Понедельник, 30.11.2020, 01:06Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №10(147)2016

Гармония в современной школе

Возможна ли гармония в современной школе? Ведь множество реформ постсоветского периода только расшатали устои образования и утомили в первую очередь учителей... И тем не менее позвольте изложить мысли о том, как можно сделать более гармоничной ту школу, какую мы имеем на сегодняшний день, не в мечтах и не в частных случаях, а системную, государственную. Размышления эти не праздные — наш старший сын переходит в 4-й класс, и вся наша довольно большая семья вынуждена жить по нелепому школьному расписанию.
Всему своё время и место. 
Чтобы дело ладилось, нужно гармонично вписаться с ним в обстоятельства. О времени и хочу сказать. 



Учебный год в современной школе спланирован формально, отвлечённо от результата, угодно системе и удобно для отчёта, коим и подчинено образование всецело. Человеческое развивается и пробивается вопреки утверждённой модели обучения, как, впрочем, и в остальных системных институтах. А учебный план был составлен когда-то стопроцентно городским человеком, далёким-далёким от земли. Только чем дальше от города и ближе к земле район страны, тем больше несовместимость такого расписания с реалиями жизни и тем больше происходит поправок к «закону сверху». А мне кажется, что и для городских жителей была бы огромная польза жить в гармонии с законами природы, где только это возможно. Сейчас же выходит так, что ребятишки совершенно оторваны от самой сути: понаедут летом купаться и ягоды есть, а посевная и уборочная страда мимо них проходит. Не педагогично! И не здорово. Посему:
1. Начало учебного года — 22 сентября. Старая добрая традиция — новый год начинается, когда заканчивается предыдущий, после уборки урожая, в день осеннего равноденствия. Дети, будь они дачники или селяне, участвуют в уборке урожая! И надо дать им возможность делать это легально. Не пахать, а прикоснуться и прочувствовать, как родит земля-кормилица. Кроме осознания сопричастности к общему важному делу это отзовётся большой пользой и для здоровья. Если лето бывает жарким или же дождливым, то «бабье лето» всегда радует тёплым солнышком, тишиной и умиротворённостью, за которыми ездят люди «по грибы». И чудной осенней порой, воспетой Пушкиным, нынешние школьники должны сидеть взаперти за партами, да ещё и лишённые яблок, слив и прочих даров, что прямо с родной ветки в рот. Городским ребятам без дач можно предложить помочь стране, особенно старшеклассникам, кои с паспортами, — и досуг, и заработок: формировать группы через школы по заявкам от совхозов и фермеров (как у студентов). На государственном уровне развивать и поддерживать такое сотрудничество. Хозяйства, привлекающие учащихся, поощрять льготами и выплатами. В школе организационную работу оплачивать отдельной статьёй. 
2. Конец учебного года — 30 апреля — к майским праздникам. Всё равно первую декаду мая всё городское население не работает, а сеет на земле. И опять-таки май — светлый, душистый, певучий — наполняет человека любовью и желанием созидать. И мыслимо быть только там, среди клейких листочков, цветения и птиц, но никак не в душном классе. По существу, речь идёт о двух рабочих декадах мая (хотя настроение в них всё-таки нерабочее), а за вычетом весенних каникул — не так и много, как кажется на первый взгляд. Такая же арифметика осенью. При этом сократятся больничные, увеличится желание учиться и, как следствие, повысится эффективность. На летний период обязательно выдавать задания для самостоятельного выполнения: прописи, сочинения, прорешать задачник, прочитать книги, а осенью обсудить. Мы сами всегда летом занимаемся, чтобы не терять форму.
3. Каникулы одни — новогодние, как у взрослых, раз уж учебный год сократился; и первое полугодие покороче, как тёмное и тяжёлое, второе — подлиннее. А что прикажете делать в эти ноябрьские и мартовские каникулы? Тоска. Родители трудятся, а дети, как всегда, сами по себе. И вот ещё одно.
