Суббота, 23.09.2017, 01:39Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №09(074)2010

Нас так ПРАВят? Проект Закона «Об образовании»: мысли вслух

Министерство образования и науки РФ подготовило новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации». В сентябре этого года законопроект должен быть внесён в Правительство, его принятие планируется в декабре 2011 года, а вступление в силу — с 1 января 2013 года.

Из проекта закона исчезло, в частности, право родителей обучать ребёнка в семье, упразднена форма семейного обучения, не упоминается и экстернат для начальной школы.

 

У лекарей — массажистов, мануальщиков — есть такой термин «править позвоночник, другие больные органы». Знакомясь с многочисленными мнениями о новом законопроекте «Об образовании», недоумением по поводу пропажи статьи о семейном обучении и требованиями вернуть её, я начала размышлять, что же нам мешало раньше активно пользоваться своими правами на обучение детей в семье, на дому. Лояльный для нас, родителей-семейников, закон был принят Госдумой в июле 1996 года. За эти 14 лет, теоретически, какую плеяду одарённых ребятишек можно было взрастить!

Да, семейное образование не популяризировалось. Неискушённый обыватель, услышав слова об обучении на дому, обычно сразу спрашивает: «У вас что, ребёнок больной?»

Мы с мужем разглядели статью о «семейке» в одном из альманахов «ЗКР» после первого полугодия первого класса наших домашних (рождённых дома, непривитых, не ходивших в детсад) сына и дочки. И пошли на эксперимент с огромным облегчением, в первую очередь перед своей родительской совестью. И за четыре с половиной года ни разу не пожалели об этом шаге.

Я сейчас не агитирую за «семейку», я предлагаю порассуждать, в каком умонастроении (мне очень нравится это определение) наша мыслительная деятельность обычно пребывает, уважаемые мои коллеги. Когда просят обосновать полезность семейного обучения для моих детей, то раньше я часто автоматически выдавала обвинения существующему официальному обучению. Потом проследила, что на деле я зачастую обращаюсь к школьным учителям. Нам с ребятишками посчастливилось встретиться с несколькими опытными педагогами, которые очень душевно относятся к нам, соглашаются, что мы сделали правильный — для наших детей, прежде всего — выбор. И очень нам помогают практическими советами.

Возможно, что таких немного. И, наверное, их больше в глубинке, в деревенских, сельских школах. Но это как раз то поколение, которое учило нас, сейчас сорока-тридцатилетних мам и пап. Именно их вложения (знания, информация) в нас и помогают вспомнить курс любого класса. Значит, нам есть за что благодарить школьное обучение, пусть тех, советских лет! Почему бы не в этом положительном настроении ума развивать нашу «семейку»? И тогда, осознанно прокладывая новый (вернее, забытый) путь для образования, мы не выплеснем вместе с водой младенца — я имею в виду тех педагогов-энтузиастов, учителей от Бога, которые мечтают наработки свои передать в руки страждущих, в том числе и нас вами, родителей! Радостно, что этот процесс сотрудничества наконец-то пошёл! Думаю, только в таком партнёрстве, со-воспитании, форма семейного обучения будет РАсти, совершенствоваться и процветать.

Философия сознательного родительства предполагает строить отношения: родители — дети как со-труднические, со-творческие. Зачастую же большинство мам и пап пока демонстрирует собственническую позицию в отношении своих чад: будет так, как мы скажем, как мы решили. А дети наши имеют право голоса, право выбора? Причём даже выбора формы обучения? Мне очень понравилась статья в «Родовой Земле» Николая и Ирины Донских «Любите Бога, Растите Бога, Живите с Богом» (№ 6 (71), 2010 г.). Кто пропустил, очень рекомендую почитать. В этой семье действительно растут дети-боги. Там нет страхов, там есть доверие к жизни, к детям.

Согласитесь, что довольно часто сегодня одной из причин семейного обучения выступает страх отпустить ребёнка в отношения с другими людьми! Недавно пришлось услышать фразу: «Это мой ребёнок, и я не подпущу к его обучению никого!» Забавно, что эти слова прозвучали на кругу поселения, когда рассматривался вопрос о совместном досуге и возможном обучении детей, находящихся на «семейке».

