После пикета в поддержку принятия закона о Родовых поместьях, проведённого в конце мая в Казани, и автопробега Новосибирск — Москва, посвящённого этому же вопросу, как федеральные, так и региональные власти проявили внимание к создателям экологических поселений. В Госсовете Татарстана готовится к рассмотрению на осенней сессии региональный закон о Родовых поместьях.
…Пока ещё и чиновникам, и широкой общественности не до конца понятно, что Родовые поместья — это не способ интеллигентных горожан сбежать от городских проблем и не форма производства сельхозпродукции. Родовые поместья — это созревший в недрах Русской цивилизации (движение развивается не только в России, но во всех странах ближнего зарубежья, включая Прибалтику) ответ на глобальные вызовы современности.
Кризис сегодняшней цивилизации имеет системный характер. Он затрагивает не только хозяйственные и финансовые аспекты, но и нравственные, экологические, культурные, мировоззренческие, поэтому его разрешение невозможно на пути частных изменений. В стране необходимо создать росток общества другого типа — социальное пространство, основанное на принципах гармонии, сотрудничества, взаимопомощи. Оно должно быть защищено государством от влияния существующей системы. Основой новой общественной организации должны стать семейные хозяйства в форме Родовых поместий.
Уже в самом названии «Родовое поместье» заключён вызов безнравственности современной глобализации. Родовое поместье — место Рода. Сколько усилий приложили заправилы информационного хаоса, чтобы стереть из памяти людской само понятие Рода (а впоследствии и семьи) и всего, что с ним связано, — чести, верности, уважения к старшим, заботы о младших, гордости своим Отечеством и любви к своей Родине. Но Родовые корни и Родовая память оказались сильнее. Люди хотят вернуть себе свою Родину, не как некоторое абстрактное понятие, а как малую родину — конкретный участок земли, о котором они будут заботиться. Родины не бывает на 6 этаже 9-этажного дома. Родина — это земля, где твой дед посадил дерево, а отец построил дом, куда твоя мать пришла невестой, где ты был зачат и родился, где родились и росли счастливыми твои дети.
В согласии с природой
В материальном смысле Родовое поместье — это неделимый надел земли размером не менее 1 га, который должен безвозмездно выделяться каждой желающей российской семье или одинокому гражданину в пожизненное пользование с правом передачи по наследству. Он способен обеспечить семью самым главным — чистым воздухом, водой, питанием, а также стройматериалами, топливом, одеждой и доходом от продажи излишков.
В этом месте надо пояснить особо. Создателей Родовых поместий одни подозревают чуть ли ни в том, что они собираются стать новыми крепостниками, а другие — в том, что собираются в непосильной работе загнать себя и свою семью. Ни того, ни другого не требуется, если при хозяйствовании не бороться с природой, а сотрудничать, понимая её законы и имея долговременную стратегию. Например, зрелый кедр в сезон даёт урожай около 15 кг орехов, что за 500 лет его жизни составит 2–3 тонны. При сегодняшней цене 90 руб./кг его продажа принесёт 700 тыс. рублей. А трудозатраты — посадить одно зёрнышко.
Хозяйственный уклад в РП основан на природосбережении, создании целостной самовосстанавливающейся и самоподдерживающейся биосистемы (биоценоза), в которой каждый элемент имеет практическое значение. Около половины участка должен занимать лес. Лес — это топливо, стройматериалы, это грибы, ягоды, листовой опад, удобряющий почву вместо минеральных якобы «удобрений». Лес сохраняет влагу в почве и даже притягивает воду (особенно осина, ива, дуб), поднимая уровень грунтовых вод, а также создавая условия для атмосферных осадков. Также в структуру Родового поместья входит пруд с зеркалом 1–2 сотки, который создаёт микроклимат, меняет влажностный (роса) и температурный (вода долго нагревается и долго отдаёт тепло) режим участка. Что даёт растениям дополнительные два часа комфорта в жаркий день и продлевает вегетацию на 2–3 недели в межсезонье. Что в нашем климате, согласитесь, не лишне, и избавляет хозяина от частых поливов.
