Дано: чистое поле между Екатеринбургом и Челябинском, неподалёку от деревни с ярким названием Красный Партизан. Когда-то эти земли пахали, частично отдавали под покос. Потом забросили, и через поля без дорог и смысла гоняли на машинах местные жители. Задача: превратить эти земли в райский уголок, где десятки семей будут жить в гармонии с природой и с собой.
Эти земли обозначили как Родовое поселение. Здесь всё не так, как в Красном Партизане: скотину на убой не держат, вместо заборов у них кедры и берёзы, вместо электрических столбов — солнечные батареи. Секта? Утопия? Чтобы выяснить, чем живут и на что надеются люди, променявшие городской стиль на строительство идеальной, свободной от зла и мусора жизни на земле, журналисты E1.RU провели день в одном из Родовых поселений.
На самом деле здесь сейчас поля и стройки. Мы проезжаем Красный Партизан, несколько фермерских хозяйств и оказываемся на территории, принадлежащей поселению.
— У каждого поместья территория — минимум один гектар, — рассказывает нам попутно Ольга Чернейкина. У неё здесь есть дом, уже почти готовый. — Это минимальный участок, который позволяет создать целостную экосистему. Вот смотрите: чтобы содержать в порядке садовые шесть или десять соток, нужно вкладывать очень много труда — удобрять, бороться с вредителями. А в закрытой экосистеме, где есть большое разнообразие растений, есть пруд, деревья, травы, правильно организованное пространство не требует такого тяжёлого труда. Это нормальное желание для человека: создать такое пространство, сделать его красивым, удобным, не наносящим ущерба природе. И чтобы здесь жили поколения твоего рода. Это может сделать каждый.
С практической точки зрения, схема у этого родового поселения такая: участки имеют статус земель сельхозназначения. Их можно приобрести в собственность. Порог вхождения — 135 тысяч рублей. Часть этой суммы — стоимость самого участка, другая часть — взнос, который идёт на обустройство всего поселения. На эти деньги отсыпают дороги, строят общественные здания, в частности есть баня, просторный деревянный чайный дом, детская площадка, мастерская. По мере того, как у проекта появится больше участников, запланировано построить школу.
На Среднем Урале таких проектов несколько. Некоторые находятся на территориях бывших заброшенных деревень, там земли в статусе ИЖС и есть электричество. Здесь же решили, что переводить участки под индивидуальную жилую застройку особого смысла нет, а протягивать электричество от соседней деревни и потом, соответственно, ежемесячно за него платить, обойдётся дороже, чем ставить солнечные батареи. Таким образом, инфраструктуры, кроме дороги и общественных зданий, которые строятся, здесь фактически нет. Всё нужно делать самим и с нуля. Вот тебе гектар (или больше, если хочется) земли, и делай здесь всё, что считаешь нужным.
— Правила есть?
— Правил всего три, — рассказывает Ольга. — Нельзя выращивать скотину на убой, нельзя пользоваться химическими удобрениями, нельзя употреблять спиртное и курить в общественных местах.
— А у себя дома можно?
— У себя можно.
— Вы же вегетарианцы? Это имеет отношение к религии?
— Я уже несколько лет не употребляю мяса, просто не хочется. Но каждый может есть что хочет и исповедовать какую-нибудь веру, если это ему близко. В этом плане никаких правил у нас нет.
— А вот этот старославянский дух — мёд, травы, деревья, хороводы по праздникам...
— Это традиции, и в них много разумного. Многие из нас — обычные городские люди, мы ничего не смыслили ни в строительстве, ни в хозяйстве, а начинаешь в этом разбираться, читать литературу, изучать и понимаешь, что в этих традициях много смысла. Даже хоровод — это такая энергия, объединяющая сила. Сейчас от этой культуры только и осталось, что детский «каравай» на именины. Мы на праздниках собираем в хороводы десятки и сотни людей — и это так мощно, столько в этом силы, энергии!