У нашей семьи иное мнение. За четыре года образования на дому мы все чётче видели кризис нашей замкнутой системы: дети росли, и им нужен был коллектив сверстников, чтобы прожить свои возрастные уроки отстраивания отношений. Мы пока семь месяцев в году живём в городе, а не на поместье (строимся!), и дети ходят в разные кружки, в художественную школу. Но это очень скудный опыт. Наш дом всегда полон друзей возраста нас, родителей. Однако и этого недостаточно.

В этом году нам посчастливилось участвовать в проекте «Школа Рода» Анатолия Сторожева в Новокузнецке. Тут-то мы и увидели, вернее, прикоснулись к ощущению силы и света родовой школы. Школы ни одной семьи, а представителей нескольких родов, стремящихся к осознанности. Открытых, доверяющих друг другу и стремящихся к одной цели.

Этот безценный обмен жизненным опытом и мудростью разных людей важен для нас и наших детей. У меня начало ослабевать ощущение зыбкости, неуверенности, которое возникло в прошлом году: знаете, когда решаешь задачку лишь бы как, с подгонкой к ответу в конце задачника. И вопрос: «Вы разве сможете доучить детей до старших классов?» ввергал меня в тихую панику. И дело не в изучении информации в учебниках. Это решаемый вопрос: если сами не справимся, примагнитим по пространству тех, кому это по силам и в радость. Речь о другом. Мы с мужем чувствовали и видели, что наше семейное обучение — во многом тепличка для детей, которая держится только на наших плечах. А они взрослеть не спешат, медлят брать ответственность, пусть в мелочах, за самих себя.

Но вернёмся к законопроекту. Один из его разработчиков в своём интервью сказал, что отсутствие формы семейного обучения — это случайный недочёт проекта, дескать, ошибка будет исправлена. Но если посмотреть, какие статьи прежнего закона «Об образовании» попали под сокращение, то прослеживаются как минимум целенаправленные действия. Из ныне существующего федерального Закона «Об образовании» в проект не вошли, в частности, статьи:

10. Формы получения образования

1. С учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования;

18. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

21. Формы получения образования и обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путём самообразования.

2. Обучение по основным образовательным программам с учётом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.

52. 4. Родители (законные представители) имеют право дать ребёнку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребёнок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Вместе с тем, в проекте появилась статья 48, гласящая, что родители «обязаны обеспечить получение детьми дошкольного образования», статья 100, п. 1, 2 — об обязательном дошкольном образовании что оно обязательно реализуется в очной форме.

Таким образом, выбора теперь хотят лишить не только детей, но и родителей. Какие цели преследуют авторы законопроекта?

Я уверена, что общими усилиями всех россиян, в том числе и нашими, семейное обучение будет узаконено, останется альтернативным и дошкольное образование.

Число учеников-«семейников», растёт. В наших Родниках вместо одной семьи в прошлом учебном году стало уже четыре. В Новокузнецке вместо одной семьи двенадцать попробовало поучиться на «семейке», шесть в этой форме и закончили учебный год. А после создания таких родительских школ, как «Школа Рода», думаю, родители ещё больше уверятся в перспективе семейного обучения.

И ещё, в порядке обсуждения-предложения: в России всё большее распространение и поддержку получает врач общей (читай: семейной) практики. Так почему бы в законопроекте не предусмотреть и Учителя общей практики, учителя-«семейника»? Совместными усилиями государства и семьи, в том числе и финансовыми, роль и положение такого учителя стали бы неизмеримо важными, высокими. Сам же факт появления такого проекта Закона наталкивает на мысль: ведь сами мы то, что имеем, несообразно храним и используем, вот нас и предупреждают.

И ещё под занавес: может быть, с помощью газеты соберём приблизительную статистику: сколько в нашем движении «семейников»? Ведь «Школа Рода» не отменяется, наоборот, за ней — будущее!

Буду рада вашим отзывам, как лично li63@mail.ru, так и через газету.

 

Лилия Кудрина. селение Родники, Хакасия
li63@mail.ru

Категория: №09(074)2010 | Добавил: winch (01.12.2015)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017