Современный город — это своеобразная «доска» для их игр. Интернет-связь зачастую единственная: как правило, участники новых городских игр не только не знакомы друг с другом, но и не знают реальных имён коллег и соперников. Игроков становится больше с каждым днём; городские игры, появившиеся в последние пару лет, уже охватили всю Россию — люди из Владивостока обсуждают правила и перипетии игры с единомышленниками из Питера. Зачем и во что играют?
Коммуникативные игры — ноу-хау мегаполиса. Возможность спастись от одиночества — главной психологической проблемы жителя мегаполиса.
«Никакой е-мейл не заменит мне тебя», — поёт Мамонов в своём альбоме «Зелёненький». Современные средства коммуникации, относительный комфорт и ежедневная нервотрёпка не могут компенсировать тотального одиночества. И тогда на помощь приходит фигура допущения: а давайте представим, что мы друзья. Что мы любим друг друга...
Самый яркий пример коммуникативных игр — популярный пару лет назад флэш-моб, смысл которого — столпиться синхронно, в одно время в одном месте.
Зачем нужны эти игры? Это призрачная помощь инфантильному человеку, который приходит сегодня в мир не способным принимать решения и добиваться поставленных целей. Гражданский брак, например, — типичная «игра в семью». Давай представим, что мы муж и жена…
Именно потому, что Интернет для поколения 20-летних не чудо, а привычная вещь, им становится скучно в этом пространстве. И они — словно назло — пишут от руки плакатики, обмениваются бесплатными книгами, играют в солдатиков. Коммуникативные игры — это антиинтернет.
Настроение в подарок
Ане Широковой пришло письмо из голландского посольства: «Ура, мы «Люшу» увидели в Москве!» В Голландии «Люшу» знают все, у нас она только набирает популярность. В том числе благодаря Ане — одной из организаторов движения «Люша – Россия».
«Люша» — русский вариант голландского Loesje. «Люша» делается так: люди собираются вместе в кафе. Думают о том, что их волнует сейчас и о чём бы им хотелось поведать. А затем формируют свои мысли в фразы. После этого горожане видят расклеенные по городу чёрно-белые плакаты размером с альбомный лист.
Ольга: «Я из Великого Новгорода. Увидела плакаты, посмотрела и заинтересовалась». (Здесь и далее курсивом — сообщения из интернет-форумов — Ред.)
«Остановись. Вдохни. Выдохни. Посмотри на небо. Улыбнись» — это один плакат. «Ох, и кому на этот раз я доверил ключи от квартиры?» — говорит другой. Бывает, попадается что-то более концептуальное, связанное с проблемами человечества. «Экология — наука о будущем наших детей». Или даже так: «Да, Господи, скоро мы все сможем ходить по воде!» — то ли про загрязнение окружающей среды, то ли желание потягаться с высшими силами.
— Всё, чего мы хотим, — заставить людей задуматься, — объясняет Аня Широкова. Она окончила университет, работает журналистом. — Мы часто идём по улицам, видим какую-то фразу или картинку и думаем: «Вот это могло бы быть «Люшей». То, что дарит настроение».
Алексей: «Всё, что рядом, я не хочу, всё хочу, что вечно не со мной. Как же мне любовь обмануть, чтоб она казалась неземной?»
Один из плакатов «Люши» гласит: «Люша» — хорошая тема для разговора на автобусной остановке». Хотя на остановках клеить плакаты удаётся не всегда, а на телефонных будках их не клеят из принципа — не положено. Зато всегда найдётся мусорный бак, который можно украсить посланием. Хоть внутри и мусор, зато снаружи приятно посмотреть.
Герилья в городе
«А-а-а!! Меня окружили! Живу на Ленинградке, чёрные солдаты повсюду! Что делать? Наверное, надо оказывать противостояние!»
Это не вести с фронта, а послание на интернет-сайте игры «Искусство ведения войны в городских условиях». Солдаты — не настоящие, нарисованные — через трафарет баллончиком с автомобильной краской. Чёрные, зелёные, синие, они пестрят на стенах домов, мусорных баках и других поверхностях.
Всё, что нужно для игры, — спрей и трафарет. Трафарет солдата нужно вырезать самому. Цвета выбираются не случайно: это камуфляжные цвета всех армий мира.
Игроки не считают своё занятие политическим актом. Обязательное наличие у фигурки (трафарета) овальной подставки рассчитано на то, чтобы солдат выглядел как безобидная игрушка.
Игра имеет свою терминологию. Войну называют «герилья», игроков — «герильерос», место нарисованного солдатика — «горячая точка города».
Впервые информацию про «войну» выложила на сайте художница Александра Галкина.
— Меня трафаретное граффити вдохновляло, вот я и занялась сайтом, — вспоминает Саша.
Сегодня в игру вовлечены люди со всего мира — Швеция, Англия, Франция, Германия, Италия, Чехия, Мексика, Австралия, — играют везде, о чём свидетельствуют иностранные сайты, посвященные «Искусству ведения войны в городских условиях». Чем пуб-личнее место захвата, тем круче игрок. Обратная связь в художественной войне — «сопротивление» возмущённой общественности. Солдат замазывают, закрашивают, на них ругаются или удивляются им — любая реакция считается участием.
Книговорот в природе
«Буккроссинг», или «книговорот», — проект, возникший четыре года назад в Америке и набирающий популярность в мире. Участников уже более 400 000, стран, охваченных книговоротом, — 130. Правила игры простые: прочитав книгу, вы не ставите её пылиться на полке, а «освобождаете» — отдаёте следующему читателю. Цель — превращение мира в большую библиотеку.
Просто передать книгу другу — скучно. Нужно сделать так: зайти в Интернет, где публикуются «наводки» — места, где кроссеры оставляют книжки. Например, лавочка во дворе, подоконник в университете, скамейка в парке. Или что-то более экзотическое: так, книга Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» была оставлена московским буккроссером на крыше фотобудки, «Игра в классики» Кортасара — возле фонтана на Арбате. Главное в кроссинге — вовремя успеть увидеть сообщение о книжке и первым прийти в нужное место.
Vetra: «… Хочется найти книжку, от которой чувствуется теп-ло всех тех рук, через которые она прошла… Да и вообще хочется найти книжку».
Часто кроссеры жалуются, что книги «уходят к врагам» — попадают в руки случайных людей вроде дворника или милиционера, а дальше напрямик в мусорный бак. Михаил (Mobster), кроссер из Уфы, поделился уфимским способом решения проблемы:
— Мы не оставляем книгу на видном месте, а припрятываем так, что не найдешь без точной наводки. Вуаля! Последние 3–4 отпущенные книги были успешно пойманы охотниками.
Статистика на сайте российских кроссеров утверждает, что охотников за книгами у нас 2280 человек. Всего отпущено 565 книг, за последний месяц — 50.
Немногочисленные российские кроссеры видят в движении книгообмена особую философию — примерно такую: «Отпуская книгу, вы делитесь частичкой себя, частью того мира, который интересен вам».
Елена Родина,
Андрей Архангельский.
www.ogoniok.com |