Современные аграрные технологии — химизированные и механизированные — истощают почву и вызывают эрозию, требуют всё больших капиталовложений и всё равно выводят пашню из оборота сотнями тысяч гектаров. Природосберегающие технологии Родовых поместий повышают плодородие, восстанавливают почву. В долгосрочной перспективе только у них есть будущее.
Хорошо забытое старое
Сейчас много говорят об инновациях и модернизации страны. Но понимают под этим почему-то только импортные технологии, которые требуют больше компьютеров, наноматериалов, денег. Например, компьютерный капельный полив — это инновации, а возрождение системы Овсинского — архаика. Сторонники пермакультуры, например, известный австрийский фермер Зепп Хольцер и его многочисленные российские последователи достигают того же результата, что и при капельном поливе, созданием высоких гряд, внутрь которых закладывают древесные стволы и ветки. Продуваемая ветром, гряда внутри себя в прохладе конденсирует влагу, которой по необходимости питаются растения. Соломенная мульча не даёт влаге испаряться. Наверное, на вид это не так круто, как компьютеры с датчиками, но работает. А, кроме того, наклон гряды на юг позволяет ей эффективней накапливать тепло (ранняя всхожесть и устойчивость к заморозкам), перегнивающая органика увеличивает плодородие и ещё на 3–4О градуса поднимает температуру. Растения на склоне не затеняют друг друга, а с обратной стороны гряды могут произрастать тенелюбивые растения.
Интересно, что 15 тыс. лет назад жители древнего Тиауанако разработали похожую «технологию поднятых полей», которая не снижает плодородие почвы, а увеличивает его. В последние годы некоторые из этих полей были культивированы совместными усилиями археологов и агрономов. Оказалось, что на этих экспериментальных участках картофель даёт втрое больший урожай, чем на наиболее продуктивных современных полях. Так что же такое инновации?
Движение создателей Родовых поместий — это тысячеголовый коллективный разум, который уже 10 лет воскрешает народные традиции жизни и хозяйствования и при этом без устали перелопачивает терабайты современной информации в поисках технологий дружественного к природе производства, экологического строительства, альтернативной энергетики, гармоничного устройства общественных отношений.
От чистого к полноценному
То, что сегодня называют экологически чистыми продуктами, — это всего лишь продукты, в которых нет вредных для организма веществ. Родовые поместья позволяют пойти дальше — в восстановленной природной среде, на почве, богатой микроорганизмами и микоризой, во взаимодействии с другими видами растений (одни отпугивают вредителей, другие приманивают опылителей, третьи вытягивают корнями воду, изменяют состав почвы) растения дают плоды, которые правильно называть биологически полноценными. Обогащёнными витаминами, микроэлементами, эфирами — по-настоящему дарующими жизнь, целебными. А ведь те яблоки, что лежат сегодня на прилавках супермаркетов, только по виду похожи на яблоки, но их химический состав очень отличается от состава яблок 30-летней давности. Поэтому мы и переедаем: организм чувствует голод, а утолить его нечем.
Стоить биологически полноценные продукты из Родовых поместий будут дорого. Я говорю «будут», хотя такие продукты уже есть, но ещё общество должно созреть до понимания их ценности, а не сравнивать морковку, 30 лет выращиваемую из своих семян, с голландскими гибридами и мутантами. Но когда общество поймёт ценность продуктов из Родовых поместий, даже небольшие их количества, производимые без эксплуатации земли и надрывного труда, дадут семье достаточный доход. Тем более, что основные потребности её будет удовлетворять само поместье.
Да и потребности эти невелики, поскольку относятся к демографически-обусловленному спектру. Ну не может человек съесть больше 5 яблок или больше килограмма мёда. А вот потребности деградационно-паразитического спектра (типа соревнования в весе бриллиантов) могут расти безконечно. Именно на удовлетворение этих потребностей сегодня тратится большая часть ресурсов земного шара.
