Суббота, 23.11.2024, 14:23Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 73
Гостей: 73
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №10(123)2014

Ремесло

Сейчас распространено изготовление чего­угодно на станках. Это нам не подходит. Мы всё делаем по максимуму вручную. Честно. И ещё. Нам захотелось делать наши ложки резными. Мы наносим на них резьбу. Это и миниатюрные сюжеты, и лиственные орнаменты, и мини-скульптурки. Хочется, чтобы быт украшал этот простой предмет.

Наше отношение к этому явлению или, лучше сказать, действу. Всё, что будет изложено ниже, это, конечно, наш субъективный взгляд, но взгляд, сформированный не научными изысканиями и не избытком великого «профессионализма» в плане окончания какого-нибудь супер-ремесленного учреждения, а взгляд людей, проживших определённое количество времени «на земле» в условиях, как-то приближенных к естественным, и ощутившим в себе желание быть более самодостаточными, то есть строить эту самую жизнь, стараясь опираться как в духовном плане, так и в материальном на то, что даёт сама земля и сам образ жизни на ней.

Итак, РЕМЕСЛО.

Ремесло, которое мы для себя выбрали (или оно нас нашло?), — это ложки. Ложка сама по себе — предмет очень простой и расхожий в быту. Чтобы заработать на этом, надо делать дёшево и много. Сейчас распространено изготовление чего-угодно на станках. Это нам не подходит. Мы всё делаем по максимуму вручную. Честно. И ещё. Нам захотелось делать наши ложки резными. Мы наносим на них резьбу. Это и миниатюрные сюжеты, и лиственные орнаменты, и мини-скульптурки. Хочется, чтобы быт украшал этот простой предмет. Так же решается вопрос количества. Чтобы не делать много (а значит, дёшево), лучше уделить внимание меньшему количеству изделий. Вообще ложка — уникальный предмет ремесла. Сочетая в себе простоту, необходимость и самобытность (каких только причудливых форм ни встретишь), она ещё может быть и великолепным объектом для воплощения творческих порывов. Тут тебе и форма, и материал, и резьба, и роспись.

Цель, основная цель ремесла, как мы считаем, — это всё-таки его прикладность. То есть ремесленные изделия должны быть именно применимы человеком практически. Когда-то посмотрели часть лекций по «Узорочью». Было такое понятие в былые времена. Люди учились «плести узоры» во всех сферах своей жизни, то есть выстраивать связи в своих действиях и понятиях так, чтобы быть в сотворчестве со Вселенной, с Богом (это, как мы поняли, понятие «Узорочья»). В развитии человека существует несколько уровней, и первый из них — научиться «создавать узоры» руками, то есть создавая что-то физически в повседневной жизни. Здесь говорится именно про ремёсла. Овладевание ремесленными навыками проходили все без исключения, потому что если не пройти этот жизненный уровень, то о дальнейшем развитии человека не может быть и речи. Неожиданно? Вот так говорит «Узорочье». Мы с ним полностью согласны. Там же говорится и о прикладности вещей. Если сделанная вещь оказалась не нужной или просто перестала быть необходимой, то её (на Масленицу, по-моему) сжигали. Не больше и не меньше. Вот так.

Но посмотрите, что происходит вокруг. Ремесленника опустили до изготовления сувениров, которыми заполонены все ярмарки, народные праздники, магазины ремесленных товаров. Сувениры — это красиво, скажете вы, они украшают нашу жизнь, наши жилища. Нет. Сувениры не украшают нашу жизнь. Они захламляют её. Уже многим известно, что вещи ненужные, бесполезные (специально употребил «с» в приставке) забирают нашу энергию. Не зря изготовление сувениров превратилось в индустрию, в производство, потому что они «пусты» и их надо много (и соответственно дёшево), чтобы дома стало уютнее. Наше мнение (да уже далеко не только наше): любая вещь должна нести в себе образ. Его закладывает человек, который делает эту вещь, думая о том, кому она будет предназначена, и когда у него получается заложить образ, то этого человека, я думаю, и стоит называть мастером.

Замечали, как наполняет теплом ваш дом грубая, впервые сделанная собственными руками какая-нибудь полочка? Это потому, что она вам нужна, и когда вы её делали, вы думали о том, как она вам будет удобна. Вы рисовали её образ и значит улучшали и развивали образ вашей жизни. Так вот опять же наше мнение, стало очень много вещей безОбразных, хоть и ремесленных. Людям хочется зарабатывать своими умениями и владениями (особенно, кто на это учился), а ситуация, как я писал выше, такова, что зарабатывать якобы можно только ширпотребовскими безделушками. Вот и пыжатся ремесленники, объединяясь в артели или « влезая» «под хозяина» и производя уйму непотребного.

Сами понимаете, что пишу об определённом слое ремесленного мира, который, кстати, совсем не осуждаю. Нас давно приучали: «Своими руками не заработаешь». Конечно же, ситуация уже изменилась, и, производя хорошие вещи, можно жить и финансово хорошо, но… Здесь я не пишу про супер-мастеров, которых мы видим в галлереях, в Интернете или в СМИ, хоть они, казалось бы, — воплощение того, в какой «великий» ранг можно возвести ремесло. Это уже не ремесло, а ИСКУССТВО!!! Увы (да простят меня великие резчики, художники и т. д.)! Искусство не зря от слова искусственный. Ненастоящее это всё. И жаль, что эти гениальные руки наполняют своими изделиями не дома реальных людей, реально нуждающихся именно в каких-то конкретных красивых вещах именно этого мастера, а бездушные галлереи для зевак, ставящих галочку, что они разбираются в истинном искусстве, или дома «сильных мира сего», тщетно пытающихся стать лучше от созерцания «себя великого» на великолепном панно мастера. О-о-очень многие, думаю, сейчас не согласятся со мной (особенно те самые мастера). Как же знаменитые художники , скульпторы, резчики, на которых держится культурное наследие нации? Это история. Её нельзя забывать и её нужно знать (особенно настоящую). Это огромная большая тема для разговора, а мы сейчас о другом… Кстати (вдогонку предыдущим высказываниям), выскажу ещё одно, может, опять-таки не совсем приятное кому-то.

