Исследование, проведённое американскими учёными, доказало, что у ребёнка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.
В исследовании принял участие 51 ребёнок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же всё было разрешено. Через пару дней учёные провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребёнка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.
«Вы не сможете распознать невербальные эмоциональные сигналы от голубого экрана так, как вы бы это сделали лицом к лицу с другим человеком», — говорит один из учёных. — Если вы не практикуете «живое общение», вы сможете быстро потерять самые важные социальные навыки».
Снижение социальных навыков у детей, активно пользующихся гаджетами, происходит не только из-за того, что они не учатся распознавать эмоции в живом общении. Такие дети также не испытывают и самих этих живых эмоций. Как часто в метро, на улице, в очередях в поликлинику сейчас можно увидеть такую картину: мама или папа сидит, уткнувшись в планшет, а рядом сидит чадо достаточно малого порой возраста с точно таким же планшетом. Они сидят так часами, не смотрят друг на друга, не разговаривают. Вся радость человеческого общения заменяется на сосредоточенное слежение за безсмысленно двигающимися картинками.
Родителям удобно: ребёнок не плачет, не капризничает, не просит дать ему конфеты. Но правда в том, что родитель за это время не расскажет ребёнку о том, что такое терпение, родитель не потратит сил на успокоение ребёнка, а потому и не научит его успокаиваться самому. Ребёнок не получит этого опыта. А может, родитель не прочитает ребёнку интересную книжку или просто не поговорит с ним.
Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Первый — это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Гораздо больше тех, кто ограничивает своё общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно работать воображению — всё придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, обездушены. Их можно уничтожать сотнями, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев.
Чем для ребёнка обернётся недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Но самое главное, во взрослом возрасте они столкнутся с одиночеством и отчуждением.
http://ria.ru |