Возвращение любви
Но главным результатом создания Родовых поместий должно стать возрождение и сохранение в семьях чувства любви. Даже на физическом уровне «в здоровом теле — здоровый дух». Чувства полноценней и долговечней у мужчин и женщин, полных здоровья, а не разрывающихся между стоматологом и неврологом. Но дело ещё и в другом. В городе муж и жена с утра разбегаются по разным работам, и не только времени у них остаётся мало друг на друга, но и векторы их устремлений различны, они всё больше отдаляются друг от друга. Родовое поместье — общее дело супругов, в котором нужна и мужская рациональность, и женская интуиция. И у обоих есть возможность восхищаться друг другом. И то, что они вместе создали, всегда будет окружать супругов, освежая и усиливая их чувства.
А от любви рождаются дети особенные — сильные, светлые. И желанные, конечно. Они и есть продолжение Рода, ради них всё и задумывалось. Сегодняшние дети в общении с мёртвым миром вещей быстро утрачивают живость восприятия и к наступлению взрослости всё больше становятся похожи на биороботов. Как честно признался бывший министр образования Фурсенко, советская система образования ошибочно готовила из людей творцов, а сегодняшняя исправляет этот недостаток, делая из них потребителей. Создателей Родовых поместий такая перспектива не устраивает. Наши дети растут в общении с живой природой, которая всегда нова, неповторима, наполнена страстью и движением. Которая являет собой материализованную мысль Бога. Поэтому дети из Родовых поместий сохраняют живость мышления и чувств, которые им помогают, в том числе, и в освоении не таких уж сложных устройств технократического мира. Это напоминает ситуацию с языком в Татарстане: русские дети знают, в основном, только русский язык, татарские дети знают как русский, так и татарский языки, что помогает им развивать языковое чутьё и даёт больше свободы в общении (и занятии государственных должностей). Также и городские дети знают только технократический мир, будучи оторванными от мира живого. Дети из Родовых поместий имеют действительный выбор — могут сравнить оба мира и использовать лучшее из каждого из них.
Создание Родовых поместий: практика
Энтузиасты создания Родовых поместий у нас в Татарстане сегодня осваивают более 10 площадок размером от 50 до 300 га. Это такие поселения, как Светлое, Светлогорье, Ладушки, Красная горка и другие. Есть и отдельные Родовые поместья, чаще их создают сельские жители, которые обустраивают свой родительский дом.
Созданием Родовых поместий практически в нашей республике занимается несколько сот семей (сочувствующих и желающих гораздо больше). Они высаживают живые изгороди и сады, Родовые деревья (долгоживущие кедры и дубы). У некоторых уже есть пруды и высокие гряды. Многие построились, используют как деревянные срубы, так и технологии лёгкого самана, соломенных блоков. Вопросы электроснабжения решаются как проведением ЛЭП, так и с помощью разных альтернативных методов — солнечных батарей, ветрогенераторов. Многие поселенцы держат пчёл — их в поселениях, на мой взгляд, уже слишком много, надо делать выносные пасеки. Уже получаем плоды со своих садов, а грибы и ягоды просто некуда девать (это пока, уже налаживаем систему сбыта).
Общей бедой являются дороги. Если летом при жизни в дачном варианте лесные и полевые дороги всё-таки проходимы, то для самых активных, кто уже зимует в поселениях, дороги необходимы жизненно. И в этом вопросе, конечно, нужна помощь государства.
Создатели Родовых поместий не замыкаются внутри своих поселений, мы активно общаемся и делимся опытом не только внутри республики, но и по всей стране. В Казани ежегодно осенью проводится Межрегиональная конференция, на которую с удовольствием приезжают представители всех регионов Поволжья и Урала. Набирает силу и популярность летний фестиваль. В республиканских и районных праздниках принимают активное участие наши творческие коллективы, возрождая как старые кадрили и хороводы, так и исполняя новые жизнеутверждающие песни Солнечных бардов.
