли с собой свои семена. Когда я подошла к активистам народного семенного фонда, на столе лежали пакетики пока с небольшим выбором семян. Но красивые, сочных тонов ярлычки выглядели так оптимистично! И люди ласково перебирая свои дары, восторженно рассказывали о самих растениях. Изюминка состояла ещё в том, что шла не торговля, а обмен.
Во второй половине фестиваля подтянулись люди (большинство из Сибири, Дальнего Востока) со своей продукцией. Только торговля шла уже не так бойко: большинство участников уже основательно потратилось, оставили только деньги на обратную дорогу и на питание. Ехать обратно со своим товаром было как-то зазорно. И начался натуральный обмен! Оказывается, это так приятно. Мало того, что остаёшься совсем не в накладе, но и получаешь такой мощный заряд и отдачу, когда делаешь человеку приятное. А ещё вымененное почему-то более ценно и дорого сердцу, чем купленное.
В те же дни на главной сцене вечером проходило собрание Планеты по примеру из фильма «Прекрасная зелёная». Выходили люди, предлагая свои товар или услугу, и говорили, в чём они нуждаются. На следующее утро оргкомитет вывешивал на «живую карту» координаты участвовавших в этом собрании.
Под занавес фестиваля произошло ещё одно знаковое событие — торжественное открытие Культурно-оздоровительного центра «Восхождение», в связи с тем, что Международный центр Родовых поместий приобрёл юридический статус и теперь может официально совершать взаимодействие с государственными структурами (к примеру, проведение тех же традиционных для Фестиваля позитивного творчества бардовских концертов в культурных и оздоровительных учреждениях города Геленджика или Краснодарского края). Скорее всего, перспективы у Центра более серьёзные, чем можно сейчас представить. Возможно, его площадки будут работать по регионам, будут выездные формы фестиваля. Но это тема для отдельного разговора.
2. Всё только начинается. Взгляд не со стороны
Впечатлениями о Фестивале позитивного творчества и деятельности самого Международного центра родовых поместий делится Николай Егоров, основатель поселения Родовых поместий в селе Ключевское Ставропольского края, одним из первых вошедший в состав совета директоров ОАО «Родовые поместья». Наша беседа с Николаем состоялась сразу после заседания «круглого стола» родовых поместий.
— Если говорить о Круге — по принципу новгородского вече — на мой взгляд, реально он пока мало действует, и на Фестивале, да и во многих поселениях это проявляется. Не «созрел» ещё Круг для создания Родной партии, не «созрел» для создания Союза предпринимателей с чистыми помыслами.
— Ты имеешь в виду Круг как форма общинного мироустройства?
— Как форма альтернативного общественного мироздания, существовавшая у наших предков — ведрусов. Он, повторяю, пока в зачаточном состоянии и в поселениях, и здесь. Что делать? Нужно радоваться тому, что сегодня есть, и ждать улучшений... Или действовать слаженней: приехали участвовать в Круге — взяли согласно статье 3 Конституции РФ, как положено народу, власть непосредственно в свои руки, а не через выборных-делегированных людей, и организовали работу. Но пока, столкнувшись с авторитаризмом организатора «круглых столов», сюда переестали ездить ребята из подмосковных поселений, из Кировской области…
— Ты каждый год бываешь на Возрождении. Какие, на твой взгляд, происходят здесь изменения?
— Я действительно каждый раз участвую в этих мероприятиях. Для меня фестиваль «Восхождение» — своеобразный итог года: приезжаю и оцениваю состояние своей жизни, уровень нашего движения вообще. Мне интересно бывать здесь...
