Взяться за перо меня заставила статья «Справедливое общество» («РЗ» № 6, 2017 г.). Тема, затронутая в этой статье, мучает меня с тех пор, как я стала матерью. Теперь у меня шесть правнуков. Пережив в раннем детстве страшный голод во время войны и после неё, знала, что в жизни может случиться всякое, а потому дети должны быть не только образованы, но способны уметь и не бояться взяться за любую работу, иметь твёрдую моральную и душевную установку, быть достойными членами справедливого общества.
Так вот, с детьми у меня всё получилось. Но тогда было другое время. Согласитесь, что и люди были совершенно других нравов, и школа была такая, какой теперь уже не бывать. Скептикам здесь впору улыбнуться, мол, в молодости и трава зеленее и деревья выше. Тем более, что пишет-то 80-летняя бабуля с семилетним образованием. Но посудите сами: смогли бы мы с мужем, являясь простыми работягами, дать хорошее образование пятерым детям?! Вот вам и школа, и здоровое окружение, и безплатная медицина, и нехватка рабочих рук в стране вместо безработицы.
Газета «Родовая Земля» для меня, как отдушина. Я рада, что есть люди думающие, понимающие и старающиеся на собственном примере показать, а может быть, и доказать, насколько пагубным оказалась оторванность человека от Земли-Матушки, что нужно и достойно работать на земле, заниматься физическим трудом.
Здоровья и терпенья вам, дорогие энтузиасты, творцы, патриоты, не бегущие ЗА БУГОР за лёгкой жизнью, создатели справедливого общества! Низкий вам поклон!
Трудно тому, кто уже решился и переехал на свой гектар. Не все выдерживают. Трудностей не перечесть. Особенно, когда нет навыка быть хозяином на земле, нет хотя бы небольшого стартового капитала, друзей, близких доброжелательных соседей. На селе так важна взаимопомощь. Поэтому одной газеты, выходящей один раз в месяц, мало. Насколько я знаю, желающих покинуть город много, но где можно селиться, как это сделать, чем заниматься на селе они не представляют. Нужна пропаганда. Идея на тему: родовая земля — не прихоть отдельных самодуров, она объединяет такие понятия, как справедливое общество, гарантия продовольственной безопасности страны, здоровые кадры для армии, для науки, патриотизм.
Для тех, кому непонятно, у кого не сходит с лица улыбка, приведу примеры. В начале XX века японская армия дошла до Байкала. Но это не означало, что она завоевала такую большую территорию. Японцы шли по железной дороге и близлежащим просёлочным тропам. Там, где они появлялись, вырезали и выжигали всех и всё. Крестьяне заранее уходили в тайгу, угоняли скот, увозили зерно, а потом, объединяясь в группы, уничтожали отдельные отряды японцев. В лес соваться японцы боялись. Жили они в вагонах и на вокзалах. Когда война закончилась, крестьяне вернулись к своим пепелищам. И представьте себе: ни банков, ни ипотеки, ни строительных материалов, ни автотранспорта, никаких правительственных программ, никаких строительных фирм не было. Спасла Земля-Матушка. Землянки стали временным жилищем, лес — лучшим строительным материалом. Появились у всех дома, лучше прежних, зазеленели поля. Топор, соха, собственные руки и землица — щедрая наша кормилица явились средством выживания.
Агафья Лыкова много лет прожила в тайге благодаря дарам земли. Ей были не ведомы курс рубля, цены на нефть и газ, санкции. Она не выживала, она просто жила.
А во время Второй мировой войны и в послевоенные, засушливые, неурожайные, голодные годы в Поволжье, шли и шли поезда, гружёные зерном и продовольствием, на фронт, в Поволжье из Сибири и Забайкалья.
Деревеньки, где трудились женщины, старики и дети — без техники, на лошадках, кормили всю страну. Сибирь, Дальний восток, Забайкалье были, если можно так выразиться, деревенскими. Здесь формировались дивизии для фронта. Почему-то замалчивают тот факт, что фашисты паниковали, если знали: против них стоит дивизия, сформированная в Сибири. Получается, что крестьянский мужик, умудрённый жизнью, выносливый, прекрасно обучаемый, не уступает горожанину, а превосходит его.
Некоторые засмеются: как может этот деревенский пьяница превосходить горожанина?! Так почему же деревенский мужик стал таким? Да потому, что он оказался не нужен государству в полном смысле этого слова. Мурыжат мужика со времён Никиты Хрущёва после того, как он съездил в Америку.
Мое поколение в полной мере ощутило на себе испытание хрущёвской кукурузой, разорение и уничтожение малых деревень, когда три колхоза объединяли в один. Весь скот, имущество гнали и свозили в одну кучу, образовывая хаос. Жилья для людей тех малых деревень в этой куче не оказалось. Имея свой дом в своей деревеньке, мужик был лишён работы. Заниматься частным промыслом было незаконно. И куда же бедному крестьянину было податься? Вот так было стёрто с лица земли большинство деревень. Такова была дальнобойная стратегия Н. Хрущёва.
Особенно остро чувствовалась хрущёвская стратегия по отношению к деревне, потому что незадолго до неё, дабы помочь деревне, в центральных областях вербовали людей для переселения в сельскую местность восточных регионов. Завербовавшимся предоставляли безплатный переезд, дом; колхоз выделял корову, а государство — подъёмные. Этот план успешно выполнялся. В мою деревню переехало пять семей горьковчан — по количеству пустующих домов. Все прижились.
Замечу, что такое внимание и помощь оказывали деревне в конце сороковых и в самом начале пятидесятых годов, когда в стране была глобальная разруха после войны. Потеряв большую часть мужчин на фронте, деревня всё-таки стала подниматься. Государство потратило немалые средства, помогая деревне. И вдруг Н. Хрущёв: кукуруза, разорение деревень, развенчание Сталина — круто! Но кто он, истинный Никита?!
367 поселений в 58 регионах — данные 2016 года. Это 6–7 семей на один регион. Эти люди называют себя поселенцами. А знаете ли вы, что раньше слово «поселенец» было ругательным? «Ах ты, поселенец, что ты натворил?», — ругалась моя мать. К поселенцам было негативное отношение. А всё потому, что таковыми были заключённые, отбывающие на вольном поселении последние год-два положенного срока. Место, где поселенцев было много, — на шахте, лесоповале — называлось рабочим посёлком, там могли работать и вольные. Когда заключённых в посёлке не оставалось, его называли просто — селом. Теперь все, кроме горожан, как-то незаметно стали поселенцами. Конечно же, я никого не хочу оскорбить, просто меня коробит это слово. Интересно, как теперь будут говорить: сельское хозяйство или поселенческое хозяйство?
Рада, что заговорили о необходимости создания проекта Федерального закона «О Родовых поместьях». Сколько людей — столько и мнений. Но все ли представляют, как это будет выглядеть в реальности? Согласитесь, чтобы создать закон, нужно иметь чёткое представление чего хотят люди; чёткое обоснование необходимости такого закона и возможности его реализации. Правительство страны на словах даёт понять, как оно радеет о благополучии народа. А потому необходимо обращение к правительству, поддержанное множеством людей, о необходимости максимального упрощения процедуры БЕЗПЛАТНОГО приобретения земельных участков для Родовых поместий, о необходимости проведения инвентаризации сельскохозяйственных земель и лесных угодий. Чтобы каждый имел доступ к информации о свободных землях несмотря на то, что такая информация постоянно меняется. Настоятельно требовать обратить внимание правительства на то, что региональные и муниципальные власти не считают приоритетным выделение земли нашим гражданам, а, наоборот, в неограниченных количествах продают землю иностранцам. Делается это просто и быстро. Надо напомнить правительству, что «благодаря» реформам наш мужик остался без накоплений. Дабы как-то исправить положение, надо признать, что человек по праву рождения, даже в младенчестве, имеет свою долю во всём: земле, недрах, лесах, водных ресурсах. Если уж человек имеет право на жизнь, значит, он имеет право на свою долю земли как источник средств существования.
Не это ли должно стать обоснованием принятия закона о безплатном выделении земли всем желающим трудиться на земле. Но без права продажи земли, если поместье не было постоянным местом жительства хозяина в продолжение определённого количества лет, если она не ухожена и не обработана.
Кто, как не «Родная партия», должна быть заинтересована поддержать на деле закономерное стремление людей преобразовать, изменить жизнь к лучшему. Надо понимать, что противников этой идеи будет предостаточно.
Вот пример реально существующего хозяйства, образованного, как ни странно, справедливым обществом. В Иркутской области, селе Хомутово при развале совхоза одна семья получила свою долю земли в несколько гектаров. Также вся техника совхоза перешла в собственность крестьянам в счёт задолженности по зарплате. Семья не растерялась, стала обрабатывать свои гектары. Делами, как самый трудоспособный, стал управлять сын. Так как один в поле не воин, сын предложил соседу объединиться. Дело пошло. К ним стали присоединяться другие соседи. Вот так, невзначай, совхоз возродился, но уже в другом качестве. Мужики стали работать на себя. А значит, работали с полной отдачей сил. Управлял делами всё тот же молодой 20-летний человек, на удивление способный и справедливый. К ним стали примыкать соседние деревни. Хозяйство разрослось на весь район. По общему решению большую часть дохода тратили на развитие хозяйства, строительство дорог, новых домов, благоустройство. Дело дошло до строительства школ, больниц. Честный труд, честное управление стали причиной больших возможностей. Вот вам пример справедливого общества! Особо заинтересованным могу назвать место нахождения этого хозяйства как доказательство, что это не выдумка.
Противники такому положению дел, конечно, найдутся. Ведь в целом районе свои мельницы, свой хлеб, производят и перерабатывают разнообразные продукты. Излишки уходят за пределы района по региону. Я к тому говорю, что Родовые поместья рано или поздно станут объединяться вот в такие общества, создавать комплексные хозяйства. Ведь создатели Родовых поместий могут состариться и стать неспособными обрабатывать землю, а земля должна работать, приносить дивиденды. Обрабатывать в одиночку гектар, а может быть два — под силу здоровым: нельзя поболеть или поехать отдохнуть. Старики могут уйти из жизни, а имение должно жить и ждать наследников бывших хозяев. Возвращаясь в Родовое имение, дети и внуки должны быть уверены, что их земля ухожена, а дом в порядке. Вот почему нужна организация. Дети, воспитанные в поместье, обязательно вернутся, потому что они представители справедливого общества, умеют и не боятся трудиться. К тому же они люди творческие, и их хобби тоже может приносить доход. А разумные мысли рождаются во время физического труда. Вспомните, сколько великих людей были выходцами из деревни!
Отрадно, что уже идёт разговор о необходимости федерального закона о создании новых населённых пунктов на местах разорённых деревень. Замечательно то, что такая инициатива идёт снизу, что переживает наш народ за судьбу страны, за её выживаемость, культуру, за справедливое общество, мощь страны. Смело он требует новых разумных преобразований на благо людей.
Всю жизнь я тревожилась: в каком обществе будут жить мои внуки и правнуки? Долго ждать не пришлось. Уже в 70-х годах чувствовала, что грядут большие перемены. Ещё вовсю крутился маховик советской власти. И если бы я сказала, что всё переменится — мне посоветовали бы полечиться. При советской власти тоже были недостатки, но общество было другим. Чтобы согласиться с этим, ответьте на такие вопросы. Почему в недалёком прошлом детские сады, школы, склады, любые конторы, аптеки в выходные дни и по ночам охранял пенсионер с незаряженной берданкой, в отличие от той армии здоровых мужчин-охранников, которая есть сегодня? Как может повышаться ВВП, если подавляющее число горожан работает в сфере услуг? Почему исчезли чувство стыда, скромность, совесть, преданность? Почему в нынешнем обществе размножились так называемые звёзды, пропагандирующие пошлость, разрушение моральных устоев, развесёлую праздную жизнь, гражданские браки, безконечную смену мужей или жён, нелюбовь ко всему отечественному, приемлемость негативных примеров Запада? Почему всё это так широко освещают СМИ? Почему под предлогом свободы слова у нас допускаются такие перегибы, что молодым впору стыдиться за нашу историю, за своих «нерадивых» предков? С такой свободой слова меркнет слово Родина. Выходит, тревоги мои оправдались. Изменилось общество до неузнаваемости. О справедливом обществе приходиться только мечтать.
Идея создания справедливого общества, думаю, могла бы стать государственной идеей. Государство с таким обществом не стыдно защищать и каждый мог бы сказать: честь имею!
Мария Павловна Ионинская.
Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Силикатный. |