Суббота, 27.04.2024, 04:27Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №10(111)2013

Биоадекватный учебник. Психология личности в «Родном букваре»

Вот он, долгожданный «Родной букварь»!

Что несёт он ребёнку? Чем отличается от бытующих в школе букварей? Почему родителям и учителям необходимо досконально знать о нём? Ведь на кону — душа, интеллект, здоровье, знания и само будущее ребёнка.

Не секрет, что большинство родителей убеждены в том, что их ребёнок необыкновенный, одарённый, талантливый. Они хотят, чтобы учителя именно так относились к их ребёнку, учили и воспитывали в нём одарённую личность. «Родной букварь» — надёжный помощник в этом!

Важнейшая задача «Родного букваря» — обучение, всесторонняя гармонизация и оздровление учащихся. Эту триединую задачу решают содержание, художественное оформление и способ подачи учебного материала. Содержание учебника соответствует государственной программе Украины для 1 класса и даёт возможность продуктивно изучить необходимый материал. Художественное оформление и способ подачи учебного материала нацелены на повышение уровня здоровья и гармонии личности ребёнка.

Обложка «Родного букваря» словно лицо доброго знакомого — притягивает, умиротворяет. Здесь представлен уголок леса (Е. Самарская. «Моя Россия») в изысканном обрамлении. Об этом хочется сказать особо. Такие сложные по композиции и узорчатой резьбе рамы присущи русскому декоративно-прикладному искусству испокон веку. Они зародились как искусство украшения дома (резные ставни, ворота, перила, коньки, «подолы» крыш), жилища (резная мебель и утварь, лавки и табуреты, сундуки и полки, вышитые рушники, подзоры и занавески), вышивки одежды и обрамления икон. Растительные многоуровневые рамки на обложках и форзацах «Родного букваря» завораживают: образы листьев, трав, цветов образуют переплетения в виде спокойных волн, притягивающих взор.

 

Большую роль играет гамма природных зелёных тонов обложки и форзаца. Растительная вязь (8 узелков «на память») в рамах картин указывает на восьмиуровневость заключённой в рамке истины. Найдёшь ли ты её, читатель? Так узелки «на память» вовлекают нас в игру — поиск истины уже на обложке! Они напоминают наши естественные узы (связи) с природой: мы едины с ней, мы из неё вышли, мы, люди, живём на этой земле и в этой природе до тех пор, пока подчинены её законам.

Красота нашего окружения словно показатель, словно лакмусовая бумажка наших отношений с Природой. Картина родного леса на обложке букваря уводит вглубь и погружает в тёплое прохладное лоно Природы под покровом символа Руси — её тонких белоствольных берёзок. Лесная песчаная дорога ведёт к водной стихии информации. Обложка букваря подобна приглашению к путешествию в мир русской Природы и приобщению к её сокрытым от взора тайнам.

Форзацы «Родного букваря» соответствуют сезонам года: душистое «Лето» на картине И. Левитана, спелая «Рожь», написанная И. Шишкиным (I часть), яркая «Осень» Б. Ольшанского, начало снежной зимы А. Писемского (ІІ часть), «Голубая весна» В. Бакшеева и «Берёзовая роща» Е. Самарской (ІІІ часть). Работы выдающихся живописцев, воспевающих красоту Природы, придают мерный ритм и порядок восприятия, который обязателен и столь важен не только в Природе, но и в учёбе.

Авантитулы (заставки перед титульными листами) заключают в себе загадки о 33 сестричках-буквах русского алфавита и приглашают к поиску их секретов:

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.

Стихи начинают каждую часть «Родного букваря», показывают эволюцию возможностей ученика, вовлекая в мир учебной перспективы, полезности и необходимости познания.

Введение знакомит ученика с историей учебной книги (ХІІІ–ХХ вв.), проводя ту же идею неизбежных перемен в Природе, учёбе. Так начало букваря готовит ученика к природосообразному поиску истин, заключённых в русских буквах.

Каков же основной принцип презентации букв? Почему именно он избран в качестве ключевого и организующего принципа в учебнике для малышей? Он един: историко-природный принцип. Это значит, что сначала левая страница разворота учебника показывает то, как в древности выглядела, произносилась и писалась буква. Важно, что древняя буква показана на фоне картин Природы и быта, жизни, занятий древних славян. Авторы привлекли картины великих мастеров живописи. Под каждой картиной содержатся стихотворные строки, заключающие в себе нормы жизни и быта, закодированные в той или иной букве.