А изменения происходят. К примеру, распался совет директоров ОАО «Родовые поместья». Люди потянулись, но, наверное, это был не тот состав совета, который, который в состоянии решить поставленные задачи. Но дело-то новое, а практического опыта не было... Реальные практики сегодня едут уже не сюда, а в тот же Ковчег на Круг поселений. Там реально живущие на земле люди и конкретные вопросы. Практику Кругов отрабатывают в Иркутске, Кирове, Орле, Екатеринбурге... Формируются «очаги» в различных регионах. Видимо, накапливает силу волна снизу. Радует, что таких точек уже несколько по России. Когда-нибудь, думаю, произойдёт их естественное объединение.
Это же хорошо, что «Восхождение» не является единственным в СНГ центром «Звенящих кедров России»... Пока он притягивает, в основном, жителей юга страны и оправдывает своё название — Фестиваль позитивного творчества. Это творчество видимо и слышимо здесь постоянно. В самых разных своих проявлениях.
—У меня такое ощущение, что большинство участников Фестиваля — люди, недавно прочитавшие книги Мегре, которые хотят пощупать своими руками, посмотреть своими глазами: реально ли существуют Родовые поместья. Четыре года назад (когда я впервые приехала на «Восхождение») мне понравилось большое представительство поселений: команда приезжала, заявляла о себе и своём поселении. Сейчас на Фестивале иная обстановка...
— На Возрождении постоянный приток новых людей, заинтересовавшихся нашим движением. На Фестиваль приезжает много учителей из различных духовных течений, но реальных практиков с Родовых поместий ещё мало. Постоянно живущие в своём поместье люди обрели своё счастье, любовь, ощущение жизни, к которой они так стремились. Поэтому они стараются не покидать своё пространство Любви надолго.
— Каждый раз, бывая на фестивале, видишь, как года за три меняется жизнь человека. Многие оседают на своей земле. Им на смену приезжают новые люди, которые ищут своё поселение, ищут свою половинку. В этом году на Возрождении для нас было много незнакомых людей, — добавляет жена Николая — Наталья.
— На Возрождении заметно увеличилось количество торговых точек, и предлагают в основном продукцию, как говорится, в нашей теме...
— Ярмарка тут показывает состояние экономики в Родовых поместьях. В основном, в торговых рядах эпизодически стоят сами изготовители сельхозпродукции и предметов народных промыслов или посредники, закупившие изделия в мини-мастерских. Вышедших на другой уровень наших единомышленников — единицы. К примеру, Николай Еськов. Он китайскую чайную церемонию сначала заменил на русскую, а теперь предлагает чайную церемонию из трав со своего Родового поместья. Задача стоит — наполнять весь сезон свою торговую точку.
Какой вывод я для себя делаю? Мы сначала должны укорениться в своих Родовых поместьях, а когда появится излишек продукции, — тогда и нужно приезжать со своей продукцией. Мы из Ключевского на этот раз привезли свой чеснок, орех, мёд. Всё распродали. Но потенциала пока не хватает, чтобы на туристической тропе постоянно наша продукция, из Ставропольского края, то же самое относится к производителям из других регионов.
И ещё. Вспомним, с какой целью был запущен проект ОАО «Родовые поместья», — Международный центр Родовых поместий «Восхождение». Постоянно действующие торговые ряды — только одна его сторона. Планировалось, что здесь же будут проходить семинары Академии РА, различные фестивали. Видимо, до этого мы пока ещё не созрели. Но всё впереди. Всё только начинается.
3. Нужны волонтёры и товары. Беседа с завхозом Международного центра
Дмитрий Романов — завхоз (в самом широком смысле этого слова) Международного центра «Восхождение». При должности два года. Живёт здесь с семьёй постоянно. Пока в его обязанности входит и координация торговли.
— До этого года я занимался другими вопросами и только наблюдал, как идёт торговля на нашей площадке (поскольку не было опыта в этой сфере, и она меня не очень-то и привлекает...). Но ситуация складывалась так, что торговые точки сдавались всем подряд. Единственное, что не разрешалось продавать — спиртное, сигареты и тому подобное. Центр при таком раскладе, как ни странно, остававался в накладе, средств на соддержание и развитие не получал. Мы решили кардинально поменять ситуацию: расстались со всеми, кто не был заинтересован в развитии общего дела.
