Суббота, 23.11.2024, 10:22Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 47
Гостей: 47
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №11(088)2011

Волшебные кольца России

Продолжение. Начало в № 9 (86).

Попадаются перстни и с чисто христианской символикой.

«Отче наш». Палиндром (повторяющиеся словосочетания) в виде креста. Необычное сочетание слов, которые одинаково читаются в разных направлениях, с древности считалось магическим, так как его нельзя прочитать по-другому и использовать наоборот (как перевёрнутый крест Христа). PATER NOSTER (с лат. «ОТЧЕ НАШ») — буква N является центром словосочетания, а если надо — и креста, из двух одинаковых словосочетаний. Используя старую языческую традицию, мастер вправо и влево изобразил штрихи, которые можно рассматривать и как направление слов в предложении, и как направление силы. Такое выражение, написанное на бумаге, нашитое на предмет или исполненное каким-либо другим способом, носили с собой для лечения. Считалось, что все болезни от грехов, а их надо замаливать.

  

«Квадрат SATOR», знаменитый палиндром из слов, составленных в квадрат. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Если выражение прочесть в прямом и обратном порядке, то TENET повторится. Буква N в обоих палиндромах может писаться как в прямом, так и в перевёрнутом виде. «Квадрат» записан таким же способом, как и германские руны — «бустрофедон» («как пашет бык»), то есть строки письма поочерёдно читаются слева направо и справа налево. Переводов существует много: «Сеятель Арепо управляет плугом», «Великий сеятель помогает работе» и др. До XIX века «квадрат» использовался при создании амулетов.

«Ключ «Соломона». Берём на себя смелость так назвать этот сюжет печатки. Печатки эти относятся к периоду популярности в России царя Соломона — XVII–XVIII века. По преданию, Соломон захоронен с магическим перстнем, способным сделать его владельца повелителем миров. Но что изображено на том кольце — никто не знает. Наши рассуждения имеют два аспекта.

1). Сейчас среди православных священников «крест в кругу» как христианский знак отвергается. Они хором говорят, что не признают вечной борьбы добра со злом (круг — вечность, крест — Христос), и всё закончится Судным Днём. Однако на церквях XVIII века часто встречается такое изображение и в России, и на раннеправославных могилах Европы (молчим про «кельтский крест»). Встречаются подобные знаки в пещерах г. Орла на потолках (куда можно было добраться только в XVIII веке — потом с полов выбрали камень, и теперь до некоторых таких изображений много метров высоты). Всё говорит о популярности этого символа в православии до XIX века.

2). «Большой и малый ключ Соломона» — так назывались две самые известные книги по христианской демонологии, приписываемые царю Соломону. В книгах есть несколько вариантов изображения этого «ключа». Общим у них является круг и несколько вариантов «крестов» в нём. Возле креста ставили буквы «альфа и омега», поскольку Христос сравнивал себя с ними. Модная тема Соломона привела в XVII–XVIII вв. к ношению в России перстней «Суд Соломона», а также тому подобных колец и медальонов. Считаем, что желающие «блеснуть» могли заказывать личную печать со своими инициалами вместо «альфы и омеги», не умаляя при этом Христа, так как ключ немного изменяли (делая его похожим на настоящий) в нижней части.

Что может быть изображено на перстне Соломона, открывающее доступ к его тайным знаниям, конечно, ключ. Интересно, что на орловском варианте перстня отсутствуют инициалы владельца, зато присутствует руна «Ур» (похожая на греческую «альфу»), имеющая много значений, в том числе — очищающая и объединяющая всё живое энергия. К сожалению, не сохранилась правая сторона печатки, мы не знаем, какой там был знак. У вятичей-язычников металлический ключик вешался на пояс среди обязательного, общепринятого набора оберегов и многие их заговоры заканчиваются обращением к образу «ключа».

Перстни с языческими знаками. Чтобы ориентироваться, в какую сторону должна вращаться свастика, считавшаяся знаком солнца этого мира, а не загробного — рассмотрим миф. По представлениям славян, днём бог солнца катится по небу в белой колеснице, на белых конях. Добравшись до горизонта, ночью он плывёт по «небу мёртвых» в ладье, запряженной «Уточками». Мы с вами живём в северной широте. Посмотрим, как двигается для нас, живых, солнце — слева направо, «посолонь» (рис. 5). «Свастика — посолонь» — образ «солнца живых». Если ножки свастики располагаются с другой стороны — печатка «Свастика». Это образ «солнца» мира мёртвых. Украшений с такой свастикой у славян не меньше, чем со «свастикой посолонь». Возникает вопрос: зачем люди носили такое — «чёрная магия»? А кто сказал, что духов — чуров «подогревали», обращаясь к ним лишь по злым делам? Да и что это за предки такие, если считать, что они все «чёрные»? В те далекие времена не было разделения на белую и чёрную магию. Скандинавские легенды говорят, что безусловно общественно полезными считались «ведуны от рождения», «святые», «юродивые» (у славян), т. е. если действия их были «спонтанными», их звали по праздникам, для совета или по каким-то исключительным случаям. Если же ведун постоянно практикует, духи порабощают его и требуют совершения новых действий, и ещё неизвестно, что возьмут они в качестве платы (причем большинство таких одержимых становится «приятными для зловредных баб»), совершая что-нибудь хорошее, они должны для «равновесия» что-нибудь сломать (доску в своём заборе, уронить ворота на своём дворе). С моей точки зрения свастики — это не «знак солнца», а знак силы, рождающейся от «семени — силы» солнца (в центре) и силы Четырёх ветров земли, наматывающейся на центр. Это — так называемое «Коло» — столб от неба до земли, сила, пронизывающая всё живое (Древо Жизни). Направление же вращения задаёт Солнце.

