Четверг, 23.11.2017, 08:38Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №09(074)2010

Подол: для мамы и ребёнка

Коляска стала большим облегчением для мам и вместе с тем создала огромное расстояние между матерью и ребёнком, разрушив заложенный природой механизм взаимодействия. Ведь природа предполагала, что до обретения способности ходить ребёнок находится на руках у матери и имеет с ней непосредственный контакт: кожа к коже.

Начиная примерно с середины ХХ века, врачи стали говорить о неразумности раздельного содержания матери и ребёнка в роддомах. Уже доказано, что такой режим плохо сказывается на процессе формирования иммунной, нервной, пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем новорождённого. Из-за расстояния между матерью и дитя появился термин «кроваточный ребёнок», заменивший термин «грудной ребёнок».

Такое же расстояние разделяет мать и с ребёнком, оказавшимся в коляске.

В самом деле, большинство рефлексов малыша в первые месяцы жизни нацелено на то, чтобы быть вместе с мамой и получать от неё пищу. Сосательный рефлекс предполагает, что где-то у рта ребёнка находится мамина грудь, к которой можно прильнуть при возникновении голода. Хватательный рефлекс тоже, видимо, возник, чтобы малыш или не падал находясь на маме, когда ей для чего-то нужно освободить руки. Эмоциональная связь, поддерживаемая близостью маминого тела, позволяет малышу постепенно осваиваться в большом мире, не пугаясь его величины и таящихся в нём опасностей. Есть основания полагать, что разные способы крепить ребёнка на теле матери при помощи шкур или тканных лоскутов возникли, едва только стала появляться у наших первобытных предков одежда. Многие народы и в наши дни сохраняют этот обычай. Эскимосы носят детей голыми в своеобразном меховом одеянии с карманом на спине, на дно которого постелен впитывающий мох. Цыгане до сих пор носят детей в платках, обвязанных вокруг шеи.

На Руси тканые перевязи тоже были широко распространены. Известное присловье «принесла в подоле», означающее рождение ребёнка, буквально означает перенос в подоле. Подол — традиционный для костюма русской крестьянки передник, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нём носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.

Исследования, проведённые в наше время, показали, что традиционные тканевые перевязи позволяют избежать распространённого среди младенцев недоразвития сустава бедра, так называемой дисплазии, вызывающей вывих бедра. Как выяснилось, врождённый вывих бедра часто встречается среди народов, не практикующих ношение ребёнка на матери, а помещающих детей в разновидности колыбели. Широкое разведение ног в первые месяцы жизни способствует правильному формированию головки бедра. Кстати, современные приспособления для ношения типа «кенгуру», придерживающие ребёнка с помощью системы ремней (они сейчас более известны в России и Европе), тоже помогают правильному разведению ног у младенца и способствуют контакту с матерью. Однако надо отличать их от тканевых перевязей. Основная разница заключается в распределении нагрузки на позвоночник ребёнка. У тканевых перевязей, получивших в современной практике наименование «слинг» (от англ. sling — «повязка, перевязь»; подвешивать через плечо»), нагрузка приходится на всю поверхность спины ребёнка и его бёдра. Для недавно родившегося малыша это не очень хорошо, поскольку неразвитый позвоночник ещё не в состоянии такую нагрузку принять, тем более надолго.

Кроме правильного развития тазобедренных суставов, ношение в «подоле», перевязи (в отличие от «кенгуру») стимулирует более ранее развитие мышечной системы и вестибулярного аппарата ребёнка. «А как же позвоночник, не искривится?»

Как это ни удивительно, для позвоночника правильное ношение на руках гораздо полезнее лежания в кроватке или коляске. Все мы знаем из курса биологии, что позвоночник имеет изгибы. Два из них частично сформированы изначально, а другие два формируются по мере развития мышечного корсета. И этот корсет формируется быстрее и правильнее при ношении ребёнка, чем при неподвижном лежании. И обращение к временам свивальников и тугого пеленания для обоснования традиционности такой неподвижности недостоверно, поскольку туго спелёнутых младенцев несколько раз в день разворачивали и разминали — делали серьёзную гимнастику и массаж, «разгоняли кровушку». У нас же нередка ситуация, когда одетый в памперс и не требующий частого переодевания младенец целыми днями лежит в кроватке, там же получает бутылочку, и маме недосуг даже повернуть его с боку на бок. Такая ситуация подобна положению ребёнка в Доме малютки, где детки, не секрет, нередко сильно отстают в развитии. Курсы массажа, проводимые в поликлинике, не могут принципиально изменить ситуацию. Позвоночнику и всему организму в целом необходимо физическая нагрузка, соответствующая возрасту, и ношение ребёнка на руках в первый год его жизни является необходимой составляющей этой нагрузки.