Вся левая страница разворота — это историко-художественный образ с нанесённой на него информацией о букве и её глубинном смысле. Это образон. Он создан благодаря научному синтезу истории народа, истории русского языка, лингвистики, психологии восприятия и возрастной психологии, системономии и эргономики.

Существенным для психики ребёнка является восприятие этой красочной, яркой, живой картины, так как именно она уходит в долговременную память, побуждая его активизировать родовую память предков. Необходимо пояснить, что в этой левой части разворота букваря для ребёнка почти нет ничего нового. Он воспринимает её естественно, как игру или сказку. Именно эта информация обеспечивает активизацию правого полушария мозга в учёбе. И в этой сказке — связка жизни человека, его рода, семьи с Родиной. Учитель, родитель должен дать для восприятия и проживания учеником этого образа не только время, но и тепло своего сердца, доброту души, красивые и высокие слова, ибо в этот момент активизирован Дух ребёнка: он вспоминает, исследует, изучает, живёт истинной, духовной жизнью!

От образа к образу Дух человека будет обогащаться, крепчать, набирать силу. Это укрепление Духа означает и его расширение и объединение с Единым Духом Творца. Так устроено человеческое восприятие, воспитание. На основе этих же законов Духа и психики человека создан и «Родной букварь». Так решается ведущая его задача — напитать, укрепить, воспитать Дух человека по имени Ребёнок.

Необходимой в воспитании души ребёнка является задача освоения и понимания исторического прошлого народа: его традиций, обычаев, верований, стремлений, идеалов. Эта задача решается привлечением историко-художественных сюжетов в картинах более чем 60 мастеров живописи. Что может быть лучше, чем увидеть, как жили наши предки, и почувствовать, как они говорили, писали, пели, танцевали, мечтали, думали?

Важной задачей «Родного букваря» является предоставление первоклассникам и познание ими нравственных норм жизни человека: каким быть? Что дóлжно знать и делать? Что является главным для человека? Что хорошо, а что дурно для человека, людей, Природы и Бога? В основе — традиционные славянские представления о долге перед Родиной, Природой, людьми, самим собой. Всмотритесь в образы богатырей, сказочных героев, защитников, которые воплощают идеалы нравственного долга человека, справедливости, умение стать защитником родной земли и людей. Не они ли воспламеняют душу, являются образцами для подражания для вступающего в жизнь человека?

Обратите внимание на картины с изображением труда славян на земле, в поле, дома.

Правая часть разворота букваря содержит аналогичные картины современной жизни людей и рассказ о современном начертании, произношении, употреблении букв. Так организована «перекличка» времён и традиций народа.

Однако было бы ошибкой излагать и трактовать тексты, оставляя любознайку-первоклассника молчаливым зрителем. «Родной букварь» с первых страниц предлагает ученику думать, задавать вопросы, высказывать свои размышления: «Какой ты представляешь устную речь древних сказителей?», «Какой ты представляешь письменную речь летописцев?». Народная мудрость «Что написано пером, то не вырубишь топором» учит детей очень серьёзно обращаться со словом.

Каждая историческая страничка левого разворота «Родного букваря» посвящена истории, правилам, нормам написания и произношения 33 букв современного русского языка. В ІІІ части любознательные ребята найдут дополнительно ещё 16 образов-картин с рассказом об исчезнувших буквах древней азбуки (Буквицы), так как ранее их было 49. Вот какие исторические знания могут получить ребята!

Очень важно взрослым, которые работают по «Родному букварю», понимать, что дети по природе более целостны, чем взрослые. В этом возрасте у них великолепно взаимодействуют левое (логико-аналитическое) и правое (интуитивно-образное) полушария головного мозга при ведущей роли души, сердца и Духа. Такое единство есть не что иное, как генетически детерминированный способ мышления. Назовём для простоты это целостным мышлением. Детям нетрудно воспринимать большой объём информации, если взрослые следуют (без пропусков!) всем рекомендациям психологов и педагогов-авторов «Родного букваря». Именно такой порядок, то есть последовательность восприятия информации, создаёт естественные условия для хорошего понимания и запоминания материала. Для взрослых, которые любят вопрос «почему?», поясним.