Закон о Родовых поместьях
Некоторые группы наших единомышленников, натолкнувшись на различного рода препоны, вышли за пределы республики. Выходцами из Казани основано поселение Лесная поляна в Звениговском районе Марий Эл, а челнинцы в Удмуртии возродили деревню Русский Сарамак. Оба поселения быстро развиваются, и жалко, что из-за отсутствия в правовом поле понятия «Родовое поместье» Татарстан потерял такую активную и жизнерадостную молодёжь.
Вопросы оформления земли и обустройства Родовых поместий решаются так, как позволяют существующие законы — о крестьянско-фермерском хозяйстве, личном подсобном хозяйстве, дачном некоммерческом партнёрстве. Но все эти формы не охватывают полностью задач Родового поместья, они ориентируют граждан на извлечение прибыли, а не на заботу о земле и о гармоничном развитии общества и человека. Законы не разрешают растить лес на земле сельхозназначения, требуется много разрешений на строительство прудов, жилых и хозяйственных построек, инженерной инфраструктуры. Поэтому необходим отдельный закон «О Родовых поместьях», который учтёт все особенности этой новой, непривычной пока формы бытия человека.
Проект закона сейчас разрабатывается комитетом ГС РТ по экологии, природопользованию и аграрным вопросам, который возглавляет депутат Валерий Павлович Васильев. Его деловой подход позволил сразу выделить главные приоритеты — только придание поселениям из Родовых поместий статуса населённых пунктов позволит решить их главные проблемы, сделает их полноправными участниками жизни государства.
Изучив аналогичные законы, принятые законодателями Белгородской и Брянской областей, Краснодарского края, Валерий Павлович пришёл к выводу, что они имеют скорее рамочный и декларативный характер. Хорошо, что эти законы появились и ввели в правовое поле новое понятие, но Татарстан может пойти дальше, создав закон прямого действия, который будет предписывать, как именно и в какой срок должны властные структуры выполнять процедуры предоставления земли, выдачи разрешений и т. д. — без отсылок к дополнительным постановлениям исполнительной власти.
Валерий Павлович — сам садовод и грибник, любитель природы, к тому же окончил сельскохозяйственный институт. Поэтому очень порадовали его слова, обращённые к представителям министерств, вошедшим в рабочую группу: «Вы же видите, что это приходят на землю интеллектуалы. Не надо их учить, как жить. Надо дать им возможность жить и хозяйствовать так, как они задумали».
Экспертом по вопросам малых хозяйств выступил известный в Татарстане фермер, экс-депутат Госсовета Мурат Сиразин. Он тоже давно выступает за развитие малых населённых пунктов — хуторов — и не без оснований видит здесь перекличку с идеей Родовых поместий. Мы с ним быстро нашли общий язык, многим поселенцам — выходцам из города — есть у него чему поучиться в ведении хозяйства.
Будущее России
Но есть и некоторые различия. Далеко не все создатели Родовых поместий будут фермерами. У нас уже есть молодые ребята, которые живут в поместьях и ведут через Интернет свой бизнес, занимаясь программированием, дизайном и созданием веб-сайтов. Родовое поместье — это место для жизни, на него имеют право не только фермеры, а люди любой профессии. Тургенев романы писал, а я — сказками занимаюсь. Сейчас, когда движение стремительно расширяется, приходят новые люди, многие поселенцы, имеющие опыт обустройства на земле, ведут семинары и вебинары. И это находится в русле идеи.
В современном неустойчивом, стоящем на пороге перемен мире, главные ценности уже не нефть и золото, а продовольствие и знание. Знание, как жить. И Россия, новая Россия, расцветающая от Родовых поместий, — даст это знание, покажет миру другой путь. Не путь технократии и эгоистичного хищничества, ведущий цивилизацию в пропасть, а путь сотрудничества с природой и социальной гармонии. Уже сейчас в среде создателей Родовых поместий нет разногласий по конфессиональным и национальным признакам, кичливости и снобизма по поводу богатства и образования. Всё это мелко и в прошлом. Перед нами стоит огромная задача переустройства страны и мира, которую решить мы можем только вместе.
Валерий Мирошников. Селение Родовых поместий Светлое, Татарстан. |