После фестиваля «Уральский хоровод», где мы прослушали лекцию Арины Медведевой «Воспитание детей в славянской традиции», очень захотелось провести нашим детям обряд Выбора Пути. И вот 14 сентября в селении Серебристый Кедр мы впервые провели обряд возрастной инициации (перехода) для наших четырёхлетних мальчишек и одного «годовасика». Не без ошибок, но с хорошими впечатлениями. Продолжим у себя подобные праздники.
Итак, самый главный тут вопрос — какие взять вещи? Попоробую изложить ход наших с мужем соображений по переосмыслению этого обряда.
Есть люди, которые в основном работают руками, есть люди, в основном работающие головой. Дальше этого самостоятельная мысль не пошла, и мы обратились к индийской культуре, как к первому отражению нашей собственной, к тому же она значительно более упорядоченна, чем наше наследие, разбросанное по сказкам-пословицам-поговоркам-обычаям-былинам и просто по быту.
Индийское общество, как известно, разделено по занятиям на варны, или касты: брахманы, кшатрии, вайшью, шудры. Мы взяли это за отправную точку и попробовали определить современные ниши и творческий объект для каждой из варн. Получилось так: брахманы — деятели науки, культуры, искусства, образования — работают с образами; кшатрии — военнослужащие, госслужащие, врачи — работают с людьми; вайшью — хозяйственники — работают с материей; шудр мы не рассматривали, так как это собственно и есть дети или «большие дети».
Таким образом, выбор предметов должен помочь определить предрасположенность ребёнка к работе с вещами, людьми или образами. В первой категории всё просто: сгодится любой инструмент, от молотка до бензопилы. Дальше несколько сложнее. Воинских символов тоже достаточно, самые архаичные — меч, конь, нож (только не кухонный, а охотничий). А вот в поисках символа для чиновничьего служения я чуть не сломала себе голову. В архаике его отдельно нет, так как государственная и воинская служба разделились в более поздние времена. Единственное, что пришло в голову, — это кукла как отражение человека. Для мальчика это должна быть кукла мужская, что-то вроде Ивана-Царевича (над этим вопросом ещё можно подумать), для девочки может быть кукла-врач или медицинский предмет. Более детально тему для девочек мы не разрабатывали, так как у нас все — мальчишки.
Символы волхвов — книга, музыкальный инструмент, птица. Книги в наше время вышли в тираж и перестали быть сакральной вещью. Если и положить перед ребёнком книгу, то она должна быть особенной. Музыкальные инструменты здесь имеют преимущество, также могут быть представлены краски или кисти. В русских сказках в птицу часто оборачивается человек, чтобы переместиться в пространстве. Это отражает нашу способность перемещаться своим вниманием вслед за мыслью-птицей, действовать в пространстве образов.
Какие параллели в нашей родной культуре можно найти на эту тему? Беглый просмотр содержимого собственной головы выдал сказку о молодильных яблоках. Иван-Царевич, отправившись за молодильными яблоками, привозит не только яблоки, но и Елену Прекрасную, Богатырского коня и Жар-Птицу. Елена Прекрасная должна помочь Ивану-Царевичу состояться как семьянину и хозяину, Конь — как воину, Жар-Птица — раскрыть образотворческий потенциал. Ещё вспомнилась песня «Вьюн над водой», где жениху предлагаются на выбор злато-серебро, конь, сундуки, полные добра. Злато-серебро, если иметь в виду его сакральное, а не драгоценное значение, видимо, символизирует путь волхва, конь — путь воина, сундуки — путь хозяйственника. Жених от всего отказывается в пользу Свет-Настасьюшки, потому что человеку нужно прежде всего состояться в семье, а остальному придёт черёд позднее.
Выбирая предметы для обряда, мы также имели в виду, что они должны быть для ребёнка равноинтересны, то есть одинаково знакомые или одинаково новые; примерно одинаковые по величине; одинаково яркие или одинаково спокойных тонов.
Для ребёнка первого года жизни подобрать предметы легче. Основная опора — на стремление пробудить родовую память, поэтому набор предметов должен быть архаичным. Например, молоток, охотничий нож, бубен; медведь, конь, жар-птица (или сокол); топор, шашка, балалайка и т. д.
Для более старших детей вопрос с выбором предметов оказался несколько сложнее, поскольку надо учитывать уже имеющийся набор представлений о мире и индивидуальные особенности ребёнка. Впрочем, внимательные родители к трём годам уже и так видят, к чему тянется их чадо. Мы захотели провести этот обряд, чтобы проверить скорее себя: правильно ли мы понимаем своих детей. А также дать им возможность совершить сказочный переход из одного возраста в другой и всем вместе прикоснуться к обычаям наших предков.
Итак, что у нас получилось.
Но сначала ещё немного о самом обряде. Обычно обряд проводился в три, шесть месяцев и в год (а нашим поселенческим мальчишкам, как я уже говорила, исполнилось по 4, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда...). Все эти возрасты условные. Если говорить точнее, первый раз могли проводить этот обряд, когда ребёнок научался лёжа на животе хорошо держать голову и хватать предметы рукой. Второй раз — когда он уже умел сидеть и ползать. Третий (последний) — когда умел ходить и сказал первое слово осознанно. Ребёнка клали, сажали или ставили на шкуру. Шкура здесь выступает как символ Велеса — бога роста. Перед дитём были разложены 3–5 разноплановых вещей, накрытых тканью. Ткань снимается, ребёнок выбирает.
Родители запоминают и делают для себя выводы. Обычно на проведении обряда присутствовали все родичи ребёнка, происходил небольшой семейный праздник.
Если обряд не проводился в год или до года, можно ещё провести его в три года. Кроме того, в три года ребёнку задавали вопрос: «Ты мальчик или девочка?»
Мальчика сажали впервые на коня и проводили на коне по двору, а девочку сажали за прялку, и она должна была хоть немного спрясть нити. После этого могли подарить новую рубашку, мальчику — первые порты, девочке — первый сарафанчик.
Мы в нашем обряде кое-что изменили. Вместо шкуры выбрали местечко в настоящем живом лесу с таинственной тропинкой к нему, в 10–15 м от границы поселения. Из семейного праздника мы сделали немного общественный, собравшись тремя семьями и пригласив желающих гостей из поселения. Всего собралось 10 взрослых и 6 детей — в самый раз, как нам показалось.
На выбор мы приготовили мальчишкам гитару, шашку и топор (шуруповёрт). К месту «Х» ребёнок приходил с мамой и с бабушкой. Ведущий к пришедшим стоял спиной и, услышав приближение людей, спрашивал: «Кто идёт — мальчик или девочка?» После ответа ведущий поворачивался, и происходил процесс выбора. Затем взамен выбранного предмета ребёнок получал подарок — расписной пряник с соответствующей символикой и по другой дороге возвращался к остальным людям. Так переход в пространстве помогал переходу в сознании.
Для годовасика Севы мы взяли вещи попроще — дудочку, нож и молоток.
Вывод, который я сделала из свершившегося мероприятия, — чем проще и архаичнее предметы для обряда, тем лучше и вернее. И чем раньше его проводить, тем лучше. Чем меньше у разума представлений об этом мире, тем больше шансов, что выбор совершится интуитивно, по велению души, которая точно знает, зачем пришла в этот мир.
Екатерина Арзамасцева. ПРП Серебристый Кедр, Свердловская область. |