Есть в жизни обязательные нормы, например обязательный путь приёма пищи. Есть нормы и правила при восприятии интеллектуальной пищи — информации.

Вам, уважаемые взрослые, не покажется этот путь пустяком, если вы понаблюдаете, как важно ребёнку всё прожить: потрогать картинку, «понюхать» траву и цветы, представить своё личное там (в образе) путешествие, пребывание. Ребёнок мысленно (и без нашего предложения) выберет себе костюм и роль, дело и друзей, способ поведения и речи, идеалы добра и в «своей сказке» будет тренировать и отшлифовывать близкие его душе и его генетической природе принципы жизни и самовыражения. Для него эта виртуальная игра — настоящая жизнь души и Духа! Для психолога- родителя такие занятия детей всегда радостны, так как они понимают, что в это время происходит подготовка души ребёнка совершать те или иные действия. Не стремитесь ускорить процесс психологического проживания ребёнком информации, сократить время игры и скорее обратиться к письму, чтению, то есть, с точки зрения взрослого человека, к настоящей работе по выполнению домашнего задания. Не торопите дитя: играя, проживает ребёнок НАСТОЯЩУЮ жизнь, потребную его уникальной душе. Он её познаёт, узнаёт, он её разворачивает во времени и пространстве. Он работает с важнейшим инструментом мозга — правой лобной долей. Только она обеспечивает функцию проектного мышления. Это самое главное психическое состояние в ходе учёбы! И если вам хватит мудрости это понять, вы истинный родитель-воспитатель и Учитель. Вы направляете питание «оси» ЧЕЛОВЕКА! Ибо В‑ОСЬ-ПИТАНИЕ — важнейшая цель «Родного букваря»!

Этот учебник соответствует гендерной природе девочек и мальчиков: он правильно воспитывает как психику девочек, так и психику мальчиков. Смело называйте его природосообразным учебником! Ключевые образы соотносятся так: в 3-х томах «Родного букваря» размещены 32 сильных мужских образа (богатыри, герои сказок). В 3 раза меньше женских образов (героини сказок, легенд). Их всего 10. На 21 картине представлены коллективные сцены (образы городов, построек, народных массовых гуляний, торгов и т. д.) и образы природы. Это означает, что «Родной букварь» закладывает столь важное понимание необходимости социального лидерства и преобладания в обществе мужского начала, ответственности за порядок, нормы, законосообразность жизни, превалирующей роли мужчин в истории, обществе, семье. Это важная составляющая, призванная скорректиро-вать сложившееся в системе образования «впечатывание» женской модели восприятия мира и поведения мальчиков. При этом тёплые материнские,  лиричные женские образы формируют понимание естественной роли женщины как вдохновительницы деяний мужчины, его помощницы, жены, подруги, сестры, покровительницы тепла и уюта, дарительницы красоты и сказочности, хозяйки домашнего очага, кормилицы и воспитательницы. Современные девочки нуждаются в изучении их прав и обязанностей в семье и обществе.

Художественные образы в «Родном букваре» выполняют также роль эталонов красоты и гармонии, которые воспитывают вкус, дают высокие образцы выбора нравственной тематики. Они же задают направление детскому творчеству как в композиционно-художественном аспекте, так и в их ценностно-целевой (аксиологической) и высоко­нравственной поведенческой (акмеологической) направленности. Воспитание желания подражать положительным героям, поступать сообразно своим идеалам — исключительно важная задача нашего времени.

Рождающиеся в наши дни особенные дети способны видеть нас насквозь, чувствовать наши ценностные намерения и выбирать нас по качеству наших мыслей. Потому и не хотят порой учиться, что стремятся беречь честь смолоду и нуж­даются в честных духовно-нравственных установках изначально.

Общение с «Родным букварём» настраивает ученика на высокие нравственные и жизненные ценности. Вы скоро обнаружите, что ваш ребёнок хочет быть похожим на богатыря, то есть сильным и смелым, или на героя сказок — находчивым, умелым, любимым своим народом. Не препятствуйте фантазиям ребёнка! Его душа в работе с «Родным букварём» формирует его собственные идеалы и планы жизни. Чаще всего чистая душа ребёнка входит в резонанс именно с тем образом, который ей созвучен, то есть близок и понятен. Такой образ, подобно камертону, настраивает ребёнка на него самого, на его цель в жизни и помогает найти ответ на вопрос: «Каким я хочу быть?». Это глубинная психология. Если человек душою делает выбор нравственных норм жизни в столь раннем возрасте, то можно не волноваться за него: он не потеряется в жизненном море возможностей!

