Начинается новый учебный год, и дети, так быстро растущие, ставят перед нами сложные вопросы.
ОБРАЗОВАНИЕ — это ваяние образа, своего человеческого образа, которое проходит (должен проходить) каждый человек, чтобы постичь тот самый смысл жизни и достичь цели своего существования. Делая целью учёбы получение отрывочных знаний и ставя за их усвоение оценки, стандартная система образования подменяет ценности — вместо работы каждого человека над своим образом и постижения самого себя через знания получаем создание в человеческом мозгу компьютерных программ для решения так называемых «жизненных» вопросов и, в конечном счёте, превращение людей в биороботов.
Я затронула эту проблему только потому, что вижу для себя и своих детей возможность исправить эту ситуацию и открыла путь к постижению той высокой задачи, которая стоит за Образованием.
Речь, конечно же, пойдёт о ноосферной школе. Моя цель — не изложить научную базу этого явления (познакомиться с ней можно в трудах доктора психологических наук Н. В. Масловой), а поделиться живым практическим опытом сотворчества взрослых и детей в такой школе.
В чём главный принцип и секрет методики? Это так называемый биоадекватный урок — адекватный биологической природе человека способ подачи информации. Это процесс познания, который опирается на личный опыт каждого ребёнка и обращение к его собственному чувственно-эмоциональному миру. Таким образом, информация не навязывается извне, а воссоздаётся в виде личного образа, наполненного собственными переживаниями. Обязательным фоном такого процесса является атмосфера приятия — комфорта физического и психологического. Учитель здесь не может не быть добрым — он постоянно обращается к лучшим человеческим чувствам, а слово «любовь» является своеобразным кодом или ключом к источнику знаний, который учитель открывает вместе с детьми.
Такая методика позволяет сокращать в несколько раз время усвоения материала, а сам процесс становится увлекательным познанием мира и себя. При этом внешняя простота и лёгкость обучения носят отнюдь не развлекательный характер, а являются признаком естественности такого подхода в подаче информации. Так как в основе обучения лежит создание собственных мыслеобразов с постепенным заполнением их кодовой информацией, то каждый человек, будь то ребёнок или взрослый, работает со своим образом и облекает его смыслом на основе личного опыта и багажа знаний.
У ноосферной школы есть и сверхцель — формирование гармоничной, творческой личности с целостным мышлением. Знания не являются конечной целью обучения, они — средство к раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка. Учитель помогает каждому ученику установить связь с «банком данных» — всемирным информационным полем, или ноосферой, посредством включения всех природных возможностей тела и мозга. На уроке ребёнок учится пользоваться всеми органами чувств (а не только зрением) и «слышать» своё тело. Помните способность Анастасии «говорить образами» и «считывать образы», то есть создавать голографическую проекцию слов? Такие возможности присущи природе человека и «законсервированы» ныне в бездействующих 95% мозга. Мне видится, что ноосферная школа даёт возможность почувствовать эту способность и начинать уже пользоваться своими ресурсами.
Благодаря всем вышеперечисленным достоинствам ноосферное образование альтернативно традиционному, особенно для жителей Родовых поместий. Перечислю его плюсы:
• сессионное обучение (2-недельные сессии по отдельным предметам) не только позволяет сохранить в целом ведущую роль родителей в процессе обучения, но и помогает им в систематизации знаний по предметам;
• общение с широким кругом педагогов — заинтересованных, творческих и добрых. Учиться у разных людей и интереснее, и полезнее — нет привыкания, а значит, инертности восприятия. При этом тренируется психика ребёнка, адаптируясь к разной манере общения и подачи информации. Этого лишена семейная форма обучения (при полном отрыве от школы), и в этом её слабое место;
• разновозрастный, но небольшой коллектив детей, 10–15 человек, погружённых в сотворчество (методика позволяет объединять на уроках разновозрастных учащихся). Это то, чего опять же не хватает семейному образованию, поскольку коллектив необходим не просто как среда общения, но и как инструмент обучения;
• новая здоровьесберегающая и природосообразная технология образования, делающая обучение естественным, увлекательным и желанным. Чередование фаз мышечного расслабления и активности, а также включение разных форм работы позволяют длительное время не чувствовать усталости и находиться в рабочем состоянии;
• программный материал соответствует госстандарту, что позволяет сдавать аттестацию, находясь на семейном обучении. При этом информация не только не ограничивается школьной программой, но и является интегрированной, даётся шире и глубже, как целостное, системное явление.
В этом году мы, коллектив единомышленников под руководством Славянской Всемирной Академии (СВА) и её руководителя В. Я. Медикова, запускаем проект школы на постоянной основе и приглашаем присоединяться всех, кто сопричастен к образованию наших детей.
Мы уже объявляем НАБОР В НООСФЕРНЫЙ ПЕРВЫЙ КЛАСС! (Принимаются дети от 6 до 8 лет)
В программе:
1. Обучение грамоте, устной и письменной (фонетика, морфемика, морфология), каллиграфия, развитие устной разговорной и художественной речи с интеграцией в изобразительное искусство, музыку, ручной труд и окружающий мир.
2. Обучение основам начальной математики (понятие — число, цифра), сложение и вычитание в пределах 1-го десятка, сотни, тысячи; второго десятка. Базовые знания по геометрии и конструированию.
3. Ритмика (развитие крупной и мелкой моторики, освоение азов музыкальной грамоты, пение, танец (народный, характерный, классический), театральные постановки (летние сессии). Вся информация есть на сайте nooshkola.ru или же в группе ВК http://vk.com/nooshkola.
Все мы заинтересованы иметь свои кадры и cоздать полноценную постоянно действующую школу. Поэтому параллельно идёт обучение самих взрослых. Если нас будет много, то и мысль будет сильнее, а значит, быть школе будущего. Да будет так!
Елена Колтунова,
музыкант или педагог по музыке,
руководитель народного хора группы поселений Родное,
Владимирская обл. |