Мы интуитивно понимаем: сказка малышу нужна как воздух. В качестве развлечения, для полёта фантазии и развития речи. Психологи добавляют: сказка — это ещё и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на разные жизненные ситуации. Кстати, порой ребёнок может «считать» из сказки не слишком желательную для мамы и для своего будущего информацию, «присвоив» себе плохие черты героев. И вот уже наша взрослеющая дочь выбирает в мужья «чудовище» и всю жизнь мучительно пытается сделать из него «принца»... Как сделать так, чтобы дети выносили из сказок правильные уроки?
Читать ли «страшилки»?
Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает всё это познавать уже в первые годы жизни. Так ребёнок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость. Узнавая, как действуют герои сказок, малыш получает программу для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или тебе нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями... Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно! Причём начинать можно ещё тогда, когда дитя в утробе. А с двухнедельного возраста берём ребёнка на руки и читаем сказки. Тогда и речь развивается лучше, и уроки мудрости и нравственности потихоньку входят в формирующееся сознание.
Почему дети просят почитать одну и ту же сказку иногда 20, 50 раз?
Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема! Ребёнок знает, чем сказка закончится, и ему хочется ещё раз убедиться, что всё на своём месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунт: не так было! Уважьте его и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: всё в жизни идёт своим чередом.
Ещё дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это? Совершенно нормально. В любом человеке физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, — словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребёнка — это опыт детской самотерапии: много раз проживая тревожную ситуацию, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором. Поэтому такие сказки читать ребёнку надо! Вернее, так: если ребёнку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает — настаивать не стоит. Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец. И ещё: где средства борьбы со злом социально одобряемые — герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.
Хорошо ли быть Золушкой?
В разные периоды ребёнку интересны разные сказки, более того, он может мысленно присоединиться к разным героям: хорошо, если к сильным и волевым, а если к отрицательным? Может случиться так, что человек близко к сердцу воспринял «программу действий» какого-то героя, приняв как собственный сценарий. А если вспомнить, какие сказки нравились нам в детстве. «Золушка»? Не исключено, что мы всю жизнь реализуем программу этой бедняжки, что годами кротко и безропотно на кого-то работает и ищет своего принца. К счастью, она его находит.
Но нередко девочки, которые в детстве любили эту сказку, — тот тип женщин, что пашут на нескольких работах сразу и дома не покладая рук. Да, трудолюбие — великая добродетель, но ребёнок может считать и такую информацию: если буду трудиться много и смиренно, меня обязательно заметит какой-нибудь принц. А тут ещё мама реплику подала: «Доченька, когда-нибудь ты тоже обязательно встретишь принца». И вот наша девочка ждёт такого принца, а его всё нет, ведь принцы — персоны штучные, на всех не хватает. И тогда она остаётся одинокой или меняет мужей. А не дай бог, встретит мужчину, который в детстве очень любил сказку про Ивана, что лежал на печи, — славная парочка получится.
Что же делать, чтобы ребёнок услышал в сказке ту информацию, которая нужна? Которая сформирует сильный, волевой характер, добросердечие и прочие лучшие человеческие качества?
Сказки нужно с ребёнком обсуждать
Обязательно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики. Можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чём сказка? Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему. Например, «Курочка-Ряба» — ну, как минимум, что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы? Грустные сказки могут научить сочувствию, помощи, разовьют эмоции — они так нужны человеку!
Полезной может оказаться программа, предложенная героем сказки «Мальчик с пальчик»: он находит выход даже из безвыходной ситуации! Обсудить всё это с ребёнком — и история станет поучительной, а не просто развлекательной.
В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель — лежит на печи и думает! Значит, в почёте не только ручной труд, но и умственный.
В сказке «Гуси-лебеди» замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернётся добром. Вообще во многих сказках герой идёт по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твоёдобро не обязательно вернётся к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, — помогать людям нужно просто так.
«Мужская сказка», где герой — Иван-царевич (или Иван-дурак), представляет жизненный цикл. Первый этап — рождение героя, жизнь в отчем доме. Именно здесь и в это время идёт формирование базового доверия к миру: если главному герою комфортно живётся в отчем доме, мы передаём информацию — всё вокруг стабильно. В жизни тоже так: до 3 лет надо быть с ребёнком всегда, и тогда мир станет для него дружелюбным. А если мама слишком часто оставляет ребёнка, выстраивать отношения с людьми в будущем ему будет не так просто.
Затем Иваны-Царевичи и Иваны-дураки начинают путь далёкий: герой покидает отчий дом, он должен отделиться и жить самостоятельно. И эта информация как для ребёнка, так и для мамы: не надо удерживать взрослеющего ребёнка! Он обязан пройти свой путь, реализовать свою миссию, применить тот опыт, что получил от родителей. И когда подросток заявит о своём праве на самостоятельность, это значит, что всё в его жизни идёт правильно.
Следующий этап — выбор пути. Помните, камень на развилке дорог, когда нужно делать осознанный выбор! Сказка даёт ребёнку информацию: у тебя тоже настанет момент выбора, на ком жениться, кем стать, и этот выбор придётся делать самому. В сказках герой всегда выбирает трудный путь, и, значит, в жизни нужно ставить непростые цели.
Наконец, герой добивается того, что искал — находит перо Жар-птицы, побеждает Кощея... Но победа — ещё не завершение трудностей, есть ещё обратный путь. К тому же подлый злодей отобрал его невесту... Только герой — уже умудрённый опытом, возмужавший и мудрый, обязательно победит. Вся эта информация чрезвычайно полезна для будущей жизни мальчика. Да и девочки тоже.
Осторожно, авторская сказка!
Все авторские сказки по своему внутреннему содержанию отличаются от народных: в авторских сказках зачастую заложены кроме мудрости все комплексы самого писателя…
Например, можно весьма скептически отнестись к такой юмористической интерпретации «Красной Шапочки», но в самом деле в ней так много странного: какая-то безответственная мать отправляет свою маленькую дочь через тёмный лес, где бродят волки, даже не снабдив её инструкциями, как себя вести в опасности! Да и почему больная бабушка живёт отдельно?
Конечно, не обязательно ребёнок «считает» и примет на себя подобного рода сценарии, но порой такая вероятность есть. Так что разговор с ребёнком о том, что такое хорошо и что такое плохо, нужен всегда. И сказка — отличный для этого повод.
Анастасия Фомина, педагог, детский психолог. г. Москва. |