С этого года на нашей площадке постоянно работает одна сборная торговая точка. Стараемся принимать в неё товары от самих производителей (в основном, пока от ближних родовых поселений): варения, крема, мыло ручной работы... Цену, и оптовую, и розничную, называет «автор». Десять процентов от наценки идёт продавцу, остаток — на развитие Центра. По моим грубым подсчётам, за счёт этого одного киоска мы в этом году получили около 20 тысяч рублей, которые пошли на погашение текущих расходов.
С радостью примем продукцию с Родовых поместий и поселений других регионов. Желательно, чтобы это были постоянные поставки, и торговый сезон у нас начинается с начала мая приблизительно — до декабря. Самые «горячие» месяцы — с июня по август, когда на тропе к дольменам в день бывает от 500 до 800 человек.
Предварительно звонить мне: 8-928-203-3519, и после согласования прислать товар почтой на адрес: 353494, г. Геленджик, село Береговое, ул. Подгорная 14 а, Романову Дмитрию.
— Для такого Центра одного фестиваля в год маловато...
— Кроме ежегодного фестиваля позитивного творчества мы планируем на следующий год два музыкальных фестиваля в нашей тематике и сыроедческий фестиваль (площадку Центра сдаём в аренду тем ребятам, кто работает в кафе на главной площадке). Будет больше семинаров и мастер-классов. Стали уже традиционными, по средам и субботам, для местных жителей бардовские концерты.
— Изменений за последние три года в Центре, конечно, много. Появилось и техническое оснащение сцены: проектор, экраны, это здорово. Заметно изменилась главная площадка, много зелени, уютных уголков. Есть элементарные бытовые условия: баня, горячий душ, прачечная. Хорошо, что решили вопрос с транспортом для тех зрителей поздних вечерних бардовских концертов, кто живёт или снял жильё в Геленджике. Насколько я знаю, центр придерживается самофинансирования...
— Стыдно брать с учредителя (мы являемся проектом ОАО «Родовые поместья») деньги, когда у Центра уже есть кафе, есть торговая точка. Прибыли с них достаточно на поддержание элементарных расходов Центра.
Многое у нас сделано волонтёрами. К примеру, саманный улей, если вы обратили внимание, на главной площадке. Я как-то подсчитал, что как только начинается тёплый период, у нас постоянно живёт до 150 человек — в основном, читатели книг Владимира Мегре. Мы всегда рады и идём навстречу, когда они предлагают свою помощь. Зарплату мы не платим (да и сами не получаем), но добровольные помощники пользуются теми же удобствами, что и мы, в том числе и питанием. Можем предоставить палатку, спальник, коврик... Самым активным, внесшим существенный вклад в обустройство Центра, бывало и помогали деньгами на обратную дорогу домой.
— Волонтёрам тоже нужно предварительно звонить?
— Нет, можно спокойно приезжать — Александра Ларина или меня всегда здесь можно найти. Работы у нас много: предполагается строительство гостиничного комплекса. Напротив сцены (Саше Ларину пришёл такой образ) будет построена ступенчатая трёхуровневая трибуна, на которой можно разместить около пятисот зрителей, а внизу будет зал — музей с информацией обо всех родовых поселениях. Андрей Алексеевич Барков привёз для неё верхушку звенящего кедра. По бокам трибуны будут одна или две торговые точки...
Также здесь заложен хороший питомник, в котором около трёхсот редких видов растений. Так вот, в первой торговой точке трибуны предполагается продавать эти саженцы, во второй — изделия из Родовых поместий.
Конечно, на такие сооружения потребуется финансирование. Но, думаю, вопрос этот разрешится.
Обзор фестиваля подготовила Лилия Кудрина. п. Возрождение — Хакасия. |