Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребёнка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, её голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — всё это называлось и называется ёмким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (поучающие) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребёнка в тот период, когда у него ещё не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребёнка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; 3–6 мес.; 6–9 мес.; 9–12 мес. Новорождённый растёт «не по дням, а по часам», интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и рук, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общении со взрослыми.
Для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевёртыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребёнка по-разному, в зависимости от возраста.
Пестушки
«Пестовать» в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребёнка.
Когда грудной ребёнок агукает или гулит, то говорят:
Поёт, поёт Соловушек!
Поёт, поёт Молоденький!
Молоденький, Хорошенький,
Хорошенький, Пригоженький!
Чтобы успокоить плачущего ребёнка, припевают:
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесёт орешки —
Тебе для потешки!
Купая ребёнка, приговаривают:
Водица-царица,
Всем помощница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!
Шла баба из заморья,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
а Ванюшке весь кузовок!
Водичка-водичка,
умой Ване личико.
Чтоб глазки...,
чтоб щёчки, чтоб ротик...
Лаская ребёнка, поют:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
Ой, ты мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
сиреневый кусточек!
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Делая лёгкий массаж ребёнку, поглаживая спинку:
— Хомка-хомка, хомячок,
Покажи мне свой бочок.
— Нет, не покажу,
я на нём лежу.
(переворачивают ребёнка на другой бок).
При кормлении малыша стараются отвлечь песней:
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зелёном, на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!
Когда ребёнок начинает садиться:
Сидит Глебушка на дубочке,
Развесивши грибочки.
Подошёл баран,
Глебку бац рогами,
Глебка вверх ногами.
(опрокидывают ребёнка на спинку, потом опять сажают).
Учат ребёнка ходить, придерживая за ручки, — напевают:
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ, топ…
А таточки, таточки,
Встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Топ, топ, топ, топ…
Когда ребёнок просыпается и потягивается, его гладят по животику со словами:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
Потягушки, потягушки,
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу ещё могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — всё это придёт к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь лёгкими массажными движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок».
Или:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперёк толстушечки,
Руки-хватушечки.
Ноги-бегушечки».
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и другое — все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!»
Происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша.
Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеётся и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т. п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т. п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т. п.).
Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
Полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой. Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка. Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребёнка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки,
Где были? — У Аннушки.
Что ели? — Оладушки.
Где оладушки? — Съели ...
Нет оладушек!»
(Руки ребёнка разводятся в стороны). Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Панечке:
Ладушки-ладушки,
Где были? — У Панечки.
Что ели? — Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки малыша разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что, играя, ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т. п. Например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребёнку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками:
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идёт о нём. Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается). Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идёт,
Кукла Танечка идёт,
Ни за что не упадёт!
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые не только понятны им по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т. п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребёнком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»
Одевая ребёнка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
Пришёл кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Любовь к ребёнку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
Важно, чтобы мама при этом улыбалась и её речь была очень эмоциальна:
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...
С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойдённый «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и других в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Все её любят,
Все её голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки и водить хоровод.
Прибаутки
В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Ещё больше этих особенностей — в прибаутках. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет, и они предназначены для малышей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определённые представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют, как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
Собака на кухне
Пироги печёт.
Кот в углу
Сухаpи толчёт.
Кошка в окошке
Платье шьёт.
Курочка в сапожках
Избушку метёт.
Прибаутки следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр даёт прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребёнка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребёнку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т. д. Слово «продаёт», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздаёт». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят её. Завершить такое занятие можно словами: «А нашей Галеньке — в ручку. Угощайся, Галенька, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным матрёшкам или деревянным механическим игрушкам, где всё ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — всё наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встаёт, голосисто поёт», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т. д.:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Небылицы
Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевёртыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребёнка в правильном восприятии и ощущении мира.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребёнку, нежность, заботу, веру в то, что он растёт здоровым и красивым, сильным и умным. В небылицах нет никаких назиданий, однако они приобщают детей к поэтическому слову, обогащается их духовный мир.
Любовь Павлова, кандидат психологических наук.
http://shishkinles.ru/parents/internet/Ladushki/Pestushki/ |