Десятки писем, полученные после публикация в «Родовой земле» моей статьи «Другая школа» (февраль 2009), призвали автора к Делу. Письма приходили из самых разных уголков России и Украины (кстати, вот уж где нет границ между братскими народами — так это в вере и образовании!).
Этот живой отклик показывает, что образование в нашем обществе всё ещё востребовано. Согласитесь, что события последних 20 лет говорили об обратном: отечественная система образования не только разрушена «сверху», но и не имеет «спроса» в широких слоях населения. Родители продолжают выкладывать денежные знаки за этот процесс, но оплачивают, по сути, не образование, а оболванивание своих детей. Смысл образования в нашем обществе за последние десятилетия был низведён до ЕГЭ и получения бумажек с печатями. В сложившейся структуре общества места под образование не осталось: воспитать идеального потребителя можно и без этих сложных гуманитарных «заморочек» (вспомните иллюстрацию у братьев Стругацких — «кадавра», выведенного профессором Выбегайло...).
Получив неожиданную поддержку, я принял непростое решение оставить работу и сосредоточиться на помощи тем создателям Родовых поселений, которые осознали образование в качестве ведущей задачи, а экологические, строительные и иные задачи подчинили главной. Более того, на первом же семинаре (в Новокузнецке) была получена стратегическая формула:
РОДОВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ = ШКОЛА.
Понятно, что речь здесь идёт не о школе как «камере хранения детей» (надо же их куда-то деть, пока родители зарабатывают деньги!), а о школе как месте смыслообразования, системе непрерывного образования людей независимо от их паспортного возраста. Образование выступает ведущим механизмом развития общества, то есть местом, где рождается образ будущего.
Ну и, в конце-то концов, надо же где-то начать подготовку тех волхвов, о пришествии которых мечтают поселенцы!
Наиболее наглядно эта новая для многих экопоселенцев формула — «образование первично» — была реализована в станице Зеленчукская, где стартовый семинар по запуску собственной системы образования проводился, когда из всех строений на полученном земельном участке имелся лишь первый забитый колышек, а свидетельство на право собственности было получено поселенцами на второй день семинара. В Твери мы работали с инициативной группой, ещё только мечтающей о создании поселения.
По приглашению создателей Родовых поселений были проведены встречи-семинары по проектированию авторских образовательных систем в Кузбассе, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае (куда смогли добраться наши друзья из Харькова), Твери. Создавалось ощущение, что мы встречались с очень родными по духу людьми — читающими одни книги, смотрящими одни фильмы, удерживающими общие ценности и цели. Не было необходимости в психологической притирке, длительной сверке оснований. Это же чудо, что умные, основательные, добрые люди научились находить друг друга и выстраивать совместную разумную деятельность!
В результате этих встреч возникло важнейшее понимание, что фундаментом новой школы, по сути, уже стало ведическое образование, стремительно открывающее нам свои истоки. Мы заново узнаём себя, свой язык, традиции, культуру предков.
Конечно, тут же находятся необразованные глупцы, либо люди без Совести, преследующие некие сиюминутные интересы, которые при первой возможности наклеивают поселенцам ярлык: «Сектанты!». Ничего кроме грустной улыбки эти попытки уже не вызывают, но всё же отметим, что явление сектантства в сегодняшней России очень широко распространено. Фактически в тоталитарную секту сегодня превратилось Министерство образования и науки, консервирующее развитие страны «новыми» образовательными стандартами. Население непрерывно и открыто преследуют мормоны, иеговисты. И никакой борьбы с ними что-то не наблюдается. Но стоило в Карачаево-Черкессии организоваться нескольким семьям, создающим Родовое поселение, как местная газетка разразилась: «Зеленчукскую ожидает нашествие сектантов». «Сектанты» отреагировали спокойно, со свойственным юмором. Лучшая отповедь завистникам — практика. С утра и до вечера работают как пчёлы, придумывают школу, поют песни, сажают огороды, рожают детей, проводят праздники, строят дома, закладывают Священные Рощи…
Крупнейшим событием в моей жизни стал праздник «День летнего солнцестояния», где я впервые прошёл по горящим углям. «Дух сильнее тела!» — в какой «госстандартной» программе узнаешь это?! А ведь по сути это и есть образование, высоко эффективное и развивающее.