Все виды ремёсел пытаются возвести в ранг некой науки, постижимой якобы только людьми « избранными». Полная ерунда. Никакой науки. Взялся и делаешь. И всё. Людей запугали, что если ты не резчик в 10-м поколении, то ты не на что не способен. Даже и не пробуй сам. Да, преемственность — это очень хорошо, но корни давно утеряны, а начинать кому-то надо, тем более что в любом человеке это заложено генетически. Говорят, что есть мастера, которые учились у своих пра-пра-прадедов… Может, где-то и есть такие, но в основном это просто смелые творческие люди, которые нашли информацию в себе прежде всего. Те крохи наследия, которые мы имеем по ремесленной истории, настолько малы и зачастую искажены (сам видел, как «старят» срубы для туристов), что начинать надо с себя, просто по велению души, не шибко доверяя образованию, которое нам предлагают в этом деле. Зачастую, кстати, образование накладывает жёсткие рамки на творчество, из которых потом человек не может вырваться. Имея «за плечами» музыкальное «классическое» образование (по классу «Классическая гитара), часто слышал издёвки со стороны «самоучек», что «мол вы классики не умеете ни сочинять, ни импровизировать», и это так и есть. Человек, умеющий блестяще сыграть кем-то сочинённое произведение, без нотного текста становится безпомощным. Так, на мой взгляд, во всех областях. Конечно же, это не протест образованию. У всего всегда несколько сторон, вот одну из них я и затронул.

Всё-таки основная тема ремесла — это, конечно же, умение вложить образ в ремесленную вещь. По сути своей вещь или предмет, произведённый ремесленником с вложенным туда хорошим и полезным образом, это есть своеобразный оберег. Супер-резной крест, сделанный супер-мастером по супер-заказу какого-нибудь супер-храма, ничто по сравнению с маленьким деревянным крестиком, вырезанным папой (или дедушкой, допустим) кухонным ножом для любимого сына (внука). Хочется, чтобы каждая вещь, наполняющая ваш дом (дом — это где живут любимые вами люди и где всегда вас ждут; дом — это где растёт или намечается продолжение вашего рода), была своеобразным оберегом. Всем людям, уже наконец-то, очень нужны хорошие «тёплые» вещи, и мы, ремесленники, в состоянии это сделать.

Основная мысль высказана. Уж не знаю на сколько понятно изложена, но постарался. Хочется затронуть ещё одну сторону ремесла. Вернее это одна тема но сторон этой темы много .Прежде всего это чистота помыслов. Как это работает? Нам говорят «Какие чистые помыслы если вы берёте деньги за свои изделия значит вы всё равно делаете это для денег». На это ответ прост. Надо любить то что ты делаешь. В это понятие входит всё. Это и качество и красота и « закладка» того самого образа. Слово «Любить» выражается на деле довольно просто. Это то самое удовольствие занятия полезным делом подкреплённое «нужностью» для людей… В «чистоту помыслов» входит ещё одна сторона ремесла, это энергоресурсы. Нам повезло. Мы нашли вид деятельности при котором использование природных ресурсов сведено до мини-минимума: материала мизер (ложка — это брусочек 2,5х4,5х24 см) электричества только для заточки инструментов( или брусок распустить) и материал берёза, липа, ольха. Всё очень доступно и не «зашкаливает» по ценности пород. Здесь кажется, что вроде бы «что здесь такого», а если задуматься, то получается, что чтобы сделать дубовый (к примеру) стол, то нужно спилить целое большое дерево и ещё ни факт что качество материала с одного дерева вас устроит, а сколько нужно электроэнергии для станков и т. д. Но это для примера. Изготовление добротной мебели ручной работы, это достойное ремесло.

В общем, в идеале ремесло должно быть «душевным» (чистые помыслы), экологичным (энергоресурсы) и полезным (прикладность). Ох как сложно выбирать! Мы столько обдумали. Когда живёшь на поместье, при выборе деятельности встаёт очень много задач. Прежде всего, не навредить. Это самое главное, потому что видно много примеров, как люди пытаясь создать инфраструктуру для поселений, выстраивают снова систему по принципу обычной городской-мегополисной. Это не пойдёт. Что бы было всё по новому и ремёслами надо заниматься по-новому, не боясь, как порой кажется, остаться без средств к существованию. Слишком долго приучали человечество пользоваться «бездушными» вещами, поэтому современному ремесленнику приходится пробиваться как к сердцам «потребителей» его продукции, так и к своему собственному в поисках пути на котором его деятельность будет по-настоящему полезна. Можно и нужно искать, пробовать, ошибаться. Главное, помнить что: «То, что мы делаем своими руками, думая с любовью о том, кому мы это делаем, будет служить долго и приносить радость всем!»

Константин Стародубов, содружество РП Владимирская область.
starkon06@mail.ru

Категория: №10(123)2014 | Добавил: winch (19.06.2018)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024