Хорошей иллюстрацией является образец «Снежинка». Здесь общепризнанный (даже в современной астрономии)? Солярный знак — круг с точкой в середине и «четыре стрелки силы, направленные к кругу. У варягов подобный знак составлялся из рун Альгиз. «Шлемы ужаса» (Агисхьяльмы) — так обобщённо называли подобные кресты германские племена. Это один из видов гальдрастафов, магических руноподобных знаков, представляющих собой несколько (или множество) переплетённых рун, нередко сильно стилизованных.

«Триада». Небо, Земля и Коло. Два помощника вокруг Коло означают духов. В Орловском Списе «дорожка» из таких «ёлочек» объясняется вышивальщицами как существование одновременно трёх времен — настоящего, прошедшего, будущего. Но, сопоставляя множество подобных изображений, авторы пришли к выводу, что это изображение духов — предков, оберегающих путь вышитого образа («скатертью дорожка»). Для каждого такого духа — ёлочки — сразу существует три времени. Альгиз в Скандинавии тоже имел охранное действие. Только у славян он выполнялся (по нашему мнению) в виде «ёлки», хотя и не всегда.

«Кольцо на продолжение рода». Ромб — знак бога Рода, по бокам поддерживается (на шинке) двумя треугольниками — Рожаницами. То, что это женские знаки, говорят мелкие насечки в верхней части треугольников, изображающие волосы на женском интимном месте. Аналогия из народных вышивок: сюжет «Макошь с помощниками». Центральная фигура, изображающая снизу тройной корень; голова — ромб, руки подняты к небу. (Подобный образец из кн. Рыбакова «Язычество древних славян»). Помощники — к ней лицом. Ромб означает, что Макошь «призывает» бога Рода, нижняя часть символизирует Древо (Живу, соединяющую Землю и Небо). Часто вокруг её фигуры изображают летающие четырёхлепестковые листья клевера (оберег) — «земля благоухает», как объясняли вышивальщицы по Орловскому Спису. У Макоши, как и у Солнца, была не одна «ипостась» — перерождение. Об этом свидетельствует сравнение вышивок. Поэтому символом Макоши может быть ромб, «Знак засеянного поля», цветок, что означает — просьба к Роду прийти, принести семя, поддержать цветок. Рядом с Макошью и Древом чаще всего изображаются два помощника. На вышивках это — олени, всадники, лошади, Павы. На перстнях — «ёлочки», завитки — волны. Авторы считают, что это изображение взаимозаменяемых божеств: славянские Рожаницы и Скандинавские Норны. Посмотрите на перстень «Макошь»: если в центре — Макошь, превратившаяся в Древо с цветком на «голове», то завитки по бокам — это Норны, распускающие силу Древа и плетущие из неё Судьбу. Птица Счастья, на вышивках, автоматически получается тоже ипостасью Рожаниц — Норн.

Даже в XX веке в деревнях, где практиковали Орловский Спис, на свадьбе завязывали на домашний цветок узелки из лоскутков. Эта традиция — прямое продолжение решётчатых перстней вятичей IX–XII веков (рис. 11). По мифам Скандинавии, богини судьбы — норны из нитей Живы когтями сплетали из узелков череду событий человеческой жизни. Узелок означает — пусть всё случится, Жива будет притянута и не развяжется, давая силу образу-событию. Потому-то подобные сюжеты в Списе чаще называют «Древом».

«Ладонь повитухи». В «Поучениях Валькирии...» имеется прямое указание на группу рун с таким общим названием. Для облегчения родов они наносились повитухе на ладонь и ноготь большого пальца (руны Ansuz/Dera/Mannaiz). Это обережные знаки предков рода. Считалось, что Рожаница открыта для других миров… К новорождённому должен появиться дис-дух родича (женского пола) и объявить ему его судьбу. Она же будет и покровителем его по жизни.

Окончание следует.

Михаил Сахаров, Екатерина Труфанова, г. Орёл

Категория: №11(088)2011 | Добавил: anna (12.11.2015)
Просмотров: 1212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024