Для нас удержание первооснов, опора на опыт предков — не сектантство, не прихоть и не игра в неоязычество, а необходимое условие возрождения духовного, душевного и телесного здоровья общества. Задача построения опережающего образования, формирование мыслящего и активно действующего поколения имеет практический смысл лишь на этом фундаменте. Мышление и Практическая деятельность, лишённые таких оснований — лишь меч в руках сумасшедшего.
Итак, мы научились снимать с себя шоры массового «образования» (а вместе с ними и весь стандартный комплект — седло, уздечку, кнут…). Перед нами сегодня гораздо более сложная задача — выращивание своей Родовой школы. Подробное описание Родовой школы как ядра Родового поселения потребует отдельной книги, которая в настоящее время готовится к изданию. Приглашаем коллег, имеющих опыт построения школ в Родовом поселении, к участию в этом проекте.
Что практически делается и сделано на сегодняшний день?
— Работают проектные группы. Переоформлено на новых основаниях большинство школьных образовательных программ: русский язык, приРодоВедение, чтение, физическая культура, математика и другие. Учебный предмет «Русский язык» приобрёл новое содержание: в школьную программу введено ключевое знание об устройстве и происхождении нашего языка — первого языка на Земле. Учебный предмет «Физическая культура» — как важнейшая часть культуры духовной, направлен на формирование принципиально здорового и счастливого человека.
— Учебный предмет «Наследие предков» (прежнее название — «история») теперь не выглядит как жалкий обрубок мировой истории. Наши учащиеся, в отличие от своих сверстников из государственных школ, получают возможность восстановления целостной исторической картины мира. Новые археологические открытия и труды современных историков лишь подтверждают утверждение М. В. Ломоносова о нашей многотысячелетней истории. В повседневную практику Школы Рода входит русский календарь — «Солнечный Колодар» (см. «Родовая Земля», июнь-июль 2009). Привычным становится указание на текущий 7518 год от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме).
— Организованы регулярные проектные и обучающие семинары, на которых участники Школы Рода конструируют учебные предметы и программы, осваивают «науку образности», учатся мыслить и обучать мышлению своих детей в ежедневной практике.
— Создаётся Родовая библиотека.
— Выстраиваются взаимосвязи между Родовыми поселениями — от Сибири до Крыма, это уже более 20 поселений. Готовятся общие программы, совместные учебные занятия, образовательные лагеря.
— Осенью начинает работу базовая школа. Место её расположения определено в соответствии с теорией А. Беспалова (см. статью «Аккупунктурные точки Земли», «Родовая земля»). Пространство Сибирского Беловодья уже откликнулось на наш образ, что выражается в «естественном» привлечении к работе большого числа прекрасных людей — и именно тех специалистов, которые особенно нужны.
— Создан методологический центр для поселений, создающих Родовые Школы.
Весьма важно, что Школа Рода выстраивается не как экзотическая школа для малокомплектных школ экопоселений, а как реальный ресурс развития современного общества. Жители отравленных городов сегодня лишены многих природосообразных возможностей развития, но именно поэтому такой образовательный проект важен для реализации в условиях любого индустриального города.
Школа Рода — не моя авторская школа. Верх самонадеянности — объявлять своё единоличное авторство там, где зарождается энергия Сотворения. Наша методология проектирования основана на том, что каждое поселение при разумной методологической помощи и выстроенных общих основаниях способно разработать свою — авторскую — систему образования, по крайней мере — способно участвовать в разработке. Копия самой лучшей школы всегда окажется хуже оригинала — просто потому, что при копировании работают совсем иные энергии. Мы рождены творцами и способны к творению, этому обучаем и детей своих.
Но поскольку работа эта необычайно трудоёмкая, а инерция сознания в сфере образования традиционно высока, задача построения Школы Рода может быть успешно и в обозримые сроки выполнена лишь всем Мiром. Да помогут нам в этом деле наши Боги — предки наши!
Анатолий Сторожев. г. СанктПетербург. anstor@ya.ru |