Воскресенье, 06.12.2020, 01:42Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №09(146)2016

Такой естественный образ жизни...

В мае этого года мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в 1000 км от Хабаровcка и в 300 км от Комсомольска­на­Амуре. 
Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая. 
Мы с моим другом Николаем приехали в давно известный ему посёлок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня — радушный бородатый мужик в русской рубашке­косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуются сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окружённый пасекой и огородами. 

Факт 1. Жизненный уклад староверов практически не менялся более 400 лет
Дядя Ваня рассказывает: «Прошёл собор староверческий, на нём решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщине заплетать две косы, не подрезать волосы, закрывать их платком, мужчине не брить и не подрезать бороду…» И это лишь малая часть. 
Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество, они не сильно пожалеют: ведь есть печка, дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперёд и опытные рабочие руки.
Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приез­да дочери. Картина маслом: стол ломится, есть всё, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учебниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь, о чём они шутят (к староверческому диалекту ещё надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за этим столом. И это при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.

Факт 2. Живут на земле, и их заработки превышают городские
«Городские там напрягаются гораздо больше, чем я здесь, — говорит дядя Ваня. — Я работаю в своё удовольствие». В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит Toyota Land Cruiser, просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы... Они рассуждают категориями миллионов. «На одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей, — откровенничает дядя Ваня. — У нас нет нужды ни в чём, всё, что нам надо, купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе всё, что заработал, уходит на продукты, а у нас тут они сами растут».
«Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 га пахотных земель в Приморском крае. Сейчас живут там. Все рады, все живут в достатке». 
Вот после этого и думаешь: а так ли продвинута наша городская цивилизация? 

Факт 3. Централизованного управления в общине не было и нет
«В общине мне никто не может указать, что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живём посёлками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду — и всё. Буду дома молиться», — говорит дядя Ваня. 
Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году. 
«У нас нет церкви, есть молельный дом. Там есть избираемый старший, который избирается по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну, почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять». 

Факт 4. Вера — формирующая основа общины
Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве. 
Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы, рассказывает: «Кости ломит, стоять, конечно, трудно всю ночь, но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать». Его голубые глаза искрятся и горят жизнью. 
Я представил себя после такого мероприятия и понял, что упал бы и спал ещё трое суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с 2 до 9 утра. Обычной службой называется та, которая длится с 3 до 9 утра. Проводится она регулярно, каждую неделю, «без попа», как говорит дядя Ваня. «У нас все участвуют: читают и поют все», — добавляет Аннушка.
«В чём отличие от современной Церкви? Если кратко: там управление народом идёт централизованное, даже на духовном уровне (что царь с патриархом решили, то дойдёт до самого низа народа). А у нас каждый своё мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централизованно. Все остальные различия — мелочи и частности, которыми отвлекают и обманывают народ».
Вот так. Где бы я ни читал про староверов, об этом действительно практически не говорится. Скромно умалчивается главное: люди сами принимают решение, а не церковь за них. Вот в чём их главное отличие! 

Факт 5. Семья — это основа жизни
И здесь это понимаешь на все 100%.
Средняя численность семьи — 8 детей. У Дяди Вани семья небольшая — всего 5 детей: Леонид, Виктор, Александр, Ирина и Катерина, старшему 33, младшему 14. А вокруг роится просто неисчислимое количество внуков.
«На 34 дома в нашем поселении более 100 детей. Просто ещё молодые семьи, они ещё больше будут рождать детей», — говорит дядя Ваня. 
Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве. 
Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду.
Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни. 
«У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственник». 
Родственник — понятие очень объёмное для старовера: это, как минимум, группа поселений, включающих несколько деревень, а чаще и гораздо больше. Чтобы кровь не смешивалась, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдалённых уголках нашего мира.

