Пятница, 26.04.2024, 02:03Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №09(062)2009

Во что одеваться богиням?

Публикация в июньском номере «Родовой Земли» о народном костюме вызвала у меня воспоминания о поездке в Рязанскую область вместе с Павлом Ивановичем Кутенковым, который уже не один десяток лет собирает по России старинную одежду. Коллекция у него немалая, а весной он защитил диссертацию по яргической символике в народной культуре.

Около полугода я знакома с Павлом Ивановичем, а произошло это так. Одна из моих учениц рассказала, что случайно попала на ведическую конференцию, где встретила человека, показавшегося ей необычным. Он представился военным, подполковником, и тут же начал раскладывать старинную женскую одежду — панёвы — пышные юбки тёмного цвета с «глазами». «Глаз» — это клетка, тонкие вертикальные и горизонтальные линии из белых, зелёных или красных нитей. Размер клетки и их количество разное в разных сёлах. Но и в одном селе можно увидеть отличающиеся друг от друга панёвы — праздничные, более пышные, повседневные — попроще. А праздники продолжались по три дня, и для каждого дня — своя панёва. Самая нарядная — в семь полотен, а повседневная — в три полотна.

Показывая панёвы, Павел Иванович рассказывал о языке и символике костюма, что сильно заинтересовало мою ученицу, и, конечно же, меня. Вскоре я познакомилась и со старинными нарядами, и с их собирателем. Огромная коллекция не только панёв, но и рубах — добрых, поддобрых, девичьих, печальных, старушечьих. А к рубахе с панёвой полагается фартук, которых тоже существует несколько видов.

А когда я вблизи рассмотрела вышивку на рубахе, мне захотелось встретиться с теми, кто ею занимался. Будучи рукодельницей и многое сделав своими руками, я представила, какой уровень внимательности у женщин, владеющих этим мастерством. Страстно захотелось увидеть и услышать их, пока это возможно, понять, что же заставляло их расшивать рубахи старинными узорами и орнаментами, вкладывать в одежду свои мысли, чувства, действия.

Переночевав в Сергиевом Посаде, группа из трёх человек на второй день была на юге Рязанской области в Милославском районе. Время поездки было выбрано очень удачно, назавтра — Медовый спас, праздничная служба в церкви, когда женщины солидного возраста одеваются в самые лучшие наряды.

Село Чернава приметно тем, что многие здесь помнят и носят одежду бабушек и прабабушек. Посмотреть было на что — пышные панёвы, вышитые станушки, занавески (фартуки с рукавами) из ситца, которому лет сто. Да и разговоры с этими красавицами обогатили меня многими знаниями.

Кое с кем из них мы договорились о встрече. В первом же доме меня быстренько обрядили в костюм невесты. Но из-за быстроты старушки допустили ошибку — не расплели мою косу на две. А это очень важное действие. Теперь я жалею о той поспешности. Как я поняла из рассказов, каждая коса закручивалась спиралью, и они между собой переплетались, сверху надевался повойник. Тем, у кого своих волос мало, подкладывали протезик из ткани и ваты. Возникает ощущение, что на голове из волос сделаны подобия небольших рогов. Тут вспоминается рогатая кичка, что мы видели в Рязанском музее, и разговор с Павлом Ивановичем на эту тему. Такой головной убор носила молодуха до рождения первого ребёнка. Это проявление женской магии. Видимо, таким образом она подтверждала на физическом плане своё намерение рожать детей. А рога наводят на мысль о корове — священном животном в ведической культуре. Из какой древности дошёл до нас этот головной убор?

 Особенно запомнились сёстры Александра и Мария, у которых прекрасно сохранились и рубахи, и старинные фотографии. Несколько часов слушали мы рассказы рукодельниц о том, как на Троицу девочки пекли блины-каравайцы, угощали друг друга, плели венки и кумились — пели песни, целовались, называя подружку кумой.

У сестёр я впервые увидела чудо, называемое «строчевой вышивкой». Нежные ажурные узоры белым по белому строчила и Татьяна, у которой мы квартировали. По её рассказу я поняла, что делала она это не только в молодости. Вещи в доме у рукодельных людей живут своей жизнью, порой меняя своё предназначение и привычки. В мужскую рубаху в определённые моменты заворачивают младенца. А девичья рубаха, всю жизнь хранящаяся в сундуке, если вышить понизу строчевую полосу, превращается в погребальную.

Далеко не все пожилые женщины в Чернаве ходят по-старинному, но у некоторых ещё полны сундуки плодами рук бабок и прабабок. В Рязанском кремле мы попали на выставку старинной одежды «По обычаю дедову». Мой взгляд упал на книгу отзывов, последняя запись в ней: «Интересные вещички есть тут у вас, а где же мужичья одежда?» А ведь он прав, тот, кто написал это. Мужских нарядов нет, видимо, все сносились. И тут мне вспомнились слова одного народоведа: «Там баба — богиня, а мужик — её защитник, её жрец». Богатство нарядов богини имеет глубокий смысл.

Дальше наш путь пролегал через город Скопин в старинное село Секирино. Скопинский музей не порадовал нас разнообразием костюмов, но оказалось, что неподалёку есть художественный салон, где работает удивительная женщина — Марина Бондарева, красавица и мастерица. Она не собирает костюмы, она собирает умения — старинные приёмы, швы, технологии ручной работы. Своими руками она творит наряды, подобные тем, что создавали бабки и прабабки, и стремится передать эти навыки и знания детям.

Село Секирино названо так по имени владевшей им в XVI веке помещицы Ульяны Секириной — сообщил нам местный краевед Николай Никитич Ермаков. Увидеть здесь пожилых женщин в старинных костюмах не удалось, почему-то сейчас большинство из них одевается в чёрные халаты на манер рабочей одежды. Хотя в сундуках оказались схороненными и панёвы, и рубахи, и даже заказные ботинки и коты (башмаки ручной работы).

Мужская эпоха, уходя, втянула женщину в мужскую логику, мужской карьеризм, мужскую одежду, даже рожать стали «по-мужски» — разрезая живот.

Так что же такое современная одежда? Каждый в это понятие вкладывает своё. Моё толкование понятия одежды современной и народной я преподношу тем, кто приходит ко мне учиться.

В ходе этого путешествия удалось ещё побывать в Родовых поместьях в Рязанской области и Калужской. Запомнилась девушка Оля из поселения Ковчег, которая носит сарафан. В общем доме висит большой лист бумаги с планом поселения и фотографиями «помещиков». Тут-то я и подсмотрела, что Оля в дождливую погоду занимается рукоделием. Её мастерская пока в общем доме: швейная машина, оверлок, кипа журналов, коробка с тканями, и всегда рядом кто-то из учениц. Девочек прямо притягивает мастерящая что-то из ткани Оля. Ковчег довольно удалён от цивилизации, даже магазина здесь нет, но женщинам и девочкам есть с кого взять пример не только в сотворении с землёй, но и в традиционно женских рукоделиях, занятие которыми способствует открытию родовой памяти и обретению уверенности в своей творящей мощи. Если я могу всё, что умеют мои мама и бабушка, почему же я не смогу родить? Страх перед родами уходит, проверено на себе.

Надежда БЕЛОВА,

ведущая мастерица школы «Берегиня»,
консультант по методу быстрого точного кроя «ЛЮБАКС». г. Санкт­Петербург,
тел.: 8 (812)­461­77­61,
8­911­280­79­02.

 

Категория: №09(062)2009 | Добавил: winch (02.09.2016)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024