4. Выходные дни: суббота и воскресенье. Никаких учебных суббот. Чудовищное «достижение» современной школы! Дореформировались! Дети — это семья. Семья, которая в эту субботу врозь. Семья, которая никогда не может выехать за город или навестить близких (но отдалённо живущих) родственников. И эти дети хотят выспаться (и мать тоже), и в жизни у них есть какой-то свой интерес, им нужно своё время.
Всё, что касается ребёнка, отражается на его семье. Кто когда-нибудь это учитывал? 
И раз уж о семье, то всё-таки кратко расскажу нашу историю как конкретный пример. Мы зимой живём в городе, летом — на даче (мама с детьми), отец приезжает по выходным и в отпуск. Дорога длинная, с детьми на выходные туда и обратно не осилить, поэтому заезжаем и живём. До школы наше лето длилось с 20 апреля по ноябрь, растили сад-огород, а главное — на воздухе дети не болеют. В младшей школе мы отпрашивали нашего ученика на пару недель в мае и в сентябре, беря с собой учебники и отрабатывая программу. Унизительно нарушать правила, неловко за неудобства, причиняемые идущим нам навстречу. Но вот приближается старшая школа, и всё усложняется. У нас нет бабушки, которая посадит огород или останется в городе со старшим (папа на работе спозаранку и допоздна). Семья остаётся без урожая, а малыши сидят в городе, осваивая очередные ОРВИ. И мне как матери эти жерт­вы кажутся несоразмерными со школьной повинностью по освоению пары разделов учебника. 
На селе несоответствие сроков более очевидно, и там такие подвижки — не частная прихоть, а всем понятная необходимость. В городе с выдвинутыми предложениями согласятся не все, скажут «и так не знаешь, куда их деть»… Калейдоскоп либерализма в последнее время озабочен правами и чаяниями граждан всех возможных категорий неблагополучия, а добропорядочные, простые и непритязательные стоят последними в списке, до рассмотрения их нужд дело не доходит вовсе, они только обязаны соблюдать, работать, терпеть… 
Но, может, пора поменять приоритеты? Начинать с главного и целеполагающего, а заканчивать корректировкой дефектов. Например, чтобы медицина вспомнила о понятии «здоровый человек», а в дискуссиях о курении задумались о страданиях и правах некурящих. Чтобы правила устанавливались на благо коренного населения, людей с традиционной ориентацией, полных и благополучных семей, хорошо успевающих детей и так далее. Иначе они вымирают…
Думаю, страна не станет глупее, если учебных часов в предложенные сроки наберётся меньше, чем сейчас. Создаётся впечатление, что учебный процесс умышленно растянут и размазан с целью всеобщей занятости. Дети станут здоровее, семьи — счастливее. Наладится связь поколений. Вырастет молодёжь, любящая свою родную землю, понимающая её, умеющая и работать, и отдыхать в России. И уйдёт ещё одна ложь перед детьми — о том, что для нас главное, что настоящее в этой жизни. Учёба перестанет быть помехой более важным для человека сферам и будет, кстати, в своё время; и не для бумажек и галочек, а потому, что знание — интересно и ценно.
Да, у педагогов (да и у педиат­ров) станет меньше рабочих часов. Но, может, если к традиционно низким зарплатам добавить невообразимо большой отпуск… Не мучить учителей безсмысленными отчётами, явками и отсидками, выхолащивая любовь к детям, а тоже отпустить их на свободу (законодательно поддерживаемую), дать и им своё время: творческие найдут приложение в родной области, земные вырастят урожай и родных детей. Можно поддержать выдачей желающим безплатных земельных участков, как предлагается многодетным семьям.
Знаю, что системе такие изменения не нужны и даже вредны, но, может быть, откликнутся люди, работающие в этой системе. 

С искренним уважением к учителям и работникам школы 
любящая жена и мать троих сыновей Ольга Рудакова.
г. Санкт­Петербург.

Категория: №10(147)2016 | Добавил: winch (11.11.2020)
Просмотров: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2020