Говорят, что Новая эпоха — эпоха образования, эпоха командная. Хочется пригласить в нашу команду автора статьи «Как спасти Всёзнающего», чтобы вместе на предстоящем семинаре сложить ещё одну коллективную радость ученичества. Быть может, он сам потом напишет по-новому о знающих и тем самым поможет кому-то выйти из тупика неуверенности в себе, тупика осуждения и критики, на путь реализации новых возможностей для новых детей и для всех нас.
В майском (2014 г.) номере «Родовой Земли» прочитала статью «Как спасти Всёзнающего». Равнодушной она не оставила — было большое желание ответить обстоятельно, поспорить. Но дела закружили. А после, когда наработались всласть на двух летних семинарах — таких разных, таких непростых, таких радостных, — спорить расхотелось. Как рассказать человеку о вкусе ягоды, которую он никогда не пробовал? Как поделиться учительским счастьем?
Каждый раз в начале семинара складываешь условия, в которых человек так или иначе включается в общую жизнь. Наработанные привычки мешают: кто-то цепляется за недомогание, кому-то жаль пачкать кеды в грязи, кого-то ждёт удочка и давняя мечта о рыбалке. И каждый раз происходит чудо! Вот тебя увлекла игра на утренней зарядке, вот загорелись глаза в диспуте, прорезался артистический талант в небольшой сценке, неожиданно увлёкся уроком и прожил озарение в осознании всеобъемлемости математических закономерностей, вот вспыхнул восторгом танца, наполнился очарованием ночного дежурства у костра, насытился музыкой, красками, прожил ничем не заменимое наслаждение участия в мозговом штурме. И становится для тебя радостью в команде делать всё: таскать дрова и воду, варить кашу, решать примеры, учиться всему. И отставляет удочку папа, и сын начинает радостно участвовать во всём. А какими все становятся чудными в своей уникальности: красивые, открытые, естественные, добрые, талантливые. И, поверьте, никого не хочется спасать. Хочется отдавать и отдавать всё, чем богат, на общее благо. И это — счастье! Думаю, что именно такими мы и задуманы Творцом.
Говорят, что Новая эпоха — эпоха образования, эпоха командная. Хочется в нашу команду пригласить автора упомянутой статьи, чтобы вместе на предстоящем семинаре сложить ещё одну коллективную радость ученичества. Быть может, он сам потом напишет по-новому о знающих и тем самым поможет кому-то выйти из тупика неуверенности в себе, тупика осуждения и критики, на путь реализации новых возможностей для новых детей и для всех нас.
А пока один из отзывов о семинаре.
«7–12 августа в Карачаево-Черкесии проводился семинар Живой школы под руководством Нины Николаевны Силенок.
Что такое Живая школа? Это удивительное пространство живого истинного образования, где каждый может выступить в роли учителя и ученика, исследователя и учёного.
Это пример альтернативного образования, в котором процесс обучения строится на принципах живого общения, командного взаимодействия и сотворчества.
Когда лучше всего усваивается информация? Когда объясняешь её другому! На семинаре это происходило в виде обмена уроками между тремя возрастными группами — младшие 3–7 лет, средние 8–13 лет и старшие — от 13 и старше. Взрослые превращались в молекулы кислорода и водорода, добывали огонь, сочиняли сказку про фотосинтез... Малыши осваивали рисование форм, показывали спектакли и радовали творческими работами. Ребята постарше изучали мир Природы с микроскопом и увлечённо занимались математикой.
Порадовало то, что многие приехали целыми семьями с двумя-тремя детьми и все увлечённо включились в образовательный процесс!
Также каждый день был наполнен танцами и музыкой, творчеством и пением! По утрам — энергичная зарядка и методические советы с Ниной Николаевной, вечером — обмен уроками, круг у костра и баня.
При этом надо было успеть подежурить в столовой, принести воду и дрова, полюбоваться красотой горной Природы...
В общем, процесс образования был действительно живым и очень интересным! И благодаря разнообразной деятельности в течение дня — никакой усталости к вечеру, а только ощущение прилива сил и желания познавать! Разве в обычной школе такое бывает?