В «Родном букваре» затронут ряд глубоких психологических вопросов и в присущей любознательным детям форме (стихи, рисунки, игры) предоставлена посильная возможность найти на них позитивные ответы. Назовём ряд таких вопросов.

Кто я в этом мире? Как мне относиться к Природе, животным, родным людям? Какова роль семьи и рода человека? Есть ли Бог? Как заслужить уважение? Каким я могу быть? Есть ли у меня обязанности? Есть ли у меня права? Что во мне ценят люди?

Какими качествами должен обладать мальчик? Какими качествами должна обладать девочка? Что такое дружба? К чему приводят трусость и страх? Какова роль доброты? Какова роль красоты? Что значит быть смелым и сильным? Как помогать друг другу? Как трудиться? Как заниматься спортом и отдыхать?

В человеке концентрируется и материализуется любая энергоинформация, которую он выбирает для себя и принимает. Авторы «Родного букваря», будучи также авторами ряда периодических систем законов, соотнесли каждое слово, образ, текст с Всеобщими Законами Мира, специальными законами психики и здоровья человека, чтобы всё в этом учебнике воспитывало лучшие человеческие качества, мечты, намерения, цели, действия ребёнка и накапливало в нём позитивную психическую энергию для самореализации в жизни.

В букваре отсутствуют негармоничные и мультипликационные образы, извращающие природные пропорции и цвета. Принципиальной идеей букваря является наличие в нём только художественно исполненных образов в пропорциях Золотого сечения. Именно эта пропорция является гармонизирующей для глаза, мозга и психики человека. Это конструктивная пропорция устройства Мира, планеты Земля, Природы и человека. Ежедневное общение с Золотой пропорцией на страничках «Родного букваря» формирует хороший эстетический вкус, естественные выборы ребёнка в направлении красоты и является щитом его интеллектуальной безопасности. Каждая страничка учебника создана так, чтобы соблюдались законы психики человека, главные среди них — законы самоорганизации психики человека. Современная наука доказала, что правильная психологическая презентация материала вовлекает в естественное познание такие важные для здоровья процессы, как самоорганизация творчества человека, самоорганизация биохимического, энергетического, информационного гомеостаза психики. Они — оплот здоровья ребёнка!

Вот как глубоко в природосообразной организации учебников и уроков скрывается секрет целостной работы левого и правого полушарий мозга человека, а также оздоровления всего организма ребёнка в школе! Такой адекватный природе ребёнка учебник (биоадекватный) выстраивает психические и интеллектуальные процессы через творчество и запускает самоорганизацию эволюции психических процессов всей системы «человек». Эта цепочка психических процессов соответствует законам становления здоровой психики человека и служит надёжным щитом человека от вредоносной, чуждой, разрушительной информации. Это является фундаментом более тонких процессов духовного созидания личности. Вот что такое потенциальная интеллектуальная безопасность для ребёнка. Мы глубоко исследовали познавательные процессы и убедились, что только природосообразная презентация учебного материала способна защитить ученика от информационных потоков, формирующих хрематическое сознание (бездуховного стяжателя, потребителя) и разрушение личности.

Так в «Родном букваре» наряду с основной задачей обучения решаются злободневные вопросы оздоровления познавательных, телесных, психических, духовных, нравственных, художественно-эстетических составляющих личности ребёнка.

Мы глубоко убеждены в том, что школа является духовно-нравственной колыбелью подрастающего поколения граждан. Родителям и учителям, воспитателям и психологам не безразлично, какую интеллектуальную «пищу» получают дети в колыбели для своего роста и становления. Предлагая ребёнку учебник, помните, что вы ставите на кон его здоровье, судьбу и жизнь.

 

Наталья Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук.
г. Москва. noosferiana@list.ru

Категория: №10(111)2013 | Добавил: winch (04.11.2015)
Просмотров: 1085 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024