В одном из таких поселений недавно провели венчание в славянских традициях. Невеста в венке и сарафане, жених в расшитой рубахе. Весело, говорят, было всем, кроме нескольких родственников, которые так и не поняли, в чём смысл этих безалкогольных игрищ, и как-то быстро засобирались домой.
Виталий Кияткин — один из идейных вдохновителей этого поселения. Его дом уже тоже почти готов. В качестве забора растут кедры, яблони, сливы — деревья и кустарники посажены с умыслом, в несколько рядов. Пока что смотрится всё это довольно дикими зарослями. Но дом по каркасной технологии и шестиугольная беседка рядом впечатляют.
— Такая идея: доказать людям, что можно не брать в ипотеку однокомнатную квартиру в городе, а за те же деньги, два–два с половиной миллиона, взять землю и построить вот такой дом здесь, — Виталий широким жестом показывает свои хоромы. — Вот здесь будет зимний сад.
— Всего два миллиона? — не верим мы.
— Ну, около того.
Дом довольно просторный, о двух этажах. С помещением под баню, с печкой. С неизменным атрибутом всех здешних поместий — солнечными батареями.
Если верить этим помещикам, вложения в солнечную батарею вместе с аккумулятором и монтажом составляют от 200 до 450 тысяч рублей. Максимальная сумма — это если в большом доме предполагается жить круглый год и без особых ограничений греть воду, пользоваться холодильником, стиральной машиной, телевизором и прочими благами цивилизации.
Александр, отец троих детей, все особенности солнечных батарей изучил досконально. Дабы сэкономить, многое делал сам. В этом поместье есть прудик, времянки под баню и дом и расставленные по участку солнечные батареи на деревянных подставках. Александр уже знает, где, как, под каким углом нужно их ставить, чтобы получилось максимально эффективно.
Эта семья живёт в Екатеринбурге и планирует перебраться в своё поместье окончательно, возможно, в будущем. Пока дети ходят в школы и садики, это вряд ли возможно.
— Почему выбрали именно здесь участок? Не дачу, не сад, к примеру?
— Понравилась эта идея, — отвечает Таня, хозяйка поместья. — Что здесь просторно, что можно строить что-то для детей.
Пока что многие так: приезжают на выходные, живут летом, рассчитывая постепенно перебраться насовсем, на автономную жизнь. Круглый год в этом поселении живут 12 семей. На что живут?
Людмила и Юрий переехали из Качканара. Этот небольшой дом отчего-то любят все окрестные коты и кошки. Здесь есть мастерская. Занимаются своим ремеслом: выжимают масло из кедровых орехов. Заказ делает фирма, продвигающая эту продукцию в Екатеринбурге. Привозит сырьё, увозит на продажу готовый продукт. Фишка этого хэнд-мэйд производства: деревянные прессы, которые, не окисляя, сохраняют всё полезное, что есть в кедре. Если верить этим людям, ценного в десятки раз больше, чем в аналоге, сделанном на обычной фабрике.
Кедровое дело в этом поселении хотят поставить на серьёзную основу. На въезде строят Кедровый дом. Здесь смогут трудиться и другие помещики. Ещё из вариантов трудоустройства в перспективе — строительство других домов (сейчас задействуют рабочую силу из соседних сёл и деревень), традиционные ремёсла, работа в оздоровительном центре, который также собираются строить, туризм.
Совсем рядом есть привлекательный туристический объект — озеро Большие Аллаки, часть территории имеет статус заповедника, есть интересные природные памятники — небольшие скалы, сохранившие следы пребывания древних людей. Собственники попросили поселенцев за ним приглядывать. Очистили берег от мусора, закрыли въезд для машин, объект сразу обрёл приличный вид.
Родовые поселения зачинались ещё в начале нулевых. Но пока проекты продвигаются довольно медленно. Помещики надеются, что закон о Родовых поместьях будут принимать на федеральном уровне. В некоторых регионах такие уже есть. По условиям, участки под родовые гнёзда помещикам выделяют безплатно, в собственность, но без права продажи. Их можно только передавать по наследству.
www.e1.ru/news/spool/news_id410192.html
Фото Артёма УСТЮЖАНИНА. |