Суббота, 20.04.2024, 10:42Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №10(087)2011

Волшебные кольца России

Продолжение. Начало в № 9 (86).

Ещё один орловский «Гамаюн с женским лицом» — вещая птица, сказывающая былины и историю предков.

«Орёл с мечом» — символ карающей царской «длани» (руки). У всех народов орёл — символ царской власти, спутник богов и их мелкий порученец по щекотливым делам (ну, кому печень поклевать — кому что боги пожелали). Вспомните летящего в «пике» на добычу сокола — символ рода Рюриковичей («трезубец»).

«Лебедь». Узор нанесён хорошо просматриваемыми штампами, набор которых у мастера был большой (судя по разным штампам крыльев). Кстати, верхнее крыло больше нижнего по размеру. Очевидно, здесь сказывается соблюдение правила — «на магическом поле не должно оставаться пустого места». Это кольцо, в отличие от «Гамаюна», создавал человек, хорошо знающий принципы магии и сам являющийся ювелиром. Здесь нет «лишней детали» — «пера». Да оно здесь и ни к чему — богиня любви Лада (Леля и др.) не нуждается в мелких исполнителях. Кольцо «Лебедь» — древнее пожелание присутствия Лады рядом с человеком. Согласно закону подобия магии, изображая часть (или символ, или «ипостась») образа, мы притягиваем его.

Заканчивая птичью тему, хотим порадовать читателя смешным изображением «Двуглавый орёл со звездой». Не правда ли — довольно вольное обращение с государственным символом?

Следующие по частоте распространённости на Орловщине — печатки с изображением воина. Находки в разных местах Орловской области совершенно одинаковых перстней «Воин с зерцалом на груди» говорят в пользу того, что подобные кольца носили воины одного ранга. Воин изображён в левосторонней стойке с небольшим приседом на заднюю ногу (широко используемая в средневековой Европе стойка). В левой руке он держит короткое копьё — сулицу. А вот что находится в правой руке — неясно. Можем сделать предположение. Для этого вспомним Александра Невского — обоюдорукого воина. Держа в одной руке копье, а в другой — меч, он умудрился (несмотря на разницу в длине оружия) «боковым заходом чиркнуть по лбу закованного в латы магистра» Шведского ордена, что и решило исход поединка. Рисунок на перстне проясняет этот момент боя — в руке было именно короткое метательное копьё. Тогда наш воин в правой, «поднятой», руке держит меч. Но это лишь догадки, говорящие о популярности такой техники боя на Руси.

«Воин в доспехе, держащий одну из трёх змей, выползших из-под предмета». Форма предмета сильно напоминает надгробия средневековий — вертикально врытая плита с закругленными краями и положенная горизонтально вторая плита — тул. Тул — особая форма предмета, предназначенного для сидения короля и его придворного предсказателя — «Тула». Король, как «помазанник» богов, считался также способным к предсказаниям, как и Тул (по Скандинавской мифологии). Оба частенько принародно «советовались» с предками, сидя на надгробиях с тем же названием — тул. Испокон веков, от Европы до Сибири, камнями вымащивали маленькую площадку над могилой «колдуна». Что означает данный сюжет перстня, сказать сложно, но о его большой значимости для владельца говорит материал кольца — серебро.

«Воин с рунами Тейваз (стрела)», Орловская обл. Не задумывайтесь над такой странной головой, — она вполне соответствует рыцарскому шлему с поднятым забралом («личиной»). А вот точно такой сюжет перстня, но «резанного», из Калужской области, XV–XVI в., исключает мысль о том, что руки «не приделали воину по лености». Мастера делали их в разных местах и в разной технике, но сюжет совпадает, вплоть до «странной» головы. Руны здесь означают не просто уравновешенность. Стрелка вверх — Тейваз, или Треба — осознание необходимости жертвы себя ради исполнения «предначертанного». Это полная, самоотверженная готовность пройти через жизненные уроки. «Перевёрнутая» руна далеко не всегда означает что–то плохое — противоположное. Об этом говорит в первую очередь то, что не все руны имеют «перевёрнутое» значение. В данном случае она гласит: «Достичь движения вперёд ты, воин, сможешь, если сбросишь сзади груз старых представлений о том, что когда-то имело для тебя значение». Очисти сознание от прошлого — сосредоточься на сегодняшнем реальном кармическом уроке, и ты обретёшь свой путь, тебе откроются все дороги. Одна ведунья сказала про этот перстень: «Воин — отражающий стрелы». Это неточно: ему не нужны руки, он поднял забрало, он знает Путь, и никакие силы — стрелы его не «найдут».