По окончании семинара был создан мини-учебник, в основу которого легли опорные конспекты — классный способ передачи информации в образно-сжатом виде.
Живая школа — это школа для вас и ваших детей, ведь здесь вы:
— получите живые практичные знания, которые реально пригодятся в жизни,
— научитесь в команде работать во благо себе и другим,
— взрастите такие качества, как ответственность, коммуникабельность, открытость и уверенность в себе,
— познакомитесь с удивительными людьми — сотворцами и единомышленниками,
— сможете поделиться своим опытом и знаниями с другими,
— получите радость и удовольствие от процесса образования!
Благодарю от всей души за возможность обучения в этой удивительной школе, где смогла многому научиться, с радостью обучала сама, подружилась с прекрасными людьми и открыла новые горизонты в своей деятельности.
Желаю Живой школе, а также главным её вдохновителям — Нине Николаевне и всей её семье — процветания, дальнейших успехов и новых учеников и учителей!
С уважением и благодарностью Ольга Красулина, биолог, автор программы «Живая сказка Природы», г. Пермь».
А Живая школа Смаглинки начинает новый учебный год.
Лет 12 тому назад от ребят из школы Щетинина я впервые услышала о мечте сложить единый учебник «Мир». Тогда мне это казалось недостижимым. Сейчас мы сами пришли к необходимости этого. Вероятно, сама природа процесса образования требует целостного представления о Мире. Необходимо складывать такой единый подход. Правда, пока мы решили попробовать складывать такую цельность по привычным для школы направлениям: естественные науки (на осенних каникулах), гуманитарные науки (на зимних каникулах) и точные науки (на весенних каникулах).
Связующей нитью, объектом изучения с позиции разных наук будет понятие «ПРОЦЕСС»:
процесс рождения, развития и смерти (молекулы, звёзды, организма, чувства, ветра, государства);
процесс взаимовлияния формы и содержания (любовь в поэзии и прозе, математические закономерности в числовых последовательностях и природных пропорциях, особенности жизнедеятельности организмов с внешним и внутренним скелетом;
процесс движения (электрического тока, звёздных систем и галактик, цитоплазмы в клетке, крови в организме, круговорот веществ и энергии в природе, океанические течения и ветер);
иерархичность процессов (клетки в организме, гражданина в государстве, функции слова в предложении);
процесс эволюции (биосферы, языка, космоса, политических процессов).
Пока это только наброски, общее видение задач. Оформится эта идея подготовкой и самим семинаром. Уверена, что будет немало интересных находок, озарений, чем мы непременно поделимся с читателями «Родовой Земли».
Итак, первый семинар из нового цикла состоится во время осенних каникул, вести основную тему будут учителя химии, биологии, географии, физики и астрономии. Каждой теме будет посвящён один день, таким образом, 5 дней занятий, плюс день заезда 27 октября (не позже 15 часов!), плюс день отъезда 2 ноября с утра.
Оплата семинара (питание, проживание, дорога от ст. Зеленчукской, занятия) — 8 тысяч рублей. Если несколько человек из одной семьи, то оплата первому — 8, второму — 7, третьему, четвёртому и т. д. — 6 тыс. руб. Представители одного поселения одной семьёй не считаются. Для гарантированного бронирования мест на турбазе Архыза обязательна предоплата 3 тысячи рублей с человека (на карту Сбербанка). Проживание в деревянных домиках на 2–3 человека, кровати, постель, свет, электрокамины, баня, кухня, горная река, горы и красота!
Возраст участников — 12 лет и старше, при большом желании ребёнка и способности вписаться в режим работы старших можно с 10–11 лет.
И, как всегда, мы будем рады сотрудничеству с теми, кто хотел бы поделиться своим мастерством, кто готов проводить основные (история, физика) и дополнительные (физкультура, рукоделие, пение) занятия. Участие в качестве преподавателя следует ОБЯЗАТЕЛЬНО обсудить с организаторами семинара заблаговременно. Звоните.
Контактные телефоны: Нина Николаевна — 8-928-385-7013 (Мегафон), 8-963-284-3896 (Билайн).
Нина Силенок. Смаглинка, КарачаевоЧеркесия |