Что касается нагрузки на позвоночник в различных держателях, позволим себе привести цитату из специального исследования: «Вертикальное положение ребёнка с болтающимися ногами, где вес тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника (на промежность), создаёт чрезмерное напряжение, что может негативно повлиять на развитие позвоночника. До тех пор, пока ребёнок не в состоянии сам держать голову, держатель должен поддерживать его шею. Перевязь обхватывает и держит ребёнка так же, как ваши руки, что отличает его от вертикальных держателей, использование которых может привести к травме. Маленький ребёнок должен находиться в горизонтальном или приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба. Когда малыш предпочтёт вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4–5 месяцев), держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бёдра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берёт на себя всю нагрузку». «Ношение на руках — анахронизм, сейчас жизнь диктует другие правила». Вот ещё довод в пользу того, что и в наше время ношение на руках полезно: наиболее развитыми детьми в возрасте до 4 лет учёными признаны малыши из... Уганды. В этой стране мамы не расстаются с ребёнком до тех пор, пока тот не начнёт ходить. С рождения кроху носят за плечами в платке, примотанном к телу. При этом женщина всегда сухая и чистая, хотя здесь не пользуются одноразовыми подгузниками. Когда малыш хочет в туалет, его снимают со спины. Вопрос: «А как вы узнаете об этом?» вызывал недоумение. Мать, носящая младенца на себе, чувствует его потребности как свои, удовлетворяет их своевременно и полностью. И все его силы, не затраченные на плач — попытки «докричаться» до мамы и «объяснить» ей, в чём дело, идут в рост и развитие. И причинно-следственные связи формируются быстро и правильно, психическое развитие не страдает. Не говоря уже о том, какой значимый стимул для ребёнка — чувствовать, что его любят.

Желание быть у мамы на руках, слышать биение её сердца, чувствовать её запах, вкус молока на губах, засыпать под привычное покачивание в ритме маминой походки — это действительно потребность нашей детки, а не каприз, она не зависит от того, какой век на дворе, и что сказал районный педиатр. Что мы готовы изменить в своей жизни, в себе, чтобы младенец с радостью входил в мир — это зависит от нас, от нашей любви к нашим детям.

Ношение ребёнка на руках и его здоровье связаны самым тесным образом. Доказано несколько вещей:

– дети, которых постоянно носят на руках, а также гладят и целуют, гораздо спокойней, они лучше растут и развиваются. Кроме того, малыши до трёх месяцев не умеют самостоятельно поддерживать температуру своего тела, их необходимо согревать. Согревать человеческим теплом. Новорождённый, завёрнутый в несколько одеял, всё равно остывает;

– если мама не просто носит малыша, как хрустальную вазочку, а умеет делать с ним на руках домашние дела, то ребёнок регулярно включает мышечный корсет (мышцы туловища). Ведь мама то положит его, чтобы перепеленать, то наклонится, чтобы выбросить мусор, то присядет, чтобы поднять с пола вещь и т. д. В результате «ручные» малыши своевременно и хорошо держат голову, хорошо группируются, а впоследствии прекрасно владеют своим телом;

–  находясь на маминых руках, новорождённый лежит, в буквальном смысле, под грудью и сосет её значительно чаще, чем малыш, лежащий в кроватке.

Что мы имеем? Хороший набор веса и достаточное количество молока на протяжении всего периода вскармливания грудью. А всем известно, что мамино молоко как раз создано для того, чтобы малыш был здоров. Вместе с тем, для хорошего пищеварения ему необходимо, чтобы животик всегда был тёплый. Детки, которых мамы всё время греют собой, не страдают коликами, вздутиями, ведут себя спокойно и хорошо усваивают молочко.

Со здоровьем разобрались, вывод следующий: хотим здоровое дитя — носим на руках. А как связаны мамины руки и спокойствие, улыбчивость малыша? Новорождённому гораздо больше, чем подросшему ребёнку, необходима безопасность. Малыш много спит, причём 80% сна новорождённого — это так называемый быстрый сон, при котором мозг интенсивно развивается, но в то же время малыш прекрасно оценивает ситуацию вокруг. Никому из нас не хочется уснуть на скамейке в сквере. Мы идём домой, ложимся на любимый диван и только тогда спим действительно спокойно. Почему? Потому что дома всё привычно, знакомо, а значит, безопасно.