Факт 6. Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске
Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний, которые им устроили на Родине. 
«Срывали крестики. Заставляли бросить всё. И наши бросили. Дедам приходилось по 3–4 раза в году переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают, — делится дядя Ваня. — И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили как русские: носили свои одеж­ды, имели свой язык, свою культуру, свою работу... А прирастают староверы к земле с корнями. Как мне взять, всё бросить и уехать — не представляю. Выдирать придётся только с кровью. Сильные были наши деды».
Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом.
Там, где староверы, начинает плодоносить земля, которую местные считали неплодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоёмы. Посмотрите ролики на youtube, если не верите. Просто эти люди не сетуют на жизнь, а берут и делают своё дело изо дня в день, помаленьку. 
Те, кто далеко от России, тоскуют по Родине, кто-то возвращается, кто-то — нет. 

Факт 7. Староверы свободолюбивы
«Начнут притеснять, говорить, как мне жить, я просто соберу детей и умотаю отсюда. В случае необходимости нам помогают восстановиться всей роднёй: и русские, и американцы. Наша родня из Америки, они больше сохранили и высылают оттуда нам уже более 20 лет всё, чтобы мы восстанавливали свой уклад».
К слову, именно в Америке у староверов до сих пор сохранился уникальный диалект 30-х годов прошлого века. 
Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которым они встречают жизнь и нас, мирских людей. 

Факт 8. Трудолюбие «от души»
Староверы работают с 5 утра и до позднего вечера.
При этом никто не выглядит замученным или уставшим, скорее, удовлетворённым после очередного прожитого дня.
Всё, чем богаты эти люди, они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нём большой надобности нет: у них есть мёд.
«Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на Крузаках ездят. А зарабатывают на речке, на ягоде, на грибах… Вот и всё. Они просто не ленивые», — говорит дядя Ваня.
Если что-то не работает и не служит развитию, то это не для жизни старовера.
Всё жизненно и просто.

Факт 9. Помощь друг другу — это норма жизни старовера
«При строительстве дома мужики могут собраться всем посёлком, чтобы помочь на начальном этапе, а потом вечером хозяин накрывает стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено. Пожар случился — сбегаемся все на помощь. Тут просто всё: я не приду сегодня, зав­тра ко мне не придут», — делится дядя Ваня. 

Факт 10. Воспитание детей
Детей воспитывают в ежедневных естественных работах. 
Уже с трёх лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы, а сын отцу — по дворовому хозяйству, по стройке. 
«Сын, принеси мне молоток», — говорил дядя Ваня своему трёхлетнему сыну. И тот с радостью бежит исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно, без принуждения или особых развивающих городских методик. 
В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки.
В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей. 
В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии. 

Факт 11. Свадьба — один раз и на всю жизнь
Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье. 
Происходит это по велению сердца. 
«Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял — она моя, — рассказывает дядя Ваня. — И пошёл я свататься к ней в семью. В мае мы познакомились с Аннушкой, а в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без неё. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю, что моя жена постоянно рядом со мной».
Единожды выбрав жену или мужа, староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может. 
«Жена даётся по карме, как говорится», — смеётся дядя Ваня. 
Они долго не выбирают друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить «единственного» («единственную») на всю жизнь. 

Факт 12. Стол старовера богат каждый день
По нашему восприятию это праздничный стол, по их понятию — норма жизни. За таким столом мне показалось, что я вспомнил вкус хлеба, молока, творога, супа, солений, пирогов и варенья. Этот вкус невозможно сравнить с тем, что мы покупаем в магазинах.
Природа даёт им всё в избытке, часто даже не отходя далеко от дома. 
Водка не признаётся, если люди и выпивают, то квас или настойку. 
«Посуда вся освящается наставником, у нас она моется с молитвой, и каждому человеку со стороны выделяется мирская посуда, из которой мы не едим», — говорит дядя Ваня.
Староверы чтут достаток и чистоту. 