«Воин с Древом». При нехватке фактического материала авторы приводят свои образные ряды, поскольку после просмотра множества подобных перстней у них сформировалось устойчивое представление. Бездоказательно, на рассуждениях и медитации: в горах Монголии с XIII по XIX век население упорно выбивало на камнях одну и ту же пиктограмму «Мать-Олениха рожает семерых (по очереди) детей. Чингиз-Хан был седьмым в роду. Создавая этот рисунок, монголы вновь и вновь надеялись на рождение в их роду «Великого воина». Это как слова: «Да будет так!» Возвращаясь к перстню: Древо — символ Живы, пронизывающий всё мироздание; подаренный другу, такой перстень говорит: «Ты Воин, но пусть Жива всегда будет с тобой! Живи!»

«Воин, держащий поверженного зверя». Печные изразцы XV–XVII веков иногда дают хорошие подсказки для расшифровки перстней: сюжеты там часто сходны, и, что важно, иногда подписаны. В средневековье на Руси ходил книжный «бестселлер» «Похождения Бовы-королевича». Берём на себя смелость утверждать, что сюжет данного перстня должен называться «Бова-королевич повергает…» — таков был сюжет одного из московских изразцов XVI века, известных нам по описанию.

При раскопках конюшен Большого дворца в Царицыне был обнаружен серебряный перстень. «Всадник с саблей и плащом». Московские археологи логично рассудили, что, скорее всего, он принадлежал царскому «стремянному». Подобные перстни встречаются по России нередко, стремянные были не только у царя.

Немного о звериных сюжетах. Британские учёные Х. С. Лондон, Т. Вудвок, М. Робинсон в своих работах пишут, что для самоидентификации владельца и сообщества подчинённых девизы, гербы часто изображались простыми предметами или «бестиями». Набор предметов на вымпеле рыцаря они так и называли — предметный девиз. «Бестиарии», или, как их называли на Руси (переводы с греческих вариантов до XIV века), «физиологии», являются сборниками статей о животных (мифологических в том числе) и «каменьях». Содержат басни с символическим толкованием свойств зверей. К сожалению, — в чисто христианских традициях.

«Лев с молотами» часто встречается на печатках. Бестиарии наделяли его качествами храбрости, благородства, непобедимости. Крылатый лев — философский огонь, солнечный свет. В геральдике Западной Европы это самый популярный образ рыцаря. Часто выступает в качестве солярного знака в астрологии. При использовании зверей для обозначения сторон света ему достаётся Восток. Он неусыпный страж, басни бестиариев приписывают ему способность видеть с закрытыми глазами. То, что льва изображали на перстнях в деталях не совсем соответственно, легко объяснимо — мастера никогда не видели его воочию (параллелей таких сколько угодно). Басни приписывают ему способность к покаянию после совершения ратных дел. Однако на шинке мы видим руны — два «Молота Тора» у него за спиной — оружие бога воинов Тора-Перуна.

По перстням со зверями можно было бы продолжать долго говорить («инорог» — единорог, «грива» — грифон и др.), но особенно хочется сказать об одном:

«Лютый Зверь» — очень древнее, но произвольное название. На изразцах XVII века такая подпись стоит даже под изображением Единорога. Множество сюжетов с ним нам так и хочется назвать «Семаргл» — огненный, крылатый пёс, охранник селения у славян. Морда его чаще похожа на собачью и тело тоже, а что хвост львиный — так и крыльев у собаки обычно нет. (Вообще, неблагодарное это занятие — пытаться дать имена бестиям с перстней — уж больно представление о них было различно и зависело от личных знаний). Ничего, что зверь лютый, зато он благой для общества. Языческий бог был переименован, а его образ продолжали использовать «по-христиански». «Добро должно быть с кулаками? Нет, добро просто должно быть» — золотые слова. Церковь тоже может менять своё мнение в зависимости от условий. Когда-то патриарх Сербии лично вёл в бой объединённое войско князей против турок-мусульман на Косовом поле.

Попадаются перстни и с чисто христианской символикой.

Сахаров Михаил, Труфанова Екатерина

Категория: №10(087)2011 | Добавил: anna (15.11.2015)
Просмотров: 922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024