А что знакомо только что рождённому малышу? Стук маминого сердца, её дыхание, тепло, запах. Вот и получается, что спокойный сон у ребёнка может быть только на маминых руках. А спокойный сон является необходимым условием для развития.

Важно отметить, что во время бодрствования безопасность детям нужна не меньше. Малыш «знает», что он безпомощен, поэтому самым безопасным местом считает мамины руки. Только там он по-настоящему спокоен. «Отсидев» своё на руках (они начинают «просить», чтобы мама положила их рядом с собой после 2 месяцев и постепенно «сходят с рук» к 9 месяцам), они продолжают оставаться спокойными и дальше.

Ношение на руках способствует не только физическому здоровью малыша, его спокойствию, но также и интеллектуальному и эмоциональному развитию. Объяснение здесь простое. Малыш эмоционально развивается благодаря постоянному (а не время от времени) общению с мамой. И по богатству стимулов участие ребёнка в маминой деятельности нельзя сравнить с нахождением в кроватке. Здесь нужно повторить, что для полноценного развития малыша необходимо не просто носить и развлекать его, это очень скудно, а совмещать ношение и дела по дому.

А теперь рассмотрим доводы в пользу ношения с точки зрения мамы, которая все успевает и хорошо себя чувствует:

– организм мамы, ребенок которой живет на руках, постепенно привыкает к растущему весу ребенка и нарабатывает ловкость в ношении, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Маме, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно приходится несколько раз в день брать ребенка на руки, чтобы покормить и перепеленать. При этом ее физическая подготовка не будет поспевать за увеличивающимся весом, и велика вероятность повредить спину при очередном поднятии ребенка. Кроме того, мама, которая долго кормит грудью и носит малыша, очень быстро восстанавливает фигуру и физическую форму;

– мама, носящая малыша, чувствует себя гораздо спокойнее, чем та, которая постоянно бегает к кроватке. Это оправдано. Поскольку малыш все время при маме, она имеет возможность быстрее заметить его нужды, и помочь малышу до того, как он расплачется. А раз он спокоен, то и мама спокойна;

– мама, умеющая легко носить свое чадо, мобильна. При этом, благодаря умению жить с ребенком на руках, в гостях, магазине или ресторане мама с малышом получит удовольствие от отдыха не меньше, чем до беременности;

– мама, умеющая носить малыша, делает домашние дела вместе с ним. А во время его сна она может либо отдохнуть с ребенком в обнимку, либо заняться собой. Многие мамы, пока малыш спит, вышивают, вяжут, читают, работают за компьютером. В результате дел сделано больше, а устаешь меньше. Если научиться носить правильно, да еще использовать перевязь , то обещанная сказка действительно становится былью. Принципы и способы правильного ношения такие:

–  поддерживают корпус ребенка в области грудной клетки;

–  ни в коем случае не держат одной рукой голову, а другой туловище малыша – так можно повредить шейные позвонки;

–  не носим ребенка спиной к себе: во-первых, он может сильно испугаться потому что не видит мамы, а во-вторых чтобы не было колик, необходимо постоянно греть его животик;

– используем разные позы для ношения на руках. Смена поз помогает маме по-разному распределять нагрузку и совмещать ношение на руках с бытовыми делами;

– равномерно чередовать ношение то на одной, то на другой руке.

Лучше всего может научить ношению опытная мать, которая сама носила своих деток правильно, ловко и долго. Зачем учиться? К сожалению, опыт показывает, что у многих мам не получается освоить ношение самостоятельно по описанию или фотографиям. Вижу — красиво, сама беру — неудобно. Если научиться носить правильно, то не отваливается спина и не болят руки. С другой стороны, правильное ношение позволяет делать дела по дому, не откладывая их на то время, когда малыш уснет или папа придет. Вот и оказывается, что такая простая вещь, как ношение ребенка на руках, способствует его здоровью и развитию и позволяет все успеть. Ни это ли и есть радостное материнство?

Екатерина Полянская.
www.slingokonsultant.ru/descriptions/sling­sharf.php.

Категория: №09(074)2010 | Добавил: winch (01.12.2015)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017