Факт 13. Нет лекарств. Нет медицины. Нет болезней
Эти люди здоровы с самого рождения. Прививки детям и взрослым — зло. «Генетика», — говорят они, когда мы смотрим на дородного хлопца с солдатской выправкой на семейной фотографии. «А чем вы лечитесь?» — спрашиваю я у Аннушки. «Я даже не знаю, — говорит она. — Травки попьём. А какие нужно пить — подсказывает нутро». «Та же баня, то же натирание мёдом, — добавляет дядя Ваня. — Мой дед лечил ангину перцем с мёдом: делает лодочку из бумаги и в этой бумаге кипятит мёд над свечкой. Бумага при этом не горит, это же чудо! И это усиливает действие лекарства, — улыбается он. — Дедушка жил 94 года, лекарствами он не лечился никогда. Он умел сам себя лечить: где-то свеколку натёр, что-то съел…»
На мой вопрос, используются ли заговоры против болезней, дядя Ваня ответил: «Это считается грехом», — а потом добавил: «Осталось в народе старое знание, но оно скрывается». 

Факт 14. Модное — всё недолговечное
Не поспоришь. «Деревенщиной» этих людей никак не назовёшь. Всё аккуратно, красиво, эстетично. Они носят платья или рубашки, которые мне нравятся. 
«Рубахи мне шьёт жена, дочка шьёт. Платья и сарафаны для женщин также шьют сами. Бюджет семьи не сильно страдает, — говорит дядя Ваня.
— Дед отдал мне свои хромовые сапоги, им было 40 лет, а по состоянию — как неделю хоженые. Вот такое отношение было к вещам: он не менял их каждый год, то длинные, то узкие, то тупые… Он их сам сшил и всю жизнь проносил».

Факт 15. Никакого «языка русской деревни» — мата 
Общение происходит радушно и просто, начиная с первых слов «Здорово живёшь!». Так они естественно приветствуют друг друга.
Может быть, нам повезло, но, гуляя по поселению, мы не слышали бранных слов. Напротив, каждый здоровается или кивает тебе головой, проезжая мимо на машине. Молодые парни, остановившись на мотоцикле, спросили: «Чей ты будешь?», пожали руку и поехали дальше. Молодые девушки отвешивают земной поклон. Это поражает меня, как человека, жившего с 12 лет в «классической» русской деревне. 
Почему и куда всё это делось? — задаюсь я риторическим вопросом.

Факт 16. Староверы не смотрят телевизор. Вообще
Телевизоров и компьютеров у них нет, это запрещено укладом. При этом уровень их осознанности, информированности и политических взглядов выше моего, человека, живущего в Москве. 
Как люди получают информацию? Сарафанное радио работает лучше мобильной связи. Информация о свадьбе дочери дяди Вани дошла до соседних деревень быстрее, чем он успел приехать туда на машине. 
Новости о жизни страны и мира быстро доносятся из города, ведь некоторые староверы сотрудничают с горожанами. 

Факт 17. Староверы не разрешают себя снимать на видео
Наши попытки и уговоры снять на видео хоть что-то заканчивались добрыми фразами: «Да ни к чему это…». 
Мы сделали фотографии, но этого совсем недостаточно, чтобы передать этот дух, эту жизнь. 
Говорят, что приезжали к ним журналисты, но, несмотря на открытость и радушие староверов, как ни странно, увидели и сняли они только потемневшее от времени дерево, заборы и «разруху». 
«Странно, — говорит дядя Ваня, — такое впечатление, что это «госзаказ»: говорить о том, что у нас всё плохо. Ничего хорошего ещё не сказали. Вот и не видим мы смысла привлекать внимание мирских людей сюда».
Без комментариев.

P. S. Попадая к староверам, чувствуешь себя дома, именно дома. 
Это ощущение радости, покоя и защищённости. 
Ничего сложного, ведь один из староверческих принципов — «простота во всём»: дом, природа, семья, духовные принципы. Этот образ жизни такой естественный, но такой забытый нами.

Александр Бабкин,
вегетарианец, исследователь
практик экологичного
существования человека на Земле,
инициатор создания поселения
Эко Лодж (www.eco­lodge.ru) — радикально нового по своему формату экопоселения в Подмосковье.

Категория: №09(146)2016 | Добавил: winch